• USD 41.5
  • EUR 44.7
  • GBP 53.7
Спецпроекты

"Оскар", братья Коэны и Уэс Андерсон. Как Тильда Суинтон стала звездой мирового масштаба

На недавней церемонии открытия Берлинского кинофестиваля британская актриса Тильда Суинтон получила почетного "Золотого медведя" за свой вклад в кинематограф – обычно пафосные награды такого рода вручаются ближе к финалу грандиозной кинокарьеры. Что ж, общаясь с прессой в Берлине, Суинтон призналась, что и в самом деле собирается сделать большой перерыв и не сниматься в кино в ближайшее время. Пока многоточие не превратилось в точку, мы вспоминаем самые яркие эпизоды почти сорокалетней карьеры Суинтон в кино

Реклама на dsnews.ua

Нынешний "Золотой медведь" — не первая почетная награда на счету актрисы. В 2021-м Суинтон уже получала "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале за свои достижения на поприще кино. Но тогда Тильда не тревожила своих поклонников рассказами о намерениях как следует отдохнуть от суеты съемочных площадок (по словам Суинтон, в последние годы она чувствовала себя так, будто работает под ударами плетки) и хорошо подумать о "следующих сорока годах". К слову, последний, 81-й фестиваль в Венеции, завершившийся в прошлом сентябре, снова не обошел вниманием Суинтон – картина живого классика испанского кино Педро Альмодовара "Комната по соседству", в которой Тильда сыграла одну из главных ролей, получила "Золотого льва" в основной программе.

Суинтон в "Комнате по соседству"

Честно говоря, "Комнату по соседству", последнюю на сегодняшний день картину с участием Суинтон, трудно назвать в числе лучших фильмов Альмодовара. Все-таки его первому англоязычному повнометражному проекту, действие которого происходит в Нью-Йорке и окрестностях, понятным и предсказуемым образом не хватает привычного испанского колорита – не взирая на все старания Альмодовара не дать зрителю забыть как минимум о цветовой палитре его прежних работ. Но то, что несмотря на венецианского "Льва" "Комнату по соседству" нельзя считать режиссерской победой 75-тилетнего Альмодовара, вовсе не значит, что "Комната" не является актерским триумфом Тильды Суинтон.

Совсем наоборот, Суинтон великолепна в роли бывшего военного корреспондента Марты, которая проходит экспериментальное лечение от рака в нью-йоркской клинике. По сюжету, Марту навещает ее давняя подруга, когда-то коллега-журналистка, а теперь успешная писательница Ингрид (Джулианна Мур) – после объятий и выражений сочувствия подруги, которые долгие годы не виделись, пускаются в воспоминания, которые когда-то могли быть тягостными или излишне ностальгичными. В нынешней ситуации эти воспоминания обретают новый смысл – и помогают справиться с настоящим. Вспоминает в основном героиня Суинтон – с достоинством, без излишнего пафоса, но с предельной откровенностью и искренностью.

Потом оказывается, что то самое экстремальное лечение не дает положительных результатов — при таком сюжетном повороте Альмодовар мог бы по старой привычке оказаться в пучине сентиментальности с узнаваемыми оттенками старой доброй "мыльной оперы". Но по счастью Суинтон, с присущей ей строгостью и собранностью, не дает эмоциям бить через край. Она соблюдает определенную температуру страстей и уважительную дистанцию между своей героиней и сочувствующими зрителями – от чего те проникаются к стойкой Марте еще большим уважением.

Героиня Суинтон не хочет умирать в больничной палате. Она решает уйти из жизни добровольно и для этого случая снимает дом где-то поблизости Вудстока в штате Нью-Йорк. Марта просит Ингрид поселиться с ней и в последние недели ее жизни быть рядом, в соседней комнате. Марта продолжает вспоминать прошлое, юность семидесятых годов, молодые и амбициозные восьмидесятые, а главное – она пытается объяснить героине Джулианны Мур, почему она так отдалена от единственной дочери, которую растила в одиночку, в те редкие минуты, когда не была занята работой.

Подруги смотрят вместе фильмы – Марта не может читать, потому что не в состоянии сосредоточиться на страницах и предложениях, музыка тоже стала для нее тяжелым испытанием, но немые фильмы с Бастером Китоном действуют на нее самым лучшим образом и она даже может звонко, как маленькая девочка, рассмеяться.

