Ольга Стельмашевская: мегазвезды не выступают в Украине из-за курса доллара
- Каким был прошедший год для гастрольного рынка Украины?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться назад на несколько лет. Когда началась война на Донбассе и гастроли российских артистов практически прекратились, стало понятно, что концертному рынку Украины придется сильно измениться - научится жить и зарабатывать деньги без Киркорова, Лепса и Стаса Михайлова.
Сейчас мне отрадно говорить о том, что наш гастрольный рынок европеизировался и переориентировался на внутренний продукт, который долгие годы находился на периферии интересов публики, но, выйдя из тени, оказался очень мощным. Эти несколько лет дали нам огромный толчок для развития музыкальных команд в разнообразных жанрах, появились замечательные театральные постановки, стали популярными концерты классической музыки. Более того, даже наша традиционная эстрада - я сейчас говорю об Олеге Виннике и Ирине Федишин - тоже получила свое второе дыхание, эти исполнители собирают огромные залы. И это тоже хорошо, ведь на любой контент есть свой потребитель. Что касается молодых роковых команд, то многие из них ушли на андеграундные площадки и в клубы. Собственно говоря, это тоже европейский путь развития, именно там, возможно, когда-то и родится наш украинский "Битлз". Ведь коллективы уровня "Океана Эльзы" не могут возникать постоянно, может быть, пройдут десятилетия, но мы обаятельно получим очередной аналог подобной группы. Сейчас мы видим, что этот рынок хорошо подпитывается новыми именами из участников различных талант-шоу - "Голос країни", "X-фактор".
Что касается гастрольных вещей, то крупные дорогостоящие проекты ушли с рынка. Если они и появляются, то очень точечно. Сейчас время фестивалей, благодаря которым Украина презентует и развивает свои регионы. На эти мероприятия приезжают как сами украинцы, так и зарубежные туристы. На карте страны обозначились уже несколько таких точек притяжения. Это Львов со своими мощными международными джазовым фестивалем Leopolis Jazz Fest (бывший "Альфа Джаз Фест") и классической музыки LvivMozArt. Львовская Опера возродила и апгрейдила Международный фестиваль оперного искусства им. Соломии Крушельницкой. В Ивано-Франковске бурно развивается театральное направление, благодаря мультижанровому фесту "Карпатський простір", под Ивано-Франковском в селе Подгорье появился новый Underhill music festival, объединяющий различные течения современной электронной и поп-музыки, исполнителей как из Украины, так и из Европы. В Одессе мощный кинофестиваль, фест классической музыки Алексея Ботвинова - Odessa Classics и прекрасный оперный фестиваль "Бархатный сезон в Одессе". В Харькове тоже появился яркий фестиваль классической музыки Kharkiv Music Fest. Даже в маленьком Трускавце, с помощью кинофестиваля "Корона Карпат" или фестиваля-конкурса вокалистов памяти Муслима Магомаева организовывают качественный досуг клиентам крутого бальнеологического курорта. Любое такое мероприятие дает возможность, прежде всего, самим украинцам ездить по своей стране и познавать ее.
- А как обстоят дела с фестивальным движением в Киеве?
- В Киеве есть несколько крупнейших ежегодных музыкальных фестивалей - Atlas Weekend, UPark Festival и "Белые ночи", международный кинофестиваль дебютного кино "Молодость". А вот театральных, оперных, балетных, джазовых нет. Хотя плюс в том, что все эти вышеперечисленные жанры представлены именно на региональных фестивалях - в крупных и не очень городах. Это также европейский тренд. Благодаря нарастающему фестивальному движению страна объединяется, на туристической карте появляются новые названия. Какой бы ни был фестиваль - рок, джаз, опера, театр - все работает на имидж Украины. Плюс каждый мало-мальски уважающий себя фест приглашает европейских участников, гостей, критиков, журналистов, за ними тянется опять-таки европейский зритель. Именно так постепенно происходит выход на международный уровень.
- Почему фестивали стали настолько популярны?
