• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Париж на Ниле. Как стремление к Европе стоило Египту Суэцкого канала

В то время как европейцы жаждали увидеть загадочный Восток, египетские власти решили перестроить столицу на европейский манер
Вид на Каир с Цитадели Саладина XII в. На переднем плане две мечети: Султана Хассана (между 1356 и 1363-м) и Аль-Рифаи (1869-1912)
Вид на Каир с Цитадели Саладина XII в. На переднем плане две мечети: Султана Хассана (между 1356 и 1363-м) и Аль-Рифаи (1869-1912)
Реклама на dsnews.ua

Хедив Египта Исмаил-паша потратил целое состояние, чтобы модернизировать Каир по европейским традициям. Но страна была не в состоянии оплатить кредиты, взятые Исмаилом-пашой. Этим воспользовались британцы, скупив у него в 1875 г. акции Суэцкого канала по очень выгодной цене. Об этом в интервью Gazeta Wyborcza рассказала доктор Анетта Лыжва-Пибер, археолог, сотрудник Института Средиземноморья и восточной культуры Академии наук Польши. 

— До экспедиции Наполеона в Египет в 1798-м мир практически ничего не знал о памятниках этой страны. Лишь после трудов 2 тыс. ученых и художников, которые с фотографической точностью передали вид старинных зданий, местной архитектурой начали интересоваться.

— Когда в Египет прибыл Наполеон, самыми влиятельными людьми там были потомки некогда знаменитой династии мамлюков (1250–1517). В 1517-м султанат мамлюков ликвидировали турки, захватившие на несколько веков власть на Ближнем Востоке. Мамлюки под предводительством Мурад Бея выступили против войск Наполеона и понесли поражение в "битве у пирамид". Годом позже Наполеон вернулся в Париж. Окончательно турецко-британские силы выгнали французов из Египта в 1801-м.
До этого Наполеон отобрал дворец у одного из мамлюков и отдал его основанному им же самим Институту Египта.

В этом дворце бывал историк Аль-Джабарти, благодаря которому сохранились описания французской оккупации Египта. На него произвела большое впечатление работа французских ученых, которые проводили невиданные доселе в Египте научные эксперименты. А вот полет на воздушном шаре, организованный французами, жителей Каира не впечатлил. Религиозные власти отнеслись к техническим инновациям скептически — того, что написано в Коране и других книгах, людям должно быть достаточно.

— Длившаяся около трех лет французская оккупация повлияла не только на Египет, но и на Европу. Иллюстрации из книги "Описание Египта" захватили воображение европейцев и легли в основу мифа о Востоке.

— В конце XVIII века начинается массовое увлечение древностями. Европейцы желают посетить страну, которая стала колыбелью цивилизации. Путешественники начали отправляться на Ближний Восток и в Африку, поскольку легенды гласили о дикой природе, тайне и свободе этих мест. Для жителя Парижа периода романтизма, втиснутого в рамки рутинных рабочих и домашних обязанностей, араб на верблюде олицетворял неограниченную свободу действий, чувств и мыслей.

Реклама на dsnews.ua

Араб вымышленный, поскольку днем в пустыне стоит невыносимая жара, а ночью холодно, к тому же множество змей и скорпионов. На протяжении всего XIX века были популярны картины с изображением сказочных панорам и сцен из повседневной жизни Каира. Хотя в этом городе никаких достопримечательностей нет — они в соседней Гизе. С VII века, когда арабы завоевали Египет, почти каждый из правителей, а после турецких губернаторов, возводил здания, чтобы увековечить свое имя.

Туристам, приезжающим в город в первой половине XIX века, казалось, что время в Каире остановилось. В 1825-м в город для изучения арабского языка приехал Эдвард Уильям Лейн (1801–1876). Он написал знаменитую этнографическую работу о жизни египтян. Эта работа способствовала распространению увлечения Каиром.
За ним последовал в Египет Дэвид Робертс (1796–1864), член Британской королевской академии. Он документировал древностями и жизнь города — на его многочисленных литографиях изображены базары, улицы и переулки столицы. В свою очередь, француз Жан-Леон Жером (1824–1904) сделал множество набросков о повседневной жизни в Каире. Его картины, в том числе эротические сцены из гарема, нарисованы уже после возвращения во Францию. Его работы создают впечатление чрезвычайно реалистичных, однако это всего лишь визия художника, часто имеющая очень мало общего с реальностью.

— В XIX веке, когда европейцы выработали свое собственное представление о Каире и Востоке, египетские правители стремились переделать страну по европейскому образцу. Первым реформатором стал Мухаммед Али, албанец по происхождению, офицер Османской империи, посланный к Нилу для борьбы с армией Наполеона.

— Кратко говоря, после ухода из Египта армии Наполеона и британцев Мухаммед Али стал настолько влиятельным, что в 1805-м году османский султан назначил его губернатором Египта и даровал титул паши. Мамлюки Бея отказались признавать его власть, в конце концов в 1811-м с ними жестоко расправились. В 1814-м Мухаммед Али получил от султана согласие на наследование власти его потомками. Он провел ряд реформ, в том числе администрации, военного и сельского хозяйства, пригласил европейских инженеров, чтобы помочь модернизировать страну. Во время его правления были построены ирригационные системы, чтобы защитить урожай от затопления водами Нила. В Египте начали выращивать хлопок, что вывело страну из экономического застоя. Мухаммед Али заботился об образовании, посылая самых способных молодых людей на обучение во Францию. Тем не менее во время его правления в Каире не произошло никаких больших изменений. Мухаммеда Али куда больше интересовала Александрия — главный порт на Средиземном море.