Реклама на dsnews.ua

Марта умирает в полюбившемся ей шезлонге, с парадным макияжем и сосредоточенным, но спокойным выражением на лице – но зритель еще увидит Суинтон в этом доме, последнем пристанище Марты. Дело в том, что Мишель, дочь Марты, которая узнала о смерти матери от Ингрид и приехала в этот дом, тоже играет Суинтон – и первые секунды зритель даже может быть уверен, что Альмодовар просто выбрал актрису, похожую на Тильду, но значительно ее моложе. Это не так – просто Суинтон в который раз демонстрирует высший класс, и дело именно в актерских навыках, а не в компьютерной графике или виртуозной работе гримера.

Суинтон сорок лет назад

А начиналось все действительно почти 40 лет назад – в 1986-м, когда на экраны вышла историческая драма "Караваджо" британского режиссера Дерека Джармена. Конечно, фильм был посвящен жизни итальянского художника шестнадцатого-семнадцатого веков Микеланджело Меризи да Караваджо и главные мужские роли в нем сыграли Найджел Терри и Шон Бин – но сейчас о картине вспоминают в первую очередь как о дебюте Тильды Суинтон.

Двадцатишестилетняя на тот момент Суинтон играла натурщицу и музу Караваджо по имени Лена – и Тильда, дочь сэра Джона Суинтона, 7-го лэрда Киммиргема и леди Джутит Киллен, представительница древнего шотландского рода и подруга юности Дианы Спенсер, будущей принцессы Уэльской, совершенно стихийно смотрелась в роли диковатой итальянской куртизанки.

Фильм Джармена удался – но он не прославил Тильду Суинтон во второй половине восьмидесятых в должной мере, хотя и не остался незамеченным на все том же Берлинском кинофестивале, на котором получил "Серебрянного медведя".

Это было то самое время, когда молодые британские актеры вроде Гэри Олдмена или Дэниела Дэй-Льюиса становились новой сенсацией, свои знаковые фильмы снимали такие английские режиссеры, как Майк Ли, Алекс Кокс и Стивен Фрирз – и Суинтон в какой-то мере была частью этой тусовки, поскольку в середине восьмидесятых она выходила на театральную сцену в составе труппы Королевского Шекспировского театра в Стратфорде, членами которой являлись и Олдмэн, и Дэй-Льюис. Но звездный час Суинтон пока еще не настал – в то время как слава Олдмэна после "Сида и Нэнси" Алекса Кокса гремела вовсю, как и Дэниела Дэй-Льюса, получившего свой первый "Оскар" за роль в "Моей левой ноге" Джима Шеридана.

А Тильда тем временем продолжала сниматься у Дерека Джармена - сначала это была бескомпромиссная артхаусная картина "На Англию прощальный взгляд" 1987-го года, самый экспериментальный киноопыт в карьере Суинтон. Потом, в 1991-м, настал черед еще одной исторической драмы, на этот раз более внятного фильма "Эдуард II", в котором Тильда сыграла жену короля, Изабеллу Французскую. За эту роль Суинтон получила кубок Вольпи за лучшую женскую роль на фестивале в Венеции – но актриса все еще была слишком далека от массового зрителя и уж тем более от голливудской славы.

Новый век и звездная карьера

Ситуация начала разительно меняться только на рубеже девяностых и нулевых. Сначала Тильда сыграла в "Пляже" у Дэнни Бойла, где ее партнером был Леонардо Ди Каприо, в то время активно искавший себя после успеха "Титаника". Наверное, примерно так, как ее героиня Сэл, Суинтон выглядела в то время, когда в конце семидесятых в течении двух лет жила в Кении и ЮАР, выполняя волонтерскую работу.

В 2005-м Тильда снялась в фэнтезийном диснеевском блокбастере "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф" с бюджетом в 180 миллионов долларов — в роли Белой Колдуньи. Это было важный момент роскошно обставленной встречи Суинтон с массовой аудиторией. А еще в том же 2005-м на экраны вышла великолепная картина Джима Джармуша "Сломанные цветы" – удивительно, но Суинтон впервые снялась у культового американского режиссера только в нулевых. Теоритически они вполне могли найти друг друга еще в восьмидесятых – что ж, в то время Тильда была музой Дерека Джармена.

