Отнять и заработать. Сможет ли "отец Паутины" спасти интернет
В борьбе с "Телеграмом" российская бюрократия показала себя дилетантом. Понадеявшись на старый добрый запрещайзинг, Роскомнадзор не только выставил посмешищем себя, но кинул тень на главного заказчика - оказывается, не все под силу государственной машине с Лубянкой в качестве сердца-мотора. А ведь все, что было нужно, - оглянуться на лидеров. Спросить себя: как бы это сделал Марк Цукерберг? Или Сергей Брин? Они вызвали бы Павла Дурова на пару теплых деловых встреч, отвалили бы ему денег - раза в два больше, чем он мог представить себе в самых смелых мечтах, - а месяца через два объявили бы проект "бесперспективным" и свернули.
Конечно, это убытки. И, возможно, в Кремле такую сумму сочли бы непомерной. Вернее, там просто мысль о "платить" считается оскорбительной. Но такой способ избавиться от чего-то, что тебе мешает (или даже только может помешать в неопределенном будущем) - хороший тон в области IТ. И он работает, в отличие от традиционных методов государственного регулирования.
Именно в связи с этой "новой модой" среди ИТ-корпораций - скупать и сворачивать все, что тебе мешает или может помешать в будущем, - следующих двадцать лет для Интернета будут довольно "серенькими". Мы не увидим настоящих креативных прорывов, не увидим принципиально новых продуктов, ничего по-настоящему оригинального, этапного, взрывающего мозг.
Об этом в своем традиционном ежегодном обращении предупреждает Тим Бернерс-Ли - человек, создавший Всемирную паутину. В своем письме "на день рожденья WWW" - в этом году, на 29-летие - основатель веба по традиции назвал основные вызовы, стоящие перед Всемирной паутиной. В список попал неравный доступ к ресурсам Сети, который ООН приравняла в 2016 г. к перечню основных прав человека, наравне с доступом к чистой воде, пище, электроэнергии и жилью, огромный вес и ответственность интернет-корпораций и необходимость "всем миром" переосмыслить сложившуюся ситуацию и исправить положение.
Можно сказать, что это письмо имеет эффект капли воды - в нем можно найти основные вызовы, стоящие перед миром в принципе. Потому что вопрос доступа к ресурсам - неважно, виртуальным или реальным, - это вопрос о социальном неравенстве, о богатых и бедных. А вопрос о могуществе интернет-корпораций - это интернет-преломление проблемы глобальной экономики, при которой малая группа людей не только обладает львиной долей всех мировых богатств, но и принимает все наиболее важные решения о том, каким этому миру быть.
Кроме последних событий - утечек данных пользователей в соцсетях, политических манипуляций, распространения фейков и хейтспичей через крупнейшие онлайн-платформы - "отец Паутины" обращает внимание на то, что разнообразие интернета сокращается под колоссальным прессом небольшого количества доминирующих платформ.
Мы оказались во власти группы "привратников", которые решают, каким мнениям и голосам звучать, а каким оставаться под спудом. И это касается не только мнений, высказанных в соцсетях. Это касается блог-площадок, их количества и качества. Но, главное, это касается самих технологий
Интернет-гиганты сильно сужают пространство конкуренции, скупая стартапы и втягивая в свои структуры самых талантливых разработчиков. Стартапы в большинстве случаев ложатся под сукно - их для того и скупают, чтобы они не "выстрелили". А разработчики вкладывают свой талант в развитие уже существующих платформ и проектов. То есть в определенном смысле их креативность тоже ложится под сукно.
Бернерс-Ли отмечает, что интернет-корпорации созданы не для того, чтобы приносить добро человечеству, а для того, чтобы приносить деньги своим создателям. В этом нет ничего шокирующего - любой бизнес построен именно так, что бы не писали в рекламных буклетах и как бы ни донимали клиентов "миссией" или даже целой "философией компании". "Философия" любого бизнеса - это деньги.
Просто с виртуальной реальностью произошло то же, что и с реальным миром. С интернет-ресурсами - то же, что и со всеми другими ресурсами. Их поделили между собой крупные игроки. Виртуальная реальность Интернета стала рынком со всеми законами капитализма. Но в таком случае, по мнению отца-основателя, на этом рынке должны работать такие же механизмы, какие работают на других рынках - должны быть введены какие-то механизмы регуляции и контроля. Которые, в частности, встанут на защиту интересов клиента от подделок (фейков), утечки личных данных и т. д. А также будут стоять на страже честной конкуренции.
Тим Бернерс-Ли - один из романтиков-первопроходцев, творивший в те времена, когда деревья (и компьютеры) были большими, а интернет существовал в прообразах, и пользовались им преимущественно ученые. Как все первопроходцы, открывающие новый континент или планету, он служил науке. Как все романтики, он был уверен, что это улучшит мир, а может даже улучшит и человека. Но за первопроходцами на открытый континент приходят дельцы, которых интересует только одна вещь - золото. И это вовсе не упрек дельцам. Напротив: именно благодаря им новые земли и новые технологии становятся доступными широким массам.
Интернет, рожденный, с одной стороны, в рамках военной программы, с другой, как периферия научных лабораторий, оказался на рынке ширпотреба. И здесь в него пришли те механизмы, которые существуют на подобном рынке в любой другой сфере. В частности, возникли крупные корпорации, которые фактически поделили рынок между собой и заключили пакт о ненападении.
Как любой массовый продукт - и масскульт, - крупные веб-платформы противятся конкуренции, которую они, по возможности, "давят долларом" и инновациям. Не только потому, что это нарушает их зону комфорта. Но потому, что массовый пользователь, как правило, довольно консервативен и к новшествам в своем привычном интернет-быту отнесется, почти наверняка, отрицательно. Поэтому дело не только в том, что креативность не входит в планы интернет-корпораций, но и в том, что корпорации слишком хорошо знают своих клиентов.
Бернерс-Ли отчасти остается романтиком - он призывает интернет-граждан доброй воли и всех прочих заинтересованных поучаствовать в широкой дискуссии о том, как все исправить. В частности, подвергнуть ревизии два сложившихся вокруг интернет-платформ мифа: о том, что реклама - единственная эффективная бизнес-модель для интернет-проекта, и о том, что все зашло слишком далеко и этого уже не исправить. Он предлагает отнестись к сложившейся ситуации как к багу и исходить из того, что ошибка в коде или программе, сделанная человеком, может быть исправлена человеком же. Что же до бизнес-моделей, он с оптимизмом смотрит на человека и пределы его креативности - если хорошенько подумать, обязательно что-то придумаешь.