Победа побежденного. Зачем Украине амарант
Давно ставшую крылатой фразу "новое - это хорошо забытое старое" периодически вспоминают все, причем в абсолютно разных ситуациях. Последние несколько лет украинские земледельцы, чьи впечатляющие достижения сделали агросектор едва ли не главным драйвером экономики страны, произносят ее в адрес амаранта. Некогда это растение, также известное как щирица, наряду с маисом (кукурузой), бобовыми, картофелем и кассавой (маниоком) щедро кормило жителей целого континента. Затем в течение сотен лет "притворялось" исключительно декоративным. А сейчас триумфально возвращается в зону внимания пищепромышленников, фармацевтов, косметологов и врачей, обещая стать одной из самых востребованных сельскохозяйственных культур мира. А заодно и самых прибыльных.
Для нашей страны, в экономике которой роль дохода от экспорта сельскохозяйственной продукции трудно переоценить, решение "амарантового вопроса" может стать поистине золотой жилой. Тем более что этот любимый цветоводами псевдозлак нетребователен к почвам и поливу, а, следовательно, может расти там, где возделывание других культур затруднено. Впрочем, попробуем изложить все по порядку.
Хлеб инков
Представителей ботанического семейства Амарантовых (лат. Amaranthaceae) можно встретить на всех континентах. А без некоторых из них мы и вовсе не представляем своего существования. Ведь к нему, например, относятся свекла, без которой немыслима ни сахарная промышленность, ни украинский борщ. А еще витаминный шпинат и лечебный "почечный чай" пол-пала (эрва шерстистая), а также печально известные со времен Голодомора лебеда и марь. Тем не менее самым первым кормильцем человечества из всех "родичей щирицевых" стал американский амарант. При археологических раскопках близ города Теуакан (Мексика, штат Пуэбла) были обнаружены его семена, собранные за 4 тысячи лет до н.э.
В культуру это растение было введено цивилизацией майя, сформировавшейся в период 2 000 - 250 гг до н.э. и оставившей после себя богатое культурное наследие в виде памятников письменности, архитектуры и искусства, а также математической и астрономической систем. Впоследствии полезная сельскохозяйственная практика была перенята инками и ацтеками.
По этой причине за амарантом закрепились такие известные прозвища как "хлеб инков" и "пшеница ацтеков". Действительно, при отсутствии таких классических для Старого света злаков как рожь, пшеница, овес и др. его крохотные зерна с успехом выполняли ту же функцию, являясь для жителей Мезоамерики важнейшим источником питательной крупы и муки для изготовления хлеба. Более того, именно за их счет покрывалась львиная доля (до 80%) потребностей в калориях. Кроме того, в пищу использовались и молодые листья.
Для европейцев первооткрывателями амаранта стали подданные последнего императора ацтеков Монтесумы II. К моменту появления на их земле конкистадоров ценное растение возделывалось более чем на 5 тыс гектарах земли, с которых ежегодно собирали несколько десятков тонн бесценных семян. Это был третий по объему урожай после кукурузы и бобовых. Только во дворец правителя в Теночтитлане (современный Мехико) ежегодно отправлялась "амарантовая дань", гарантирующая запас этого стратегического продукта на случай нескольких лет неурожая. Плюс из оставшихся после обмолота прицветников получали чрезвычайно востребованную красно-бордовую краску.
Война с амарантом
Семена амаранта использовались не только как повседневный продукт питания, но и являлись частью важнейших религиозных ритуалов. Многие из них сегодня известны благодаря Диего Дюрану (исп. Diego Duran, 1537-1588), оказавшемуся в Тескоко (втором по величине городе империи ацтеков) в раннем детстве и сумевшему искренне полюбить коренной народ Мексики. Поэтому, невзирая на вступление в 18 лет в орден доминиканцев, он взялся за составление "Книги богов, традиций и церемоний во время праздников в честь богов", отражавшей особенности местной религиозной культуры. В этом труде, законченном в 1570 г., Дюран, в частности, описал, какую роль мелкие блестящие зернышки играли в обряде, проводимом в честь покровителя Теночтитлана и великого волшебника ацтеков, бога солнца и войны Уицилопочтли.