— Но именно он построил главный символ Каира — огромную мечеть, возвышающуюся над городом.

— Он также построил в городе свой дворец и другие здания, снеся старые сооружения. Первоначальный проект мечети был выполнен французским архитектором в неомамлюкском стиле, однако он так и не был реализован. Вместо этого было возведено огромное здание, вдохновленное османскими строениями Стамбула. На тогдашних европейцев здание большого впечатления не произвело, они предпочитали магию старого Каира.

— Внук Мухаммеда Али хедив Исмаил, получивший образование во Франции, был покорен Парижем.

— Во время парижской Всемирной выставки 1867-го он остановился в египетском павильоне. На волне увлечения Востоком туда приходили толпы людей, желающих своими глазами увидеть экзотическую культуру, окруженную аурой таинственности. Вместо этого они видели человека, одетого в европейскую одежду, безукоризненно говорящего по-французски. Хедив хотел перенести великолепие Парижа на берега Нила. Его вдохновила реконструкция французской столицы, которую вел барон Хаассманн. Египтянин восхищался решениями, воплощенными при перестройке города: широкие улицы, по которым могли свободно перемещаться войска, но при этом не было возможности возводить площади, от которых отходили лучи улиц и парков.
На глазах Исмаила Париж становился визитной карточкой современной и богатой Франции. Ничего удивительного, что ему захотелось, чтобы египетская столица соответствовала его представлениям о Европе.

Во время посещения Всемирной выставки он взял займ для реконструкции города. Хотел достойно принять европейских коронованных особ на церемонии открытия Суэцкого канала в 1869-м. Для императрицы Евгении, жены Наполеона III, которая гостила в Каире во время этих празднеств, строили великолепный дворец на острове Джезира. За два года намеревались модернизировать столицу. 

Реконструкцию города поручили инженеру Алему Мубараку, который также учился во Франции и во время правления Исмаила занимал должность министра общественных работ. К счастью, они оба пришли к выводу, что полная реконструкция старого Каира невозможна и бессмысленна. Для проектирования улиц и парков пригласили французских специалистов. В перспективе план предусматривал расширение города на запад, реконструкцию района Азбакия и сообщение старого Каира с новыми районами. С этой целью от цитадели Азбакия проложили бульвар Мухаммеда Али, который пронзил сердце старого Каира. Али Мубарак также занимался документированием памятников Каира и, чтобы реализовать планы Исмаила, иногда разрушал то, что описывал ранее. Впрочем, считал это неизбежным действием при модернизации.

— Облик современного Каира был создан в течение нескольких лет, оперу возвели за пять месяцев.

— Надо было закончить со строительством до 1869-го. Джузеппе Верди однако не смог завершить заказанную ему "Аиду", так что пришлось ставить "Риголетто". Только после этого состоялась знаменитая каирская премьера "Аиды". В 70-х годах XIX века хедив открыл сад в районе Азбакия и завершил строительство, в частности, дворца Абдин.

— Между тем западная часть города долго пустовала и напоминала театральные декорации.

— Несмотря на то что были предложены льготные условия, в новой части долгое время было много пустых площадок. Но канализация, осветление, широкие улицы, по которым могли ездить кареты, создавали условия для развития города.

Дело рук Исмаила не привело европейцев в восторг. Оказалось, что их видению Востока мешают модернизация Каира на европейский манер. По воспоминаниям жены австрийского консула, находившейся в Каире в 1880–1890-х годах, больше всего ей нравилась архитектура старого города, а новые районы она считала лишь очень удачной имитацией.

На реализацию амбиций Исмаила были потрачены огромные средства. Расходы несли и весь Египет, и сам хедив, который был не в состоянии выплатить огромные кредиты. Этим воспользовались британцы, которые в 1875-м выкупили по очень выгодной цене акции Суэцкого канала. Тем самым усилив вместе с французами политическое влияние в регионе. Давление обеих государств на султана привело к тому, что в 1879-м Исмаил был вынужден передать власть своему сыну Тауфику и отправиться в изгнание. Сперва под Неаполь, а после в Стамбул, где и умер.

В 1882-м Египет оказался в британской сфере влияния, а после 1914-го был признан британским протекторатом. Франция и Британия продолжали соперничать за контроль над страной. Огромные долги Египта играли им на руку.

— Как политические конфликты повлияли на строительный размах? Город продолжал меняться в соответствии с идеями Исмаила?

— Несмотря на политические потрясения, модернизация Каира продолжалась. В ответ на снос многочисленных зданий в 1881-м был создан Комитет консервации памятников арабского мира. Его миссия состояла в том, чтобы вернуть великолепие средневековому Каиру — так, как это  представляли себе члены комитета, в большинстве своем европейцы. Чтобы воссоздать средневековый образ города, часто удаляли фрагменты застройки османских времен. 

Строительство новых районов повлияло на качество жизни в старой части Каира. Его жители остались без водопровода и надлежащего доступа к воде. Даже в дни Мухаммеда Али эпидемии чумы и холеры косили горожан. Идеи Исмаила поглотили все его деньги. Старой части досталась лишь регулярная уборка мусора, и то из-за страха возникновения новых эпидемий. Коммерческий и административный центры переехали в новую часть. Состоятельные египтяне перебрались туда, где жизнь была более комфортной, а дети могли получить европейское образование. Этот процесс и связанный с ним отток капитала дополнительно сдерживали развитие старых районов. Когда открывали бульвар Мухаммеда Али, горожане говорили, что Каир превратился в разбитую вазу, которую уже не склеишь. В колониальную эпоху город в очередной раз разделился на египетский и космополитичный. Выросли эксклюзивные европейские районы.

    Реклама на dsnews.ua