• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Османская райя и русский "рай". Как турки на Подолье экономику развивали

Массовое уничтожение турками подолян — всего лишь страшилка. Турки были кровно заинтересованы в обратном
Реклама на dsnews.ua

Турецкое владычество на Подолье - один из самых малоисследованных и мифологизированных периодов в истории Украины. Если верить популярной литературе, то турки ничем иным, как резней местных, тогда не занимались. Об этом говорят и народные предания - едва ли не в каждом втором подольском селе существует "турецкая" страшилка из прошлого.

На Хмельнитчине в верховьях Смотрича у валов древнего городища раскинулись урочища Камлай и Хандюк. Легенда гласит о неких турецких ханах Хан-Лае и Хан-Дюке, якобы построивших здесь укрепление. Похотливые турки-де регулярно требовали к себе девственниц для плотских утех и однажды поймали невесту местного кузнеца. Тот осерчал, озверел, выковал кучу оружия и вооружил местных парубков. В итоге турецкие укрепления сожгли, пленниц освободили.

На самом же деле ханов, да еще "турецких", здесь отродясь не было. В инвентарной описи соседнего села Остапковцы от 1811-го читаем: "В имении есть две водяные мукомельницы, одна из коих находится в аренде крестьянина Павла Камлая". Владелец мельницы и дал имя урочищу. А в урочище Хандюк стояла мельница некоего сына Кандида (Кандюка). Злобные турецкие ханы оказались мирными украинскими селянами. Городище, заметим, сожгли еще в XIII в.

Большинство кровавых преданий о бесчинствах турок из той же серии.

И пришли османы

В 1667-м Московское царство и Речь Посполитая заключили Андрусовское перемирие, по которому Москва отказалась от всех своих переяславских обязательств перед Украиной, а последнюю разделили по Днепру.

Реклама на dsnews.ua

Правобережный гетман Петро Дорошенко, желая объединить разорванную на части страну, вернулся к идее союза с османами, продвигаемой еще Богданом Хмельницким. В декабре 1668-го гетманское посольство заключило с султаном Мехметом IV соглашение, по которому тот принимал Украину под свою защиту. Послам передали булаву и знамя, а также пообещали прислать войско в помощь Дорошенко.

Тем временем противники Дорошенко избрали правобережным гетманом уманского полковника Михаила Ханенко. При помощи поляков он вытеснил дорошенковцев из Брацлава с Баром и нацелился дальше. Гетман отправил к султану посольство с призывом: "Мехмет, введи войска!".

В августе 1672-го несметное османское войско во главе с султаном вторглось на Подолье. У стен Каменца к нему присоединились 12 тыс. казаков Дорошенко - З1 августа ранее считавшаяся неприступной крепость пала.

Взяв Каменец, султан дал гарантии безопасности жизни и имущества мещанам и всем, кто пожелал остаться в городе. Уезжающим даровался свободный проход со всем имуществом, а военные смогли прихватить с собой не только семьи с пожитками, но даже оружие.
Турки также гарантировали свободу церковных служб. Правда, каждой из христианских общин города (православной, католической и армянской) оставили всего по три храма, а остальные превратили в мечети. Шляхта и духовные лица, остающиеся в городе, освобождались от постоя.

2 сентября султан триумфально въехал в Каменец. Не исключено, что в процессии принимал участие и гетман Дорошенко. В летописи Самовидца утверждается, что гетман и Мехмет IV ехали по улицам, якобы вымощенным "божьими образами". Этот шокирующий факт никак не отражен ни в церковных, ни в монастырских хрониках, ни в легендах. Самовидец тогда в Каменце не был, а в летопись попала легенда-страшилка.

Король Михаил Корибут Вишневецкий так и не сумел организовать отпор захватчикам. В октябре 1672-го на окраине Бучача был подписан позорный для Речи Посполитой мирный договор, согласно которому султан получил Подольское и Брацлавское воеводства, а южная часть Киевского воеводства отошла Дорошенко.