Все начиналось с первого дня посвященного ему месяца, который длился с 7 по 26 декабря (календарь майя и ацтеков включал 18 месяцев по 20 дней). Из "глины", состоящей из амарантовых семечек и меда, изготавливалась огромная статуя национального бога, которая затем раскрашивалась опять-таки амарантовой краской. Она была главным "зрителем" почти трехнедельных процессий, танцев, молитв и жертвоприношений, проходящих на фоне строгого поста. По окончании же всех положенных ритуалов амарантовый истукан дробился на мелкие части, чтобы все присутствующие могли вкусить его "божественной плоти".
Роль амаранта в религиозных отправлениях ацтеков сделало его в глазах завоевателей дьявольским растением, подлежащим тотальному уничтожению. Свято уверовав в то, что этот шаг вернее прочих поможет отвратить аборигенов от их языческой веры и обернуть в христианство, участники конкисты несколько лет подряд систематически выжигали и разоряли амарантовые поля, пока в 1577 году индейцы не прекратили борьбу за сохранение ценной культуры. А так как амаранты быстро дичают, то даже уцелевшие после погромов экземпляры превратились в сорные растения.
Амарант умер, до здравствует амарант!
Однако истребляя культурный амарант на землях Америки, сами европейцы не смогли устоять перед его красотой. Поэтому амарантовые зерна прибыли в Испанию и Португалию, где необыкновенные цветы, как и их соотечественник подсолнечник, быстро стали популярным украшением цветочных клумб. Оттуда же они распространились не только по всему европейскому континенту, но и были завезены в Африку и Азию. Тогда-то выяснилось, что на территории современных Индии, Китая, Непала и Пакистана уже известны свои виды амаранта (в частности, трехцветный, Amaranthus tricolor), которые также служат источником питательного зерна и овощной зелени.
Еще интереснее, что "родня" индейского амаранта нашлись даже в "колыбели европейской цивилизации". Так, согласно древнегреческим мифам, этот цветок облюбовала сама богиня охоты и плодородия, вечно юная Артемида, покровительствующая всему живому на земле. Ведь его необычные "колоски" остаются красивыми и яркими даже в засушенном виде. Отсюда, собственно, и само название растения αμαραντος, которое буквально переводится как "неувядающий цветок" (от греческих слов μαρασμο - увядание, аνθος - цветок, и отрицательной приставки α-). Его листья и семена эллины использовали в медицинских целях. Эту же практику впоследствии переняли и в Древнем Риме.
Вероятно, именно из Средиземноморья амаранты проникли и на территорию Киевской Руси, хотя доподлинно этот путь проследить невозможно. Лингвисты считают, что местное имя "щириця" они получили благодаря тому, что их неувядающие цветы стали символом искренней любви. Точнее, щирого кохання. Так что в русском языке растение должно было бы стать не щирицей, а искренницей. Правда, в отличие от амаранта культурного, семена всех современных видов растущей у нас дикой щирицы (метельчатой, запрокинутой, голубоватой и белой) не представляют ценности. А вот листья и молодые побеги этих сорняков вполне съедобны: их можно варить и тушить, как шпинат.
Амарант как суперфуд
Первые шаги по восстановлению культурных посадок амаранта в промышленных масштабах были предприняты в районе 1890 года. "Виновниками" этой инициативы стали европейские фермеры, обратившие внимание на то, что клумбы и живые изгороди с "бессмертниками" пользуются неослабевающим интересом домашней скотины и птицы. Однако эксперимент длился недолго. Из-за переопыления с местными видами дикой щирицы созревшее зерно получилось неважного качества и к тому же так лихо развеялось по соседним хлебным полям, что их владельцы были вынуждены серьезно бороться с невесть откуда взявшимися сорняками. Ну а амарантовый силос, невзирая на отменное качество, не окупал затраченных усилий.
