Опасный интим. Как страсть лишает зрения

Список инфекций, приводящих к необратимой слепоте, возглавляют хламидии. По их вине зрение теряют порядка 2 млн человек в год

Казалось бы, еще совсем недавно все были в курсе, что за неразборчивость в половых связях человека могут постичь три кары: сифилис, гонорея и трихомоноз (другое прочтение - трихомониаз). В том же порядке их и боялись: сифилиса очень, гонореи меньше, а заражение трихомонадой считали хоть и досадной, но легко устранимой неприятностью.

Когда же выяснилось, что интимная близость чревата знакомством с целым букетом инфекций, начиная от хламидиоза и заканчивая гепатитом и ВИЧ, многие люди просто растерялись. Некоторые так сильно, что даже стали выражать изумительно наивные предположения, что все "дополнительные риски" - это врачебные страшилки. А, стало быть, вопросы проведения их специфической диагностики и терапии можно проигнорировать.

Увы, такая страусиная позиция не страхует от любой болезни. А вот недостаточная осведомленность наших сограждан о необходимости тщательного выявления и лечения хламидийной инфекции может сыграть злую шутку не только с каждым из них, но и с членами их семьи.

Мир против трахомы

Из всех микроскопических врагов человечества бактерия Chlamydia trachomatis едва ли не самая древняя. И, безусловно, одна из самых страшных, поскольку с этим микроорганизмом связаны не только урогенитальные поражения, но и тяжелое заболевание глаз под названием "трахома".

Оно представляет собой специфический кератоконъюнктивит - хроническое инфекционное заболевание глаз, при котором поражаются их слизистая и роговая оболочки, а на более поздних стадиях и хрящи век. Постоянный процесс рубцевания все новых участков воспаления рано или поздно приводят к слепоте. Тяжелым осложнением трахомы является также выворот век и трихиаз - аномальный рост ресниц в сторону глазного яблока. Их можно устранить только хирургическим путем.

На сегодняшний день трахому относят к группе тропических инфекций и считают гиперэндемичной для 42 стран Африки, Азии, Центральной и Южной Америки, Австралии и Ближнего Востока. Постоянному риску инфицирования и утраты зрения подвергаются проживающие там 230 млн человек. Из них около 1,9 млн в год действительно заболевают. Всего же на настоящий момент трахомой заражены порядка 80 млн человек в мире.

Но, невзирая на пугающие цифры, данные статистики свидетельствуют не об ухудшении, а об улучшении эпидемической ситуации. Еще год назад в тисках опасной болезни находилось на шесть стран больше: 1 марта 2016 г. Китай, Иран, Марокко, Мьянма, Гана и Гамбия сообщили о достижении целей по ликвидации трахомы в качестве проблемы общественного здравоохранения. Эта задача была сформулирована в резолюции WHA 51.11, принятой Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1998 г. А в ноябре 2012 г. с докладом об устранении глобальной угрозы заражения трахомой выступила еще одна страна - Оман.

Трахома как древнее зло

Успехи, достигнутые международным сообществом на поприще борьбы с трахомой за последние 20 лет, действительно впечатляют. Ведь безжалостный хламидиоз терзает человечество не менее 10 000 лет. Во всяком случае, признаки изменений, свойственных трахоме, обнаружены при исследовании ископаемых останков австралийских аборигенов, живших ориентировочно за 8 000 лет до нашей эры. Древнейшее же медицинское описание болезни, при которой наблюдаются выделения из глаз, грануляции на веках и склере, выпадение ресниц, заворот век, рубцевание и помутнение роговицы, находится в папирусе Эберса. Этот документ, составленный примерно в ХVII-XVI вв. до нашей эры, считается старейшей из известных миру медицинских энциклопедий.

Косвенным признаком распространенности недуга можно считать и тот факт, что он диагностирован даже у некоторых египетских мумий. Ни с титулами, ни с известностью вездесущая инфекция не считалась и в других странах. Так, согласно историческим данным, трахомой болели и знаменитый древнеримский политик, философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), и великий поэт "золотого века" Гораций (Квинт Гораций Флакк, 65-8 гг. до н.э.). Сам же термин, под которым болезнь известна медикам всего мира, впервые встречается в работах древнегреческого врача и фармаколога Диоскорида (ориентировочно 40-90 гг. н. э.). Он указывает на спровоцированное инфекцией изменение глазных оболочек: слово τραχύς означало "шероховатый, шершавый".

Легендарный римский врач Клавдий Гален (130-200 гг.) уже описал все четыре стадии трахомы: от появления первых симптомов инфильтрации слизистой до склеротического перерождения конъюнктивы и роговицы.

