Наш ответ "Игре престолов". Зачем смотреть первое украинское фэнтези
В прокат выходит "Сторожевая Застава" - едва ли не первая украинская картина в жанре фэнтези. Фильм по мотивам одноименного романа Владимира Руткивского рассказывает о современном школьнике Викторе (Даниил Каменский), который через горный портал времени попадает в прошлое - на тысячу лет назад, в эпоху Киевской Руси, в самый разгар противостояния с половцами. В соответствии с законами жанра, появление Виктора предсказано в особом пророчестве, поскольку именно у него в руках оказывается чрезвычайно ценный артефакт, обладание которым может изменить ход истории. Среди действующих лиц - колдуны и шаманы, разного рода чудища и три богатыря из детских сказок - Илья, Добрыня и Олешко.
Книгу Владимира Руткивского адаптировали в сценарий Александр Дерманский и Ярослав Войцешек. Художник по костюмам Антонина Белинская отметила, что на разработку одних лишь эскизов ей понадобилось полтора месяца: "Была проведена колоссальная работа по изучению исторических источников, было много консультаций как с историками, так и с реконструкторами. Затем для усиления образа и характера добавлялись художественные детали, и уже на основании всего этого создавались костюмы наших героев".
Съемки фильма начались в ноябре 2015 г., его бюджет составил 40,3 млн грн - это самый дорогой украинский кинопроект за последние годы.
Еще в феврале 2015-го на кинорынке Берлинского международного фестиваля права на прокат фильма были проданы во Францию, а в марте 2016-го на Гонконгском кино- и телерынке - в Индию, Вьетнам и Малайзию. Телевизионная премьера картины состоится в 2018 г. в эфире "Нового канала".
"Сторожевая Застава" - полнометражный дебют режиссера Юрия Ковалева. В интервью "ДС" он рассказал о процессе создания фильма и о перспективах жанра фэнтези в нашей стране.
"ДС" Как появилась "Сторожевая Застава"?
Ю.К. На самом деле это продюсерское кино. Проект инициировали продюсеры Юрий Прилипко и Егор Олесова под впечатлением от фэнтезийного романа Владимира Руткивского "Сторожевая Застава". Когда искали постановщика, то спросили у Владимира Тихого (режиссер, продюсер, соорганизатор группы "Вавилон 13" - "ДС"), кто бы мог снять кино с детьми. Он порекомендовал меня, мы связались, я прочел роман, и он мне очень понравился, несмотря на то что он, по моему мнению, несколько морально устарел. Здесь сразу и возникло затруднение: книга совершенно некинематографичная. Руткивский написал ее красивым литературным украинским языком, так что нужен был сценарист-носитель языка, который бы адекватно приспособил эту историю к кинематографическим реалиям. В конце концов остановились на Саше Дерманском - он писал и стихи, и книги для детей на украинском. Я выстраивал структуру, скелет истории, а Саша писал "мясо", наполнение: диалоги, характеры. За месяц до старта съемок у продюсеров появились идея по переосмыслению сценария, так что подключили еще Ярослава Войцешека, в итоге сценарий мы закончили втроем.
"ДС" О чем эта история?
Ю.К. По моему мнению, это классический сюжет взросления молодого человека, его борьбы со своими страхами. И там есть важная вещь, которая всем нам близка: верь в свои силы, и тогда сможешь добиться чего-то, особенно когда есть поддержка и внутренняя, и внешняя.
"ДС" В чем была сложность съемочного процесса?
Ю.К. В том, что это фэнтези. Следовало построить этот фантастический мир и взаимодействовать с фантастическими персонажами. Очень большой объем подготовки, которая требует создания превизов. Превиз - это превизуализация, когда сцены с несуществующими героями надо сначала сделать на компьютере. Мы брали актера, приблизительно повторявшего действия персонажа, потом оцифровывали его движения, брали полностью компьютерного героя и сцену разыгрывали на мониторе компьютера. А дальше, выходя на съемочную площадку, мы должны были повторить то, что сняли и смонтировали в компьютере. В полном объеме у нас это не получилось - против нас работало время. Например, с погодой мы заскакивали в уходящий поезд. Ничего, справились вроде.