Несколько лет спустя султан потребовал покорности еще и от запорожцев. Но что ответили казаки - известно каждому.

Кто уничтожил подолян

На вновь присоединенных землях был создан Каменецкий эялет - провинция во главе с бейлер-беем. Из 27 лет "оттоманщины" только девять были мирными - в остальное время власть бейлер-бея оставалась номинальной и ограничивалась Каменцем, а также рядом крупных крепостей вроде Меджибожа.

Когда в 1699-м по условиям Карловицкого мира турки покинули Подолье, после них осталась практически пустыня. По умолчанию считается, что это на совести осман. В начале XVIII в. демографическая ситуация здесь была настолько плачевной, что магнаты массово завезли в край поляков-мазуров - фамилии Мазур и Мазуренко до сих пор одни из самых распространенных в Хмельницкой области.

На самом же деле активно "зачищать" Подолье от населения начали еще с 1648-го, когда здесь прошло войско Хмельницкого. Участники восстания убивали католиков, униатов и евреев, а в рамках концепции "война сама себя кормит" грабили вполне православных селян. Королевские войска с не меньшим энтузиазмом расправлялись со "схизматиками", обоснованно подозреваемыми в сочувствии восставшим. После Зборовского договора по Подолью саранчой прошли всадники крымского хана Ислама III Гирея - король Ян Казимир дал им право свободно брать ясырь по пути домой. Потом вновь появился Богдан уже с московскими союзниками во главе с боярином Бутурлиным. Потом вернулись поляки...

К приходу турок некогда цветущее Подолье представляло собой покрытое могилами пепелище. Яркий пример - Сатанов, когда-то бывший крупнейшим из городов Подольского воеводства. В 1629-м здесь насчитали 912 "дымов" (жилых домов), а после затяжной войны, согласно реестру 1661-го, в местечке осталось всего 84 "дыма".

В этом ключе абсолютно фантастической выглядит информация, напечатанная в "Подольских епархиальных ведомостях" (№ 3, 1862 г.). Со ссылкой на местного старожила, 90-летнего ксендза Калинского, сообщалось, что 22 апреля 1676-го захватившие город янычары убили около 4 тыс. обывателей. Эту цифру полтора столетия перепечатывали в книгах, научных работах и популярных публикациях. Вспомним 84 "дыма" по состоянию на 1661-й. Учитывая сложившуюся на Подолье ситуацию, в момент визита янычар вряд ли их было больше. Скорее даже меньше. Если предположить, что 4 тыс. жертв - это все население местечка, то в каждый дом должно было набиться около полусотни людей. Согласитесь, что это фантастика. Тем более что, согласно османскому дефтер-муфасалу (переписи) 1681-го, в Сатанове насчитали 696 жителей и 100 дворов (даже чуть больше, чем в 1661-м).

Пример с Сатановым показывает, что массовое уничтожение турками подолян - всего лишь поздние легенды. Турки были кровно заинтересованы в обратном. Получив под руку новую провинцию, султан рассчитывал на прибыль. Но какой плодородной ни была бы подольская земля, без селян, ремесленников и торговцев от такого приобретения одни убытки.

Да, турки излишним гуманизмом не страдали, но и резать народ почем зря считали глупостью. Для стимулирования возвращения беженцев они даже провозглашали налоговые каникулы. Да и сами налоги были вменяемыми - всего лишь десятина. Однако попытки турецкой администрации наладить жизнь в эялете оказались тщетными. Поляки после "бучачского позора" быстро пришли в себя и занялись выбиванием янычар с Подолья - едва ли не ежегодно королевские войска подходили к стенам Каменца, но взять город не могли.

Не имея возможности взять город приступом, королевские жолнежи перешли к тактике выжженной земли: чтобы лишить турок поставок продовольствия, они уничтожали села и хутора, насильственно выселяя жителей за пределы эялета.

Расцвет и падение Хотина

Проект "османского Подолья" так и не был реализован. Каким бы он мог получиться, можно представить на примере Хотинской округи, ранее входившей в Молдавское княжество (вассал Османской империи).

