После оккупации и в условиях войны. Как Клиника Спиженко продолжает лечить онкобольных
Основательница Клиники Спиженко Наталья Спиженко и директор по стратегическому развитию Анастасия Бортник о том, как война изменила работу клиники
Клиника Спиженко открыла свои двери для пациентов в 2009 году. Здесь впервые в Восточной Европе начали лечить опухоли с помощью роботизированной радиохирургической системы КиберНож (CyberKnife). Поэтому в клинику обращались не только украинцы, но и пациенты из-за рубежа. В 2016 году клиника расширилась и на ее базе был создан многопрофильный Центр онкологии. Здесь ничего не напоминает традиционную больницу, ведь благодаря дизайнерскому оформлению и вниманию к комфорту каждого пациента все клиенты клиники получают настрой на позитив и выздоровление. В Клинике Спиженко ставку делают и на современное оборудование: уникальный радиохирургический комплекс КиберНож дополнен современной лучевой терапией (IMRT, электронотерапия), возможностями органосберегающей хирургии и нейрохирургии, химиотерапии и иммунотерапии, таргетной терапии. Кроме того, на базе новых корпусов созданы Центр семейной медицины и Центр современной инновационной хирургии, которые сконцентрированы на раннем выявлении рака и лечении неонкологических заболеваний. Клиника Спиженко наладила сотрудничество с лучшими онкологическими клиниками Европы и мира, ее специалисты постоянно повышали квалификацию и обменивались опытом с зарубежными коллегами, занимались научной работой.
Однако все изменилось 24 февраля 2022 года. Клиника находится в Бучанском районе Киевской области. С началом полномасштабного вторжения вокруг клиники развернулись бои, некоторое время территория была под оккупацией. Команда Клиники Спиженко во главе с основательницей Наталией Спиженко решила сменить профиль и оказывать помощь раненым. Но после освобождения Киевщины клиника возобновила работу по своему основному профилю и продолжает оказывать помощь онкопациентам.
Основательница клиники Наталья Спиженко и директор по развитию Анастасия Бортник рассказали, какие довоенные планы по развитию медучреждения пришлось отложить, а какие продолжают воплощать, как команда перестроила процессы и адаптировалась к новым реалиям, и как удается формировать видение будущего бизнеса в условиях полной неопределенности.
Основательница "Клиники Спиженко" Наталия Спиженко:
Главная цель нашего бизнеса, то, что объединяет всю нашу команду, – качество жизни пациента. Это даже больше, чем успешное лечение рака. Это акцент на профилактике, на раннем выявлении болезни, на создании условий, когда человек не должен самостоятельно искать обследования и процедуры, которые ему нужны, ведь он может просто прийти к нам и получить в клинике все, что необходимо в его случае. Мы строили и развивали классическую университетскую клинику, ставили перед собой цель развивать качественно новые стандарты онколечения в Украине. И нам это удавалось. Так, на базе нашей клиники проходил единственный в Украине конгресс медицинских физиков.
У нас было немало планов: строительство новых корпусов, открытие кардиологии, детской онкологии и трансплантологии, работа с турецкими специалистами с мировым именем. Речь шла о видении грядущего года на пять вперед. В частности, я рассматривала открытие нового для Украины направления детокс-терапии – это важная составляющая восстановления человека после лечения онкоболезни.
Планировали все: от инвестиций в строительство до инвестиций в обучение команды. Полномасштабная война застала нас в тот момент, когда мы консолидировали силы для новых этапов развития и точно не были готовы к тому, что главной задачей станет просто выстоять. Впрочем, война не рассеяла наши силы, а еще больше объединила команду. Я верю, что люди, которые в условиях, когда за окнами гремели канонады и взрывы, оперировали, оказывали помощь и практически жили в клинике, в мирных условиях способны на все.
После освобождения Киевщины мы решили сразу возобновить работу по основному профилю, ведь в Украине разрушены многие учреждения, оказывавшие помощь онкопациентам. В таких условиях мы просто обязаны работать.
Да, нам пришлось отложить некоторые планы, трансформировать их, но мы не отказались от основных векторов развития. Скажем, планируем продолжить строительство новых корпусов, но с меньшим количеством этажей. Но фундамент мы сделаем прочный: чтобы потом можно было добывать столько, сколько нужно нам и нашим пациентам.
Вообще я уверена, что украинцы способны на качественный прорыв и после войны мы по-новому посмотрим на украинский бизнес. Наши люди уникально трудолюбивы, а наш уровень сервиса может служить примером для многих стран. Я знаю, что моя команда приложит все усилия, чтобы после победы к нашим специалистам ехали пациенты со всего мира.
Директор по развитию Анастасия Бортник:
Украинцы сейчас находятся в состоянии стресса, люди сместили внимание на другие проблемы, поэтому не всегда вовремя обращаются за помощью. Профилактика, скрининг, своевременное прохождение чекапов из-за войны часто не в приоритете. Да и платежеспособность пациентов, конечно, снизилась. Кроме того, часть людей боится возвращаться на находящиеся в оккупации территории, а наша клиника именно в таком месте.
Что делаем, чтобы справиться с этими проблемами? Работаем. Мы открылись, как только это стало возможным, и продолжаем работать с теми же подходами к лучевой терапии, лечению, сервису, что и до 24 февраля. Мы не просто сохранили команду – к ней присоединяются новые высококлассные специалисты, переехавшие с оккупированных Россией территорий. Мы готовы и открыты для международного сотрудничества в формате совместного с зарубежными специалистами консультирования наших пациентов.
Украинский бизнес, как и нация в целом, очень устойчив и одновременно гибок. Мы сохранили клинику в условиях боевых действий, пережили оккупацию, ни минуты не колебались, открываться ли, как только ВСУ освободили Киевщину. И я уверена, что мы найдем новые гибкие модели, инновационные решения, как продолжать помогать выздороветь от рака как можно большему числу людей.
Мы настроены на победу. На нашу общую победу в войне, на победу в бизнесе, на победу над онко у наших пациентов.