Демон вещизма. Зачем молодые и успешные отказываются от покупок

В знак протеста против постоянно подогреваемых потребительских настроений люди отказываются от лишних трат

Общество потребления, являясь удобной ловушкой, во многом определяет образ жизни большинства людей. И, что довольно логично, находятся люди, которые пытаются выбраться из нее. В последние несколько лет стало популярным движение "Год без покупок": люди отказываются от многих привычных вещей, чтобы проверить, сколько им на самом деле необходимо для жизни.

Конфликт времен хиппи

Движение антипотребительства родилось в США и других экономически развитых странах - именно там бесцельное потребление стало чем-то вроде зависимости, тогда как в бедных странах с зависимостью от покупок чаще борется твой собственный кошелек. 

Против бесконечного потребления выступают современные минималисты: движение зародилось в середине нулевых в американской блогосфере. Они предлагают простую философию: освободиться от ненужных вещей, событий, людей и всего, что может перегрузить твою жизнь. На деле, по их словам, человеку нужно фантастически мало, и попытки угнаться за модой и рекламой - не более чем следствие работы маркетологов. Но в самом движении мало нового: достаточно вспомнить битников 40-50 годов в США, а уже позже - хиппи, пытавшихся сломать привычный образ мышления и жизни среднестатистических граждан.

Суть конфликта между обществом потребления и новыми поколениями, которые пытаются создать другой мир, отображена в книге Хантера Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Слом идеалов монетизации можно найти также у Фредерика Бегбедера в "99 франках", где довольно много сказано о рекламе, поглощающей рациональность мышления, и в "Ампир В" Виктора Пелевина, где поднята тема корпораций и корпоративной культуры. Считает, что современный капитализм использует рекламные технологии для создания системы потребительского поведения, и французский философ Бернар Стиглер. По его словам, это приводит к непрерывному потреблению и гиперпотреблению.

Во многом людей, которые отрицают вещизм и капиталистический склад мышления, можно назвать маргиналами - это и добровольные отшельники, свободные художники, блогеры, так или иначе экспериментирующие со своей жизнью. Критикуют минималистов за то, что, по сути, они остаются в своих экспериментах в рамках "культурного капитализма". Словенский философ Славой Жижек, например, считает неэффективными "псевдозеленые" стратегии, направленные против общества потребления, но на деле включенные нее: те же акции в защиту окружающей среды, которые мотивируют нас покупать довольно бесполезные чашки и футболки. Кроме того, лайки и просмотры тоже монетизируются, а попытка получения бесплатных товаров и услуг за счет акций и натурального обмена - не более чем иллюзия ухода из ловушки, ведь это всего лишь способ экономии.

Нищета или новая жизнь?

Изначально идея полного отказа от покупок кажется нереальной: а как же проезд, спросите вы, аренда жилья и еда? Действительно, движение не заставляет вас совсем отказываться от жизни в городе, переезжать в вигвам и разыскивать мамонтов в пустыне. Необходимые траты вроде оплаты коммунальных услуг и закупки продуктов в холодильник остаются, а вот ездить стараются на велосипедах, готовить только дома и максимально беречь уже имеющиеся вещи и одежду. Сэкономленные деньги тратятся на путешествия, мастер-классы и другие способы получить впечатления, а не вещи.

Самый яркий пример экономии при отказе от покупок - история Джеффри Шушкевича и Джули Филипс из Канады, которые, прожив год без покупок, сэкономили более $55 тыс. 31-летний бухгалтер и 29-летняя сотрудница Университета Калгари в первые три месяца отказались от покупок всех потребительских товаров: бытовой техники, одежды, хозтоваров, а потом - от услуг - общепита, парикмахерских и расходов на бензин. Все это они заменили домашними обедами, поездками на велосипедах, даже зимой, либо же автобусах - при очень больших расстояниях.

Друзья научились изготавливать жидкость для стирки и уборки, хотя достаточно эффективную жидкость для мытья посуды им сделать так и не удалось. Они даже попытались выращивать овощи на гидропонике, но еды не хватило. Тем не менее друзья значительно сократили свои потребности, в результате чего Джеффри отложил $42 тыс., Джули - $13 800 (сказалась разница в доходах). Джеффри признавался, что ему было довольно сложно отказаться от шопинга и парикмахерской, Джули - от ресторанов, баров и кафе, где она регулярно оставляла десятки долларов. Легче всего оказалось отказаться от покупок лишней одежды.

Подобный эксперимент проводит в этом году рижанка Сабине Коклачова: она, хотя и не пытается впадать в крайности вроде изобретения собственного средства для мытья посуды, ведет блог, старательно фиксируя те расходы, от которых ей удается отказаться.

Еще один известный пример - британская журналистка Мишель МакГау, которая также прожила год без лишних трат. В список необходимого она внесла коммуналку и еду, убрав расходы на проезд. Новый образ жизни означал длительные поездки на велосипеде, прогулки в парках, дикие пляжи и поиск бесплатных билетов, еды и развлечений. Также она поучаствовала в ряде волонтерских проектов вроде уборки парков и нашла новых друзей.

По словам журналистки, жизнь без денег делает человека более контактным: чтобы получить что-то без финансов, приходится прибегать к обмену. Кроме того, это дает возможность развить дополнительные навыки, Мишель, к примеру, научилась сама чинить свой велосипед, ходить в походы с палатками (что предусматривает как минимум навыки разведения костра, рубки дров и т. д.). Журналистка признается, что стала счастливее, но скучает по маленьким радостям вроде покупки цветов или похода на вечеринку друзей, которая предусматривает траты.

Примеры борьбы с вещизмом просочились и в Украину. Активисты, например, отказываются от использования пластика, покупок дорогой брендовой одежды, отдавая предпочтение секондам, и делают выбор в пользу bla bla car. В Киеве журналисты проводили уже не один эксперимент по проживанию месяца за определенную маленькую сумму, а сейчас появились и те, кто пытается так прожить целый год. Но тут болезненно очевидно, что живущие на минимальную зарплату люди давно умеют выживать без лишних трат.

Свобода против стабильности

Из того, что явно говорит в пользу нового движения, - обретение большей свободы и экономия значительный сумм денег в течение года. Однако психологи смотрят на это явление несколько проще. Они объясняют моду на отказ от покупок тем, что базовые нужды людей обеспечены, и потому они выходят на новый уровень потребностей - впечатления, путешествия, общение, духовный рост, а для этого им тоже нужны ресурсы. В итоге они стараются перераспределить баланс и найти золотую середину. Полностью победить вещизм им таким образом не удастся, но перестроить свой собственный образ жизни - вполне.

Впрочем, если лет через 30 всю нашу работу заберут роботы, а люди начнут жить на безусловный доход, именно к философии минимализма им и придется прийти при отсутствии возможностей получить дополнительные финансы. Так что, возможно, это просто задел на будущее.