Мировая война или эпидемии. Что принесут в Европу 200 млн беженцев из-за глобального потепления
Доклад Потсдамского института исследований воздействия на климат, опубликованный 20 мая, дает пессимистичный прогноз. По оценкам исследователей, уровень Мирового океана в связи с глобальным потеплением поднимется к 2100 г. более чем на 2 м. Каковы будут последствия этого?
Глобальное потепление, вызванное им таяние полярных шапок и, как результат, подъем уровня Мирового океана неизбежны. Увы, но это все, что достоверно известно сегодня. Причины потепления не ясны, а антропогенное объяснение вызывает сомнения.
Но даже если причина потепления связана с деятельностью человека, договориться о совместных контрмерах не удастся. Политические интересы, привязанные к ближайшим выборам, перевесят средне- и долгосрочные прогнозы.
Прогнозы эти тоже весьма неопределенные: повышение уровня Мирового океана к 2100 г. составит, по разным оценкам, от 0,4 до 2,5 м, так что потсдамский прогноз - еще не самый пессимистичный. Причина столь большого разброса в том, что теории, по-настоящему объясняющей потепление и опирающейся на факты, просто нет - есть лишь набор моделей, описывающих ситуацию фрагментарно, и притом достаточно спорных. Очевидно, что механизм потепления в целом крайне сложен и зависит от множества взаимосвязанных факторов, которые действуют медленно, а систематические наблюдения за глобальным климатом ведутся не более 100 лет, чего недостаточно. Кроме того, нет уверенности в том, что нам известны все факторы, вызывающие потепление, и что подъем уровня океана зависит только от него.
Тем не менее уже наверняка известно, что нас ждут крупные неприятности. Однако незнание точных причин их наступления лишает меры по борьбе с глобальным потеплением всякого смысла. Программы снижения уровня промышленных парниковых газов сегодня не более чем способ лоббирования "экологичных" производств и технологий и впаривания покупателю дорогих продуктов вместо дешевых, но "неэкологичных". И даже если решающая роль промышленных выбросов парниковых газов будет доказана, производители будут использовать эту тему как маркетинговый ход и оружие в борьбе с конкурентами, реальная же экология будет интересовать их в последнюю очередь.
Неизвестен и масштаб грядущих проблем, хотя они в любом случае будут весьма ощутимы. При минимальном сценарии в 0,4 м будет затоплено несколько десятков, возможно, сотен метров береговой линии. При максимальном в 2,5 м счет пойдет на десятки, а в отдельных местах и на сотни километров. Правда, это случится не завтра, а в течение примерно 80 лет.
Даже при минимальном сценарии будут потеряны многие острова, слабо возвышающиеся над уровнем моря, но густо населенные, или имеющие важное значение.
Почему затопление даже нескольких сотен метров береговой линии чревато серьезными последствиями? Человеческая деятельность традиционно привязана к Мировому океану как к пространству для перевозок и источнику питания. На этих сотнях метров сосредоточена крайне дорогостоящая, созданная за десятилетия, а то и за века, инфраструктура. Ее фактическая постройка заново, перепланировка подходов к новым причалам и демонтаж старых конструкций, даже растянутый по времени, выльется в огромные затраты. При этом идти на них приходится уже сейчас. Так, тихоокеанские базы ВМС США уже требуют немалых ассигнований на укрепление и подъем над уровнем моря.
Кроме того, значительная часть чисто сухопутных коммуникаций тоже прокладывалась в зоне наибольшей интенсивности человеческой деятельности: вдоль береговой линии, в непосредственной близости от моря.
А поскольку бедные страны неизбежно будут отставать в этой "гонке с морем", их инфраструктурный разрыв с развитыми странами будет расти.
Еще хуже то, что подъем уровня моря в сочетании с интенсивным использованием подземных вод грозит сказаться на солености последних. Когда уровень пресной воды при интенсивном водозаборе понижается до уровня моря, место пресной занимает морская вода. Обратный процесс образования пресноводных линз, питаемых осадками, сложен, его искусственная стимуляция обойдется крайне дорого и не во всех случаях возможна вообще. Это негативно повлияет на урожайность больших площадей уже на десятки километров от побережья, хотя формально они и не подвергнутся затоплению.
Наконец, даже минимально прогнозируемый подъем океана на 0,4 м к 2100 г. может сделать непригодными для проживания сотни небольших островов, на которых проживают миллионы людей, даже если эти острова не уйдут под воду. При недостаточном возвышении над уровнем моря они останутся без пресной воды и будут затапливаться в непогоду. В большинстве случаев такие острова расположены в густонаселенных южных районах и принадлежат слаборазвитым странам, не готовым оказать эффективную помощь их обитателям. Япония тоже попадает в зону риска, но она, надо полагать, сумеет позаботиться о себе.
