"Нам нужно мясо". Как Китай загнал айтишников в трудовое рабство
В последние годы в странах бывшего Союза, особенно в Литве, Беларуси и Украине, программисты и смежные с ними IT-специалисты стали настоящей элитой среди наемных работников — с огромными (по местным меркам) зарплатами и условиями труда, учитывающими "любой каприз".
В США ситуация похожая — там заведомо больше получают только врачи, финансисты и юристы. В Европе вокруг программистов нет такого ореола избранности, там они просто уважаемые и хорошо оплачиваемые работники. А вот в Китае, который сегодня стал одним из технологических лидеров планеты, ситуация принципиально иная.
Несколько лет назад в IT-сообществе США много шума наделала история одного программиста, который считался очень ценным и успешным сотрудником, выполнявшим намного большие объемы работы, чем его коллеги. Подозрения, что что-то не так, появились у этих самых коллег, когда они заметили, что на самом деле "трудоголик" прямо в офисе днями напролет играет в компьютерные игры.
Анализ логов интернет-активности показал, что этот программист, получив очередное задание, просто скидывал его нескольким программистам в Китае, которых сам же и нанял. Последовавшее расследование выявило, что сам сотрудник вообще практически не писал программный код. Он отдавал нанятым четверым китайцам примерно пятую часть своего месячного дохода (на всех), и они были очень довольны.
Работа без радости
Китайским программистам далеко до статуса "технической элиты", который они имеют во многих других странах. В 2018-м в Китае каждую неделю появлялось по четыре новых долларовых миллиардера, и происходило это в основном в IT-индустрии. Но в основе этого преуспевания — работа на изнеможение. Сотрудникам китайских IT-компаний не хватает времени на сон и еду, не говоря уже о личной жизни.
Гонконгская газета South China Morning Post провела собственное исследование того, как работают компании "китайской Кремниевой долины" — так неофициально называют научный центр Чжунгуаньцунь, в котором расположены стартапы и интернет-гиганты вроде Baidu, Meituan, ByteDance. Оказалось, у всех лидеров китайской IT-индустрии одни и те же проблемы с персоналом: многочасовые переработки, боязнь увольнения, сексистская рабочая среда и отсутствие правовой защиты.
Как пишет газета, в китайских IT-компаниях принято работать по графику "996" — с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю. И десятки тысяч людей действительно работают днями и ночами, мечтая стать следующим Джеком Ма (создатель компаний Alibaba и AliExpress). Некоторые послабления выглядят издевательством: китайский "единорог" ByteDance, которому принадлежит популярный подростковый видеосервис TikTok, ввел чередование "длинных/коротких" недель, когда сотрудники работают по шесть дней всего раз в две недели.
Нелегко приходится в Китае и женщинам, рискнувшим пойти работать в IT-индустрию. Они постоянно сталкиваются с вакансиями, на которые приглашают только мужчин. А на собеседованиях их спрашивают: "Сложно ли быть девушкой-разработчиком?" или "Готовы ли вы расстаться со своим молодым человеком?" При этом на женщин в полной мере распространяется присущий отрасли "вынужденный трудоголизм".
Впрочем, в Китае IT-работодатели отлично понимают: если уж приходится выжимать из работников все соки, то сама соковыжималка должна быть очень качественная. Отсюда и удобные офисы, в которых работают китайские программисты, бесплатные обеды, офисные спортзалы, салоны и рекреационные зоны. Однако, по данным South China Morning Post, сами китайские айтишники считают это инструментом эксплуатации: работодатель подталкивает их к тому, чтобы больше работать.
Результат — проблемы со здоровьем, из которых на первом месте хроническая бессонница. Далее следуют нервное истощение и нарушения репродуктивной функции. Закономерное следствие такой практики — высокая текучесть кадров в китайских IT-компаниях. В среднем китайские программисты, системные инженеры и тимлиды работают в одной компании менее 2,6 года, тогда как их коллеги из Кремниевой долины — 3,65 года.
Подноготная Huawei
Журналисты американского телеканала CNN буквально в самом преддверии торговой войны между США и Китаем провели глубокое журналистское расследование, изучив корпоративную культуру корпорации Huawei — крупнейшего в мире производителя телекоммуникационного оборудования. Примечательно, что его закончили буквально накануне того, как Huawei была практически запрещена в Штатах, а из Китая начали изгонять американскую Apple.
Главный вывод журналистов CNN: стать мировым лидером компании позволил "волчий дух", то есть жадность сотрудников до денег и готовность работать в суровых условиях. Сюда же нужно отнести щедрую поддержку китайского правительства и кражи чужой интеллектуальной собственности. Все эти идеи (если так можно назвать) еще в 1987-м заложил основатель и нынешний гендиректор Huawei, бывший инженер китайской армии Жэнь Чжэнфэй.
В интервью CNN Чжэнфэй рассказал, что и сейчас считает: для достижения успеха сотрудники должны оставаться "голодными". Так что нынешнее противостояние с американскими властями, как считает глава Huawei, "пойдет на пользу тем сотрудникам, которые за годы успеха успели стать ленивыми, коррумпированными и слабыми".
В прошлом он не раз советовал им "быть более наглыми", если это идет на пользу бизнесу. В числе компонентов "волчьего духа" упоминаются "кровожадная" (то есть жадная до денег и внешних атрибутов успеха) натура, бесстрашие, устойчивость к жестким условиям и способность работать в команде.
Когда-то такой подход позволил Huawei из торговца электроникой других производителей превратиться в разработчика собственных технологий. Да, в это были инвестированы большие денежные и человеческие ресурсы, но остальное делалось по "мобилизационной" модели. Был построен большой промышленный корпус с рабочим пространством и кухней. Вдоль стен поставили кровати, на полу лежали матрасы. Сотрудники работали в суровых условиях, ели и спали там же. Так за год компания смогла создать собственную систему телефонной коммутации.
По мере роста бизнеса от такой модели пришлось отойти. В Huawei была сформирована система щедрых финансовых поощрений — их получают те работники, которые достигли или превзошли поставленные цели. В первую очередь это касается менеджеров, которые развивают бизнес, в том числе смартфонный, на новых рынках в развивающихся странах Африки, Южной Америки и Азии.
Об этом в интервью CNN рассказал бывший проектный директор Huawei, он в конце 2000-х и первой половине 2010-х годов работал на нескольких развивающихся рынках. По его словам, получаемые им бонусы и ежегодные дивиденды на акции компании значительно превышали базовую зарплату. Прочие компании в Китае не предлагали таких поощрений, поэтому Huawei смогла переманить его из другой телеком-компании и сразу же, после короткого тренинга в Шэньчжэне, отправила за границу.
"Финансовая мотивация — это единственная вещь, которая работает. Нас зовут носителями "волчьей культуры". Это значит, что мы волки, нам нужно мясо, нам нужны деньги", — пояснил он. Собственно, и сегодня от сотрудников Huawei ожидают, что они будут отвечать на звонки в любое время суток. Если клиент звонит с проблемой в полночь, инженеры немедленно приступают к ее решению. И хоть все переработки компенсируются в финансовом плане, такой график выдерживают не все — многие уходят из-за усталости и полного разрушения личной жизни.