"ДС" Можно ли назвать вас первопроходцами в жанре фэнтези?
Ю.К. У нас в стране кинопроцесс вообще наладился только сейчас, так что в определенном смысле каждый новый украинский фильм - первопроходец. Но такого объема еще не было.
"ДС" На какие образцы жанра вы ориентировались?
Ю.К. На самом деле одного примера для наследования не было. Творческая группа у нас большая, у каждого свои предпочтения. Когда мы делали детализацию, то кто-то сказал, что мы работаем по образцу "Игры престолов". И сразу появились слухи, что мы снимаем "Игру престолов", но это не так. Просто детализация и подход к костюмам были очень тщательными. А примеров-то, конечно, множество. И "Гарри Поттер", и "Властелин колец", мне вот, например, очень нравится "Перси Джексон" (цикл фильмов о мальчике, узнавшем, что его отец - греческий бог. - "ДС") Более интересно было не что-то повторить, а находить решения для реализации того или иного замысла. Некоторые идеи были просто неподъемные для реализации, не хватало бюджета. А многое, что придумывали самостоятельно.
"ДС" Скажите откровенно: вы довольны результатом?
Ю.К. Я крайне критичен ко всем своим работам, я вижу все недочеты. За какую-то часть фильма мне не стыдно, а за какую-то - дискомфортно, но, надеюсь, зритель этого не увидит, потому что мы старались спрятать ошибки и провисания, которые, конечно, были, учитывая масштабность проекта.
"ДС" Работа с актерами в таком фильме отличается от работы в других жанрах?
Ю.К. По большому счету нет, кроме тех эпизодов, когда ему надо взаимодействовать с несуществующим персонажем, потому что он никого перед собой не видит, а работать надо на полную. Он не чувствует ни скорости, ни реакции, ни отношения своего партнера, а если этот виртуальный партнер еще и угрожающе велик и опасен, то, конечно, возникают определенные сложности. На монтаже и на этапе постопродакшена, когда добавлялся герой, мы потратили больше сил, чем на съемках.
"ДС" Насколько велики перспективы жанра фэнтези у нас?
Ю.К. Объективно мы пока что не можем конкурировать с мировым рынком. Но вопрос заключается в двух вещах, как и везде: в опыте и в бюджетах. Все обычно представляют, что есть какая-то студия, в которой стоят компьютеры - ничего сложного вроде бы. На самом деле это целая индустрия. И соответствующих мощностей, которые позволяют делать спецэффекты на мировом уровне, у нас остро не хватает. И еще, учтите, что наше кино не окупается. А ведь голливудское, продюсерское кино рентабельно, оно позволяет возмещать затраты и получать прибыль. Так что нам нужно создать не только свою киноиндустрию, но и своего платежеспособного кинозрителя. А как это сделать при том количестве экранов, что у нас есть? Есть классные специалисты, собрать команду можно, но из-за скромных средств идет экономия везде. Бюджет "Заставы" для фэнтези - вообще ничто.
"ДС" Будете ли дальше снимать фэнтези?
Ю.К. Кино - это наркотик. Как в песне из советского мультфильма: "Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал". Пока что нет сценария, который бы меня зацепил. Хочется снимать полный метр, не сериалы - там все-таки размыливание истории, к тому же они у нас еще более бюджетные, чем фильмы. Не уверен, что буду снимать фэнтези, - мне больше нравятся жанры триллера, экшена. Комедия - сложная история сегодня, юмор стал слишком субъективен. Но мы, кстати, старались в "Сторожевой Заставе" насколько получилось, добавить юмора. Человек, который смеется, - вечный герой.