Что же до слаборазвитых стран, то миллионы островных беженцев либо сами окажутся в Европе, поскольку в других местах им будет просто не выжить, либо создадут демографическое давление, которое выдавит в Европу сопоставимое число обитателей материковой части суши.
Итак, даже при подъеме океана на 0,4 м, а это, повторяю, минимальный прогноз, следствием станут миллионы беженцев, потеря тысяч гектаров плодородных площадей, что добавит к потоку беженцев еще несколько миллионов и десятки миллиардов затрат на латание инфраструктуры.
Сценарий-максимум с подъемом уровня на 2,5 м усугубляет проблему на несколько порядков. Кроме того, если в первом случае потеря нескольких сотен метров площади прибрежной полосы хотя и станет неприятным довеском - ведь речь идет о полосе в десятки тысяч километров протяженностью, но все-таки не создаст сама по себе больших проблем, то при затоплении значительные участков суши на десятки, а в отдельных местах и на сотни километров от берега, множество людей просто утратят место для проживания - в чисто физическом смысле. Кроме того, при столь масштабном затоплении изменятся русла и водный режим крупных рек, а ситуация с соленостью грунтовых вод ухудшится уже на огромных площадях.
Даже при среднем сценарии повышения уровня океана на метр-полтора это приведет к необходимости переселить из прежних мест обитания 180-190 млн, преимущественно из стран третьего мира. Для размещения этих людей, помимо огромных средств на переселение, будут нужны пригодные для обитания территории достаточного размера, а их нет. И это уже явно отдает апокалипсисом и мировой войной за место для жизни.
В зону затопления неизбежно попадут и свалки опасных отходов, которые тоже будет и не на что, и некуда эвакуировать.
Все эти проблемы не обойдут стороной и Украину. При том же среднем сценарии в метр-полтора будет потеряно, полностью или частично, порядка 600 населенных пунктов, включая целые районы в крупных приморских городах: Одессе, Николаеве, Мариуполе, Херсоне, Бердянске и оккупированной Керчи. Эти затапливаемые районы нельзя будет "просто бросить", поскольку они сделают новую береговую линию непригодной для использования. Их необходимо демонтировать. Под угрозой затопления окажутся и более 600 экологически опасных объектов.
Особую проблему составляют грунтовые воды. Высокое зеркало соленых вод грозит не оставить мест для накопления дождевой воды в приемлемом количестве. Организация ее сбора потребует грандиозного по масштабам и стоимости ирригационного строительства на огромных площадях.
Очень непросто будут обстоять дела и у наших соседей. Порядка 65% территории России занимает вечная мерзлота, которая при подтоплении солеными водами и в связи с потеплением начнет интенсивно таять. "Вечная мерзлота" - это перемежающиеся слои льда и ледниковых наносов общей толщиной 70-120 м. Этот слоеный пирог содержит также миллионы замерзших трупов животных, умерших как от болезней, неизвестных в настоящее время, так и от банальной, но не менее опасной сибирской язвы. Местность же после таяния вечной мерзлоты в сочетании с подтоплением будет пригодна для перемещения по ней разве что на шнекоходах, судах на воздушной подушке или на вертолетах.
Таким образом, планы Москвы по освоению нефтяных месторождений Арктики, ставших доступными в результате потепления, грозят обернуться катастрофой, когда тысячи заболевших неизвестно чем кинутся сначала в густонаселенные районы России, откуда затем в остальной мир устремятся миллионы зараженных ими. Последствия этого будут сравнимы разве что с юстиниановой чумой.
Возможна ли подготовка к этим бедствиям? Теоретически - да, нужны лишь политическая воля, способность к долговременному, на десятилетия, планированию, ясное понимание рисков и важнейших проблем и поэтапный план мероприятий. В числе первоочередных задач - подготовка к закрытию границ и обороне от сотен миллионов обезумевших от ужаса людей, которые ни в чем не виноваты и просто хотят спастись, но одним своим появлением несут смерть хозяевам территорий, на которые они вторгнутся, и к сбору пресной воды в условиях высокого уровня подъема соленых вод.
Констатируя, что "большинство стран не достигли достаточного прогресса для достижения согласованных на международном уровне целей", авторы исследования говорят о том, что мир 2100 г. будет более враждебным для человечества, чем сегодня, и что хотя люди и не вымрут как вид, современная цивилизация рискует перестать существовать.