Месть Египта

Невзирая на впечатляющий возраст и биографию болезни, сведений о трахоме в средневековье не сохранилось. В постренессансной же Европе ее драматическое появление зафиксировано в 1798 г., когда тридцатипятитысячная армия Наполеона вернулась из похода на Египет. Заражение наполеоновских солдат опасной хламидией было столь массовым, что болезнь даже стали назвать египетской или военной офтальмией. "Месть Египта" оказалась острозаразной: быстро перекинувшись с военных на гражданское население, болезнь уже в 1801 г. появилась на Мальте, а через год - в Англии. К 1818 г. трахома отняла зрение у 5000 служащих английской армии.

С русско-французской войной связывают и появление инфекции на нашей территории. "Поставщиком проблемы" снова выступила армия: в 20-30-х гг. XIX в. клинические признаки болезни наблюдались примерно у 80 000 служивых. Соответственно, каждый из них сам выступал источником агрессивных хламидий. Особенно печально дело обстояло в сельской местности: отсутствие должных представлений о гигиене среди местного населения способствовало постоянному сохранению очага инфекции.

Достоянием гласности также является статистика заболеваний среди бельгийский военнослужащих за 1834 г. Согласно ее данным на тот момент трахомой был поражен каждый пятый солдат. О проценте же зараженных среди гражданского населения остается только догадываться.

За полвека до хламидии

Первое открытие возбудителя "египетской офтальмии" состоялось в 1907 г. Эта честь принадлежит чешскому паразитологу и микробиологу Станиславу Провачеку и немецкому микробиологу Людвигу Гальберштедтеру. При исследовании взятых на анализ клеток конъюнктивы экспериментально зараженного трахомой орангутанга они обнаружили странные цитоплазматические включения, позже получившие название "тельца Провачека-Гальберштедтера".

Чуть погодя аналогичные образования были выявлены при изучении конъюнктивита новорожденных, а затем и некоторых видов воспаления слизистой оболочки шейки матки. Так впервые возникла теория о родстве глазной и урогенитальной инфекции. И хотя убедительного подтверждения эта смелая научная гипотеза дождалась только через полвека (хламидию в чистом виде удалось выделить в 1957 г.), открытие позволило разработать первую антибактериальную терапию трахомы.

В целом же хламидии оказались значительно более сложным объектом изучения, чем большинство других бактерий. За время, прошедшее от момента открытия возбудителя трахомы, изменились не только препараты для лечения различных хламидиозов, но и общее понимание природы болезни. В частности, к концу ХХ в. ученые уже различали порядка дюжины штаммов хламидий. При этом микроорганизмы серотипов А, В, Ва и С оказалась чисто глазными, не представляющими опасности для других органов. Трахому вызывают именно они. Еще удивительнее, что в качестве переносчиков этих специфических бактерий выступают насекомые.

Это открытие позволило выстроить для борьбы с трахомой так называемую стратегию SAFE. Она включает хирургические операции (Surgery) на поздних стадиях болезни, антибиотики (Antibiotics) для лечения инфекции, неукоснительное соблюдение правил гигиены лица (Facial cleanliness) и улучшение окружающей среды (Environmental improvement) для снижения уровней передачи инфекции. Сегодня внедрению этой стратегии в жизнь всех эндемичных по трахоме стран помогает Альянс по глобальной ликвидации трахомы к 2020 г. (ГЛТ 2020), учрежденный Всемирной организацией здравоохранения в 1996 г.

Трахома и ее "родня"

Во избежание диагностической путаницы воспаления слизистой оболочки глаз, вызванные не возбудителем трахомы, а другими "породами" хламидий, стали называть паратрахомой. А уже этот недуг, в свою очередь, продемонстрировал прямую связь с поражением мочеполовых путей. Более того: не являющийся трахомой хламидийный конюнктивит у взрослого был признан почти стопроцентной гарантией урогенитального хламидиоза.

В ходе же углубленного изучения последнего выяснилось, что поражением органов мочевыделения и репродукции хламидии тоже не ограничиваются. По их вине также могут развиваться болезни суставов, сердца и сосудов. Поэтому любой хламидиоз жизненно необходимо как можно скорее выявлять и лечить.

К счастью, в вопросах распознавания возбудителя различных хламидиозов наука не стоит на месте. Так, в настоящий момент исключительно серотипическая "сортировка" болезнетворных хламидий устарела.

Новая международная классификация этих удивительных микроорганизмов была принята в Хельсинки, где проходил четвертый Европейский конгресс "Хламидия-2000". В ней впервые были учтены все известные на сегодняшний день хламидии, среди которых есть как "специализирующиеся" на поражении человека (как та же Chlamydia trachomatis или Chlamydia pneumoniaе), так и опасные для нескольких видов теплокровных (как, например, возбудитель орнитоза Chlamydia psittaci или "кошачья хламидия" Chlamydophila felis).

Всех представителей "хламидийной цивилизации" революционный документ разделил на четыре семейства и пять родов. Последние, в свою очередь, включают разное число видов, имеющих как "фамильное" сходство, так и индивидуальные различия. Ученые надеются, что это поможет оптимальному учету всех особенностей выявленных возбудителей того или иного хламидиоза и обеспечит оптимальный терапевтический подход к его лечению.