Казалось бы, с сельскохозяйственной карьерой амаранта было покончено. Но когда в 1972 году работавший в Национальном университете Австралии физиолог Джон Даунтон неожиданно обнаружил, что в белке "пшеницы ацтеков" в большом количестве присутствует чрезвычайно ценная незаменимая аминокислота лизин, его судьба снова круто изменилась. Повторные исследования, проведенные в других лабораториях, не только подтвердили открытие Даунтона, но и выявили столько других уникальных свойств щирицы, что с 1975 года ее исследования под патронатом Министерства сельского хозяйства США стали непрерывными.
Параллельно были предприняты меры для восстановления утраченных культурных сортов амаранта A. сaudatus, А. cruentus и А. hypochondriacus - то есть хвостатого, багряного и печального, а также выведения гибридов, объединяющих лучшие характеристики "родителей". Благодаря этим усилиям "хлеб инков" снова стал расти на землях Америки (как Южной, так и Северной), а также завоевывать новые рубежи в Юго-Восточной Азии, Китае, Африке и Европе.
В настоящее время из его семян, в составе которого присутствует ценный белок (13 - 21%), жиры (5-7%) и углеводы (55-62%), промышленным образом готовят крупу, муку, детские смеси, а также высококачественную выпечку, макаронные и кондитерские изделия, которые могут смело употреблять лица, нуждающиеся в безглютеновой диете.
Чрезвычайное внимание уделяется также получению амарантового масла, не имеющего себе равных по содержанию сквалена (от лат. squalus - акула). Это соединение, впервые обнаруженное в 1906 году в печени акулы японским ученым Митцумаро Цуджимото, принимает непосредственное участие в липидном обмене.
Согласно последним теориям, с недостатком его уровня в организме могут быть связаны процессы, приводящие к атеросклерозу, дефициту иммунитета и ухудшению регенерации тканей - то есть всех "радостей", свойственных старению. Более того, именно оно предположительно является главным "виновником" признанной полезности средиземноморской диеты. Поэтому в настоящее время масло амаранта равно востребовано в фармацевтической, косметической и пищевой промышленности.
Бизнес, который мы выбираем
В настоящее время мировой рынок амаранта, стабильно увеличивающийся на 12% в год, оценивается в 500 млн. долларов. При этом востребованность культуры так велика, что перерабатывающие предприятия заранее заключают с производителями сделки на выкуп 100% будущего урожая. Особенно ценится продукция органического земледелия: если стоимость обычных товарные семян в 2018 году составляла 25 тыс. грн. за тонну, то органических - 35 тыс. грн. за тонну. А так как органическое земледелие исторически является сильным местом Украины, у наших аграриев есть все шансы занять ведущие позиции и среди производителей "идеального" амаранта. Тем более что у этой культуры нет известных насекомых-вредителей, а оставшаяся после сбора урожая зеленая масса и даже полова могут быть ценным кормовым сырьем.
Судя по тому, что в 2017 году в стране появилась Ассоциация производителей амаранта и амарантовой продукции, эти перспективы были оценены адекватно. И хотя пока на долю Украины приходится не более 0,1 % мирового объема соответствующего товара, интенсивность работ обнадеживает. По итогам 2018 года общая площадь амарантовых посевов выросла до 800 га. При этом доля органических посевов увеличилась в 6 раз.
Как следствие развития нового бизнеса, в стране появились такие "экзотические" товары как амарантовое масло, крупа, мука и т.д., большая часть которых пока уходит на экспорт. Но хочется верить, что еще через некоторое время и наша промышленность освоит выпуск готовых лакомств из "пшеницы ацтеков". Ведь, говорят, амарантовый хлеб получается очень пышным и долго не черствеет, а сладости из амарантового "попкорна" имеют ореховый привкус и запах. Интересно попробовать.