Отлучение от дармовщины. Почему закрытие ex.ua - это очень по-европейски
16 ноября крупнейший файлообменник ex.ua заявил о том, что прекращает работу. Днем ранее киберполиция прикрыла крупнейший онлайн-кинотеатр fs.to, изъяв его серверы, и пообещала, что такая же участь ждет и еx.ua. Государство уже несколько лет декларировало борьбу с пиратством в интернете, но руки до этого дошли только сейчас. Судя по тому, как быстро ушли в небытие две крупнейших площадки с бесплатным контентом, украинцам пора отвыкать наслаждаться новинками Голливуда бесплатно.
Не виноватая я
Владельцы ресурса ex.ua в заявлении указали, что всегда уважали украинские законы об авторском праве и работали в правовом поле. "Не всем нравилась трактовка законодательства, но ресурс всегда уважал законы Украины. Еx.ua соблюдал авторские права, что постоянно подтверждал быстрым реагированием на любые нарушения на площадке", — указано в заявлении ресурса.
Владельцы ex.ua считают, что принятый в сентябре Верховной Радой Закон "О государственной поддержке кинематографии в Украине", в котором есть раздел о борьбе с пиратством в интернете, несет в себе все признаки нецивилизованного лоббизма.
"Новый закон, который находится на подписании у Президента, делает невыгодным его соблюдение: он будет действовать только против тех, кто попытается ему следовать. Он будет стимулировать пренебрежение авторскими правами. И поэтому он невыгоден. Он мертв", — утверждают владельцы ресурса и отмечают, что выгоду от нового закона получат только иностранные компании, но никак не украинские правообладатели.
По словам Артема Афяна, управляющего партнера юридической компании "Юскутум", которая представляет юридические интересы файлообменника ex.ua, владельцы сайта приняли решение закрыть его, поскольку поняли, в каком направлении развивается ситуация в стране после изъятия 15 ноября полицией серверов онлайн-ресурса fs.to.
Вторая причина прекращения деятельности ex.ua — неоправданное ужесточение украинского законодательства. Артем Афян отметил, что украинский закон похож на проваленный в 2012 г. в США акт SOPA — (Stop online piracy act), против которого активно выступали Wikipedia и Google. Однако в Украине драконовские нормы против онлайн-ресурсов прошли, и они, в частности, предусматривают, что по запросу любого неустановленного лица любой сайт должен в течение 24 часов снять контент, который не понравится жалобщику, говорит Афян. Юрист считает, что в связи с этим создается колоссальное поле для злоупотреблений. "Но этот закон коснется не только сайта ex.ua. Можно с таким же успехом вместо ex.ua поставить rada.gov.ua, сайт Министерства внутренних дел mvs.gov.ua или даже facebook.com. Просто когда авторы писали этот законопроект, то они думали в первую очередь об ex.ua, но не понимали, какой ящик Пандоры они при этом могут открыть", — сказал юрист.
Дождались
Председатель Украинской антипиратской ассоциации Владимир Илинг сказал, что в Украине многие нарушают законодательство в сфере защиты авторских прав, но в случае с ex.ua соблюдения законности "нет и близко". Он отметил, что ex.ua — сложный и огромный сайт, но даже если его владельцы после жалоб правообладателей и убирали некоторые ссылки на пиратский контент, профильтровать всю входящую информацию они были просто не в состоянии.
Владимир Илинг уклончиво ответил на вопрос, можно ли ожидать от киберполиции дальнейших громких дел по пиратству в сети. "Хотелось бы, чтобы это было тенденцией. Будем считать, что вновь созданная киберполиция начала активно работать", — сказал он.
В то же время он добавил, что усилия государства в борьбе с пиратством в интернете еще недостаточны: созданная около года назад Государственная служба интеллектуальной собственности так и не заработала, хотя этот орган должен был занять центральное место — разрабатывать всевозможные методики для милиции и прокуратуры, выступать экспертом в уголовных делах против пиратов.
Эксперт отметил, что в Украине ситуация с борьбой с нарушением авторских прав в онлайне выглядит удручающе: буквально единицы "пиратов" далеко не первого эшелона были привлечены к ответственности, тогда как для того, чтобы общество почувствовало, что государство борется с этим злом, необходимы показательные процессы.
Телеканалы могут вздохнуть спокойно
Уже несколько лет активно борются с пиратами телеканалы, у которых крадут самые популярные шоу-программы, телепередачи и футбольные матчи. При этом зачастую аудитория популярных телепередач на пиратских сайтах превышала аудиторию сайтов телеканалов.
По словам источника, знакомого с тем, как телеканалы пытались добиться закрытия сайтов с ворованным контентом, fs.to и ex.ua были самыми крупными площадками, которые использовали пираты, — им удалось выстроить системный, технически сложный бизнес, который охватывал очень большую аудиторию. Например, по данным SimilarWeb, в октябре на сайте fs.to было зафиксировано 23 млн посещений, а на ex.ua — 36,6 млн. По оценкам экспертов, такая аудитория позволяла двум крупнейшим сайтам зарабатывать 125—150 млн грн в год, еще столько же приходилось на долю ресурсов помельче.
К слову, ex.ua зарабатывал на всем, что проходило через него, — он "цеплял" видеорекламу даже на частное видео, которым пользователи делились с друзьями. В результате цены на видеорекламу (а это самая большая статья дохода в интернете) снизились с 35—60 грн за тысячу показов, до 10—12 грн.
По словам источника, на встречах с представителями телеканалов и чиновниками владельцы ex.ua отрицали, что занимаются воровством контента: мол, "это не мы, пользователи сами размещают, но если есть проблемы с конкретным контентом, мы, конечно же, его снимем". Но в то же время они отказывались внедрить техническое решение, которое использует youtube, что позволило бы полностью исключить саму возможность появления краденого на ex.ua. На youtube правообладатель может зарегистрировать свой контент, после чего пираты уже не смогут его разместить, или же его просмотр будет засчитываться исключительно в пользу правообладателя.
Несмотря на закрытие двух крупнейших площадок с пиратским контентом и вступление в силу закона, который существенно усложнит им жизнь, уровень борьбы с пиратством в Украине сильно отстает от западного. Во Франции, например, предусмотрена даже уголовная ответственность (до трех лет тюрьмы) за распространение "пиратского" контента. В Украине же "пираты" в целом пока чувствуют себя вольготно — сервера многих из них спокойно размещены в нашей стране.