- Любой фестиваль - это инструмент для продвижения и привлечения туристов. А туристы - это новые рабочие места для местных и прибыль в бюджет города, стимул к бурному развитию ресторанной и гостиничной инфраструктуры. Самые яркие примеры - Львов, Трускавец, Ивано-Франковск. Как только к остальным придет осознание того, что с помощью резонансного культурного проекта можно зарабатывать деньги, тут же в стране возникнет еще больше таких инициатив. На этом рынке можно быть Львовом и Одессой, а можно Трускавцом или Кропивницким. Последний уже даже пережил ребрендинг названия и создал свой проект Kropfest - сейчас идет активный поиск своей изюминки. Самое примечательное, что в этих городах никто уже не смотрит искоса, если турист говорит на русском или английском языках, ведь он - турист. Вслед за гордостью за свой город люди начинают испытывать ее и за свою страну, градус патриотизма тут же повышается.
- Какие сегодня самые востребованные гастрольные площадки?
- После того, как рынок переформатировался, стало понятно, что в стране не хватает залов со средней вместимостью зрителей в 5-7 тысяч человек. У нас есть либо огромные, на 10 и более тысяч зрителей, либо такие, как Национальный дворец искусств "Украина" - на 4000 мест, который сейчас не очень заполнен концертами. Да, люди по-прежнему идут туда на "Сухишвили", но для многих это уже традиция как салат оливье на Новый год. Туда идет публика, которая может финансово себе это позволить, ведь в "Украине" дорогая аренда и, как следствие, дорогие билеты. Не каждый промоутер рискнет там проводить концерт, поэтому зарубежных исполнителей поубавилось. Более того, даже украинские проекты, которые традиционно проводились в "Украине" - памяти Николая Мозгового, "Рождественская история с Тиной Кароль", концерты Ольги Поляковой, Олега Винника, групп "Бумбокс", "Время и Стекло", "Друга ріка" и даже самой известной в мире украинской фолк-группы DakhaBrakha - переместились во Дворец спорта. Да, Дворец спорта менее приспособлен для концертов и не очень комфортен с точки зрения зрительской инфраструктуры, но он позволяет поставить ту цену за билеты, которую может себе позволить среднестатистический украинец. Именно средняя цена и составляет прибыль того или иного проекта. Если этот сегмент не продается или продается плохо, или же цена завышена, то проект сразу же становится убыточным.
- Почему в последнее время к нам мало приезжает зарубежных гастролеров? Боятся войны или есть другие причины?
- Главная причина - большие риски, которые ложатся на плечи промоутерской компании. Более того, невозможно просчитать эти риски, потому что непонятно, что будет с валютным курсом через три месяца: он вырастет или упадет. Невозможно спрогнозировать, сколько будет стоить рекламная кампания, потому что печать рекламной продукции четко привязана все к тому же курсу доллара. И все, что насчитают сейчас, через три месяца не будет иметь никакого отношения к действительности. Нельзя сформировать цену на билеты и спрогнозировать, как они будут продаваться. Как можно в такой ситуации рисковать, и везти сюда, к примеру, группу AC/DC? Тем, более, что концерты артистов "А" класса бронируются и заявляются минимум за полтора-два года. Это просто невозможно, поэтому гастроли западных звезд класса "А" - редкое явление. Промоутер получает прибыль от концерта одного исполнителя и тут же вкладывает ее в приезд другого. Этот механизм должен работать четко и без сбоев, иначе компания обанкротится. Собственно говоря, это и произошло - многие крупные промоутерские компании просто ушли с гастрольного рынка Украины. Хотя, на первый взгляд, в этом году концертов было достаточно, но если мы оглянемся назад, то увидим, что артистов "А" класса было не так уж и много: Сара Брайтман, Пласидо Доминго, Нино Катамадзе, LP, Scorpions, Мanovar, Twenty One Pilots, Accept, Poets of the Fall. Не считая тех, кто приехал на UPark Festival или на Atlas Weekend - там интересные имена и названия, но не артисты категории "А". Зато впервые, да еще на НСК "Олимпийский", выступили легендарные KISS в категории зарубежных музыкантов и отечественный Дмитрий Монатик, сильно переживавший, но все-таки собравший стадион. Ну, и самые громкие отмены года - концерт Ары Маликяна и Эроса Рамазотти.
- А сколько сейчас в Украине промоутерских компаний?
- Из крупных остались "Аншлаг", "Квартал Концерт", "Перекресток", "ATLAS" и "Альянс Шатро", которая возит балет "Сухишвили" и зарубежные мюзиклы. Причем на примере "Альянс Шатро" хорошо заметно, как переформатировался рынок. Если раньше они возили оригинальные мюзиклы с зарубежными исполнителями, то сейчас сделали версии тