Отменить нельзя оставить. Что думают правозащитники и юристы об отмене "закона Савченко"

Решение парламента отменить закон правозащитники называют нелогичным

В четверг, 18 мая, Верховная рада Украины частично отменила "закон Савченко", который предусматривал зачисление одного дня предварительного заключения за два дня лишения свободы. Теперь изменения предусматривают, что "предварительное заключение засчитывается судом в срок наказания при осуждении к лишению свободы день за день". Суду разрешается при назначении наказаний учитывать предварительное заключение и смягчать наказание или полностью освобождать осужденного от его отбывания.

"Закон Савченко" вступил в действие 24 декабря 2015 г. С тех пор он был применен к около 40 тысячам человек. По данным министра внутренних дел Арсена Авакова, среди освобожденных от отбытия наказания по "закону Савченко" 53 человека совершили умышленное убийство, 286 - ограбление, 1447 - кражу имущества. 32 гражданина уличены в нанесении тяжких телесных повреждений, 25 обвиняются в изнасиловании, 125 - в разбое, 69 - в мошенничестве, 29 - в хулиганстве.

"ДС" выяснила у юристов и правозащитников, что они думают об отмене "закона Савченко". Примечательно, что значительная часть опрошенных отказалась комментировать решение Рады, ссылаясь на то, что они "не владеют темой". Те же, кто согласился ответить "ДС", отмечают нелогичность поведения нардепов и утверждают, что никакой связи между "законом Савченко" и ухудшением криминогенной обстановки нет.

Представитель Украинского Хельсинкского союза по правам человека Борис Захаров отметил, что не поддерживает такое решение народных депутатов, поскольку закон не влиял на рост преступности в стране, а количество людей, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, которые вышли на свободу, не так уж и велико. "Мы видим, что явного роста преступности, особенно среди особенно тяжелых преступлений или умышленных убийств, нет", - заявил правозащитник.

Он подчеркнул, что "закон Савченко" способствовал так называемой "разгрузке" СИЗО, потому что число заключенных значительно уменьшилось. Между тем условия содержания в следственных изоляторах были ужасными: заключенные недополучали пищу, спали по очереди, в камерах была полная антисанитария. "Для людей это было скорее пыткой, чем заключением", - отмечает Захаров.

Правозащитник уточнил, что благодаря старой версии закона, придуманной Савченко, судьи и прокуратура стали быстрее работать и ответственнее расследовать дела подозреваемых. Он также уверен, что закон стал настоящим спасением для людей, против которых фабриковались дела. Именно эти подозреваемые очень долго находились в следственном изоляторе, где условия содержания гораздо хуже условий в колониях.
Захаров уверен, что отменять изменения в законодательство не стоило, и вообще это нарушает ст.22 Конституции Украины. "Я считаю неправильным и несправедливым отменять такую норму, а то, что говорят, что люди выходят и снова идут на преступление, даже называли 11%, так это у нас в принципе, а не через закон Савченко", - рассказал он.

В свою очередь правозащитник и адвокат Эдуард Багиров пояснил, что вчерашнее решение парламентариев только поставило их в неловкое положение. "Это минус для государства и для правовой системы, когда депутаты принимают закон, а потом отменяют. Это создает временный правовой хаос, возникает правовая нестабильность. Это единственный закон, который балансировал между несправедливостью государства в пенитенциарной службе и тем, что должно делать государство. Государство не обеспечивает нормальными условиями заключенных в СИЗО и колониях. Соответственно, я негативно отношусь к тому, что депутаты Верховной Рады отменили изменения в законодательство", - уточнил он.

Правозащитник подчеркнул, что преступности меньше не станет и это связано не с "законом Савченко", а с некомпетентностью правоохранительных органов. "Бездеятельность, непрофессионализм сотрудников правоохранительных органов и их руководителей до последнего времени списывали на "закон Савченко". Мол, из-за него на свободу вышли осужденные, это привело к дестабилизации криминогенной ситуации, и статистика преступности пошла вверх. Но я вас уверяю: через полгода статистика не поменяется. Преступность не уменьшится, потому что в стране нет профессионалов. Руководство МВД Украины, министры и замы как были дилетантами, хоть и политически мотивированными, так такими же и останутся", - резюмировал Багиров.

Юрист Василий Мирошниченко сказал в комментарии "ДС", что отмененный парламентом "закон Савченко" можно было изначально прописать лучше. Ведь возможности амнистии для людей со сроками в 5-7 лет - перебор, поскольку в числе подпадавщих под действие закона оказались осужденные за кражу, контрабанду, транспортировку оружия, завладение транспортом с применением насилия и так далее. "Закон можно было переписать более конкретно под определенные группы заключенных. Его было необязательно отменять. Но тут, думаю, решили, что он исчерпал свою актуальность - все, кто нужно, уже вышли на свободу", - отмечает Мирошниченко.

Руководитель Центра антикризисных инициатив Максим Глущенко считает, что "закон Савченко" не стоило и принимать. "Основные проблемы этого закона лежали в двух плоскостях. Во-первых, это однозначно популистский закон, не до конца проработанный, который был принят под влиянием момента. Ведь мы получили некое досрочное освобождение, но не по принципу анализа личности осужденного, его поведения и прочего, а фактически по математическому принципу - год за два, вне зависимости от того, как человек характеризуется. 

Во-вторых, те, кто находится под следствием получили четкий сигнал: чем больше проведут времени в СИЗО, тем быстрее выйдут на свободу. А способов затягивания дела достаточно! Случаев, когда люди проводили в следственном изоляторе и по пять, и по семь лет, хватает. Кроме того, ведь после того как изменился Уголовно-процессуальный кодекс, суды часто стали избирать альтернативные меры пресечения для подозреваемых. То есть человек не обязательно оказывался под арестом - появилась возможность заплатить залог, выйти под личное обязательство или получить домашний арест. В СИЗО оказывались люди по тяжким или особо тяжким статьям, по которым предусмотрено только содержание под стражей!

Поэтому МВД и начало бить тревогу уже в первые месяцы действия закона, когда освободившиеся начали снова совершать преступления. Вчера были официально озвучены цифры, которые должны дать задуматься многим депутатам, которые часто, не думая и не вникая в документы, нажимают свои кнопки для голосования. Освобожденными по "закону Савченко" совершено 52 убийства, 25 изнасилования, 125 разбоев и почти 300 грабежей. И это только верхушка айсберга! Жаль, что депутатов нельзя привлечь к ответственности как соучастников этих преступлений, может, тогда качество работы парламента хоть немного выросло бы. Ведь идея принятия подобного закона была в том, чтобы хоть как-то смягчить участь тех, кто стал жертвой злоупотреблений правоохранительной системы. Но здравая идея, как это часто бывает, получила очень искаженную реализацию. Поэтому в таком виде от закона больше вреда, чем пользы, и его отмена логична и назрела давно".

Юристка Татьяна Лежух же считает, что закон отменять было нельзя. "Нельзя просто так взять и отменить ранее принятый порядок, ведь это не просто формальность - в данном случае речь идет о законе, который сужает предустановленные права", - говорит Лежух, отмечая, что последнее запрещено ст. 22 Конституции Украины: "При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод".

Правозащитник Николай Сирый при этом поддерживает отмену закона, считая, что он устанавливал как раз неравенство людей. "Закон нарушал один из фундаментальных принципов правовой системы. Если суд принял решение о сроке отбывания наказания, этого решения нужно было придерживаться. А закон привел к неравенству по отношению к одним лицам по отношению к другим, которые под его действие не подпадали", - говорит Сирый.