Почему горят торфяники
В Киевской области пожарные продолжают тушить 24 очага тления торфа на общей площади около 119 га. Торфяники горят в Киево-Святошинском, Вышгородском, Васильковском, Броварском, Обуховском, Бориспольском и еще пяти районах области. Смог и привкус гари ощущают не только жители окрестных сел, но и киевляне. Наибольшее превышение концентрации продуктов горения зафиксировано в Деснянском, Святошинском и Соломенском районах столицы.
В Госслужбе по чрезвычайным ситуациям говорят, что основные причины пожаров - аномальные климатические условия (с 1 по 20 октября не было дождей, за 155-летний период метеонаблюдений это впервые), неосторожное обращение с огнем и умышленный поджог. Возгорание торфяников в сентябре в ГСЧС объясняли так же - жаркая и сухая погода, непотушенные костры и еще много чего другого.
Впрочем, такая ситуация становится привычной - дым от торфяных пожаров регулярно накрывает Киев и соседние населенные пункты. Потушить торфяники почти невозможно, надежда только на сильные дожди. На возгорание торфяников власти смотрят как на неуправляемое стихийное бедствие, примерно как на цунами или землетрясение. Но главная причина пожаров вовсе не метеорологические условия и непотушенные окурки, а элементарное нарушение правил землепользования, о чем как местные власти, так и областные чиновники предпочитают умалчивать. Им выгоднее устранять последствия, а не решать проблему глобально.
О том, почему в Киевской области регулярно горят торфяники и как этого избежать, "ДС" поговорила с заместителем председателя совета Ассоциации "Земельный союз Украины" Андреем Мартыном.
А. М. Корни проблемы лежат в высокой стоимости земли вокруг Киева. Заболоченные участки массово осушаются для того, чтобы там можно было что-то построить. Вследствие того, что прокладываются дренажные каналы, вода отводится с болот, мы получаем ситуацию, когда почва становится пересушенной. А сухой торф крайне пожароопасный, его легко поджечь неаккуратно брошенным окурком. И проблема в том, что горение происходит под землей, и тушение торфяников - это сложный процесс. Одна надежда, что пошли дожди и горение прекратится.
"ДС" То есть, самый эффективный способ предотвращения торфяных пожаров - это увлажнение болот, которые ранее осушили? Кто должен проводить эти работы?
А. М. Проблема в том, что вокруг Киева большая часть земель передана в частную собственность, в том числе и те участки, где находятся торфяники. К сожалению, "поезд уже ушел" - множество земель под Киевом поменяли целевое назначение, сельхозугодия и торфяники формально считаются землями жилой и общественной застройки. И сегодня заставить собственников строить мелиоративные каналы для того, чтобы подтопить эти земли, нереально. Понятно, что владельцы участков, которые планировали что-то там строить, не будут этим заниматься, они не заинтересованы в том, чтобы затапливать участки и держать торф во влажном состоянии.
"ДС" Получается, торфяники и дальше будут гореть, и ничего с этим нельзя сделать?
А. М. Тут, скорее всего, государству надо применять какие-то санкции к собственникам земельных участков, которые допускают возгорание торфа в пределах своей недвижимости. Если будут установлены достаточно большие штрафы, то землевладельцы будут если не заболачивать территорию, то хотя бы следить, чтобы там не разжигали костры.
"ДС" Одна из версий причин возгорания торфяников - их специально поджигают...
А. М. У нас есть прецеденты, что участки леса поджигали для того, чтобы "освободить" землю под застройку. Но в случае с торфяными участками, не думаю, что в этом есть смысл.
"ДС" В Финляндии с торфяными пожарами борются с помощью контролируемого затопления - если лето очень жаркое, уровень воды на торфянике поднимают, а если влажное - опускают, чтобы излишне не заболачивать местность. Почему у нас не применяется этот метод?
А. М. Болота - одни из лучших экосистем, по воздействию на окружающую среду они даже лучше, чем лесные массивы. В идеале торфяные болота должны находиться в увлажненном состоянии. Проблемы с возгоранием торфяников не будет только тогда, когда наше государство перейдет к полноценному территориальному планированию и установит, что на землях с болотами мы не будем ничего строить. А если уж возникает такая необходимость, то сначала надо убрать торф. В противном случае, когда просто осушаются значительные площади земель для того, чтобы в перспективе их застроить, они всегда будут представлять опасность.