Цифровой "Веселый Роджер". Когда сетевых пиратов перестанут приравнивать к убийцам

Воровство контента не приводит к значительным потерям прибылей. Но для амнистии пиратских ресурсов этого мало

Член Партии пиратов Германии Джулия Реда опубликовала отчет Еврокомиссии, немного шокировавший яростных борцов с интернет-пиратством. Исследование, заказанное еще в 2013 г. у компании Ecorys за $360 тыс., доказывает, что серьезных финансовых потерь нелегальный контент правообладателям не наносит. 

Что интересно: исследование было прекращено Еврокомиссией после заявления специалистов Ecorys, что пиратство блокбастеров негативно влияет на их собственные продажи. При этом прибыли падают примерно на...4,4%. Но Джулия Реда запросила материалы в июле этого года и после их изучения выложила в сеть. Оказалось, что потери правообладателей связаны в основном с новинками киноиндустрии и не так уж велики (до 5% от общей суммы бюджета), а в некоторых случаях пиратство даже идет на пользу производителям контента. Так, компьютерные игры часто сначала пробуют в пиратской версии, а потом покупают.

У книг дела идут не очень

В отчете рассматривается четыре вида контента: музыка, кино, видеоигры и книги. Исследование охватило шесть стран ЕС: Великобританию, Францию, Германию, Польшу, Испанию и Швецию. В этих странах, по данным на 2014 г., 51% взрослых и 72% детей незаконно скачивали какой-либо контент. Но четкой прямой связи между уровнем продаж и пиратством исследователи так и не нашли. Сомнительные по качеству и непопулярные товары, закачанные в пиратской версии, впоследствии часто распространялись и рекламировались, что в итоге увеличивало их продажи за счет людей, искавших легальные версии. Кроме того, готовность платить за контент не связана только с ценой: около 20% потребителей пиратского контента не будет оплачивать его, даже если цену снизить до минимума.

Разнятся результаты исследования и в зависимости от самого контента. Например, в случае с музыкой живые концерты дают больший доход, чем любые записи, - как на цифровых носителях, так и в сети. Тем не менее люди продолжают покупать музыку, причем увеличение продаж в интернете не снизило продажи через физические носители. Незаконно музыку скачивают 32% европейцев, фильмы и сериалы - 31-35%. Электронные книги по-прежнему покупают мало: в большинстве стран объемы продаж минимальны (на 2,5 легальных загрузки в год приходится две нелегальных). А вот в сфере игр онлайн-продажи догоняют и скоро обгонят сегмент продаж на цифровых носителях, так что тут пиратство скорее подстегивает рынок.

Кроме того, исследование показало, что из-за большей доступности пиратского контента в последние годы европейцы стали чередовать законные и незаконные скачивания в зависимости от ситуации. Например, за новинку пользователи чаще готовы заплатить и 100 евро, в то время как подборку фильмов одного режиссера могут скачать и в пиратской версии.

Украинцы платят за игры

Эксперты подчеркивают, что исследование не дает повода немедленно прекратить войну с пиратством. Во-первых, данные релевантны только по отношению к некоторым странам ЕС, во-вторых, напрямую доказать, что пиратство совсем не влияет на продажи, не удалось. Кроме того, для полноценного исследования явно не хватало лидеров пиратского рынка - Украины и России, которые бьют рекорды по незаконным скачиваниям.

Что касается пиратства в Украине, то тут вопрос и в удобстве сайтов с платным контентом, и в доступности части контента в принципе (отсутствие легальных переводов фильмов на Netflix и Google не способствует использованию легальных каналов), и в нежелании части людей в принципе осваивать платные сервисы.

Хотя громкое закрытие EX.UA и FS.TO и предвещало рост интереса к платному контенту, украинские пользователи просто вернулись к бесплатным торрентам, где фильмы и сериалы отлично качаются в HD-качестве, а книги и музыка доступны в любом количестве и жанрах.

С играми ситуация чуть иная: в 2017 г. украинцы уже потратили на компьютерные развлечения больше $200 млн. В этом плане Украина, правда, зависла между Египтом и Чили, заняв 43 место по покупкам игр. Нам не сравниться с США ($25 млрд) и Китаем ($27 млрд). С другой стороны, в Китае насчитывают 800 млн интернет-пользователей, в США - 261 млн, в Украине - всего 25 млн. Да и средняя зарплата в США составляет $3-4 тыс. против наших $280, так что сравнивать цифры в этом случае бессмысленно.

Россия и вовсе находится во всех возможных черных списках нарушителей как минимум из-за наличия сети "вКонтакте" - количество нелегального музыкального контента, фильмов и книг там просто зашкаливает. Впрочем, многие музыканты давно уже сами выкладывают свои альбомы в сеть, понимая, что иначе треки все равно окажутся в соцсетях или на файлообменниках, но в куда худшем качестве. Да и возможность послушать новые альбомы в сети помогает музыкантам привлекать аудиторию на живые концерты. 

Сериалы и черные списки

Последние скандалы, связанные с пиратами и авторским правом, касались в основном известных сериалов: речь идет об украденных сценариях "Игры престолов", которые выложили в сеть за полгода до выхода сериала, и самих сериях, которые сливали в общий доступ еще до официального выхода. Но HBO заявило, что это лишь доказывает популярность сериала и существенно на уровень прибыли не влияет. Еще один скандал с сериалом разразился из-за появления в сети последней серии "Шерлока" за день до премьеры. Впрочем, "пиратом" оказался российский Первый канал - ходили даже слухи, что сливом видео в сеть телеканал хотел отвлечь внимание он низких рейтингов серии. Украли хакеры и последний фильм "Пиратов карибского моря" - он появился в сети задолго до премьеры. Впрочем, это не помешало картине "Мертвецы не рассказывают сказки" заработать почти $800 млн при бюджете в $230 млн.  

В топовых мировых пиратских списках помимо "вКонтакте" и онлайн-кинотеатров находятся книжные ресурсы Bookfi и Libgen (последний размещен в РФ), игровой ресурс Myegy.to и знаменитый Rutracker.org.

Самые влиятельные ассоциации, которые борются с пиратами, - UCC, IIPA и USTR. Последняя ежегодно формирует список "301" с рейтингом стран - злостных нарушителей авторских прав. Украина попала в лидеры рейтинга не только за наличие онлайн-кинотеатров с нелегальным контентом, но и за то, что даже в госорганах используется 60-80% пиратского софта (мы не только обогнали Россию, на еще и получили один из самых негативных статусов списка - Pririty Watch List).

Надеяться, что опубликованное на днях исследование от европейцев изменит отношение к "пиратским странам", не стоит. Дело ведь не только в прибылях правообладателях. Сама по себе борьба с пиратством - это не только сфера занятости для огромного числа людей, но и выделяемые на эту борьбу финансы. Вряд ли эту машину остановят несколько цифр, свидетельствующих о небольших потерях от продаж. Кроме того, даже 5% бюджета - далеко не маленькие деньги (с учетом миллионов, выделяемых на съемки). 

С другой стороны, новая информация позволяет развеять миф о том, что пираты отнимают у авторов и правообладателей последние копейки. А это уже повод когда-нибудь ослабить санкции, потому что сегодня пять лет тюрьмы за нелегальную запись фильма в кинотеатре равняются сроку за убийство без отягчающих обстоятельств нескольких человек.