В "Сломанных цветах" герой Билла Мюррея по имени Донни, стареющий ловелас, уже утративший свой донжуанский запал, но не потерявший ни капли флегматичного обаяния, мотается по Штатам на взятых напрокат автомобилях — в поисках теоритической матери своего якобы существующего сына-подростка. Донни, получивший анонимное письмо об отцовстве, совершает осторожные визиты к бывшим подружкам. К Пенни, героине Суинтон, Донни призжает в самую последнюю очередь – видимо потому, что в свое время они расстались не самым красивым образом.

Суинтон в образе Пенни, женщины явно нелегкой судьбы, живущей в неухоженном доме вместе с выполняющими ее прихоти байкерами, является герою Мюррея облаченной в домашний халат. После непродолжительной беседы она хватает Донни за воротник и спускает с крыльца – Тильде Суинтон хватило всего минуты экранного времени, чтобы завоевать сердце поклонников Джима Джармуша. 

"Оскар", братья Коэны и Уэс Андерсон

Знакомство со все еще маргинальным Джармушем не отвлекло Тильду от завоевания места в самом сердце кинематографического истеблишмента. Так, в 2007-м она снялась в триллере "Майкл Клейтон" вместе с Джорджем Клуни – в следующем году за роль юриста Карен Краудер, представляющей интересы крупной фирмы, Суинтон получила "Оскар" в номинации "лучшая актриса второго плана". Тильда убедительно доказала, что роль женщины в современном деловом облачении может быть сыграна так, будто зритель имеет дело с исторической костюмированной драмой – настолько выразительно смотрелась ее героиня.

В 2008-м она снова снялась в дуэте с Клуни – на этот раз в уморительной комедии "После прочтения сжечь" еще одних киногениев современности, братьев Коэн. В этом фильме Итан и Джоэл Коэны демонстрировали свою фирменную сатиру, причем самого жесткого образца – и Суинтон не боялась быть смешной в образе "холодной и самовлюбленной стервы", как справедливо отзывались знакомые о ее героине, детском враче и неверной супруге мисс Кокс.

В двадцать первом веке Суинтон и в самом деле везло на необыкновенных режиссеров – например, ее появление сделало "Отель "Гранд-Будапешт" Уэса Андерсона, безупречный киношедевр прошлого десятилетия, еще более совершенным. Суинтон играла баснословно богатую старуху-ипохондрика, мадам Дегофф-унд-Таксис, испытывавшую слабость к мужчинам-консьержам гораздо моложе ее — в лице героя Рэйфа Файнса. Это была идеально сыгранная роль.

Ну а следующее после "Сломанных цветов" появление Суинтон в параллельном всему остальному кинематографу джармушевском киномире состоялось в 2009-м — в самой необъяснимой и поэтичной картине режиссера "Предел контроля". Ее безымянная героиня встречалась с таким же безымянным главным героем в Мадриде, за столиком уличного кафе – Суинтон в своем белом парике и ковбойской шляпе при этом выглядела как неотразимый космический пришелец, неудачно маскирующийся среди серых землян. Она рассказывает о своей любви к старым фильмам, рассуждает о Хичкоке и Орсоне Уэллсе – и вся сцена при этом кажется настолько хрестоматийной и мгновенно классической, что так и просится в энциклопедии и учебники.

Именно у Джармуша Суинтон стала выглядеть так, будто и в самом деле не принадлежит этому миру – после "Предела контроля" она сыграла чувственную, а временами и вовсе неожиданно нежную вампиршу в безумно стильной картине "Выживут только любовники". Джармуш и Суинтон были последовательны – в 2019-м Тильда наконец сыграла загадочную и обворожительную женщину по имени Зельда, в финале зомби-фильма "Мертвые не умирает" покидающую Землю на летающей тарелке.

Что дальше

Да, Суинтон объявила о перерыве в работе – но на первых порах поклонницам актрисы не придется сильно скучать. Скорее всего, уже в этом году на экраны выйдет драма Эдварда Бергера (режиссера "Конклава") под названием "Баллада о маленьком игроке". Съемки фильма, в котором партнером Тильды стал Колин Фаррел, закончились еще в прошлом августе.

    Реклама на dsnews.ua