После разгрома шведов под Полтавой Петр І решил, что сам черт ему не брат. Окрыленный успехом он решил повоевать с турками и летом 1711-го отправился в Молдавию, где к нему присоединился молдавский господарь Димитрий III Кантемир. Турки быстренько разгромили захватчика, тот ели ноги унес, прихватив с собой незадачливого Кантемира.

Освободившийся молдавский престол приглянулся грекам-фанариотам. Фанариотами называли греков, живших в торговом стамбульском квартале Фанар. Их предки хорошо подсобили туркам при захвате Константинополя. Позже фанариоты занимали важные места в экономике и бюрократии Оттоманской империи. Собрав приличную взятку, фанариоты фактически купили трон в вассальном княжестве, усадив на него свою марионетку. Затраты нужно было отбить, да еще с профитом, чем те активно занялись.

Тем временем турки решили усилить стратегически важную Хотинскую крепость. В 1715-м для обеспечения ее гарнизона они образовали Хотинскую райю - территориальную единицу, непосредственно подчиненную Стамбулу. Она простиралась вдоль Днестра на 130 верст (около 140 км) узкой полосой. Руководство райи тут же прекратило "узаконенный" фанариотский беспредел и приструнило местных феодалов.

На тот момент Хотинщина, как и Подолье, была практически безлюдной. Сперва тут отметилось бежавшее из-под Полтавы войско Карла XII, потом турки разбирались с Петром, а пережившие все это вскоре сбежали от фанариотского гнета.

В первую очередь османы ввели в райе прозрачную и необременительную систему налогов. При этом десятина стала именно десятиной, тогда как при чиновниках-фанариотах под видом этого налога могли отобрать даже половину. Вновь вернувшимся предоставили налоговые каникулы. Султанский ферман (указ) гласил: "Разбежавшиеся из-за вторжения московитов либо из-за злодеяний и насилий зимовавших прежде в этих местах шведов и киевского воеводы, если возвратятся в свои села, станут жить там, построят себе заново дома, начнут пахать землю и уберут годовой урожай, то с них не требовать подушной подати, десятины и других райятских налогов, так как в силу установленного порядка они на год освобождены от налогов, чтобы дать им окрепнуть".

К концу XVII в. Хотинская райя стала едва ли не одной из самых процветающих территорий в Восточной и Центральной Европе.

И это притом что во время русско-турецких войн она становилась зоной активных боевых действий, а крепость несколько раз переходила из рук в руки. Все благолепие окончилось сразу после того, как в 1806-м население райи освободили от "турецкого ига".

В 1816-м, всего три года спустя, после официального присоединения этой территории к Российской империи, здесь побывал надворный советник П. П. Свиньин. Все, что он увидел, собрано в "Описании Бессарабской области. Составлено ведомства государственной коллегии иностранных дел надворным советником Павлом Свиньиным 1816 г., 1 июня".

Перед читателями открывается удручающая картина: "Жители сего цинута (административная единица. - "ВД") большею частию бедны, несмотря на многие способы к достаточной жизни и к производству весьма выгодной торговли. Причины сему должно искать в земском управлении, которое, вероятно, причинило и побеги их в Бессарабию и за Прут (то есть к туркам. - "ВД"), что в цинуте сем беспрестанно видимо было, особливо в прошедшем году. До начала сего 1816 года Хотинская райя лишилась от побегов 3 353 семейств".

То есть из-под сапога русских освободителей к османам бежал почти каждый пятый житель. Обитатели же самого Хотина дошли "до нищеты и обременены неоплатимыми долгами, принуждены по сие время жить или в услужении, или мирским подаянием".
За столетие российского господства ситуация не улучшилась. В обзоре "Бессарабия" (1902-й) читаем: "Во время владычества турок Хотин был одним из лучших турецких городов: в нем были красивые турецкие здания, сады и мостовые. Теперь только живописные окрестности Хотина остались прежние..."

    Реклама на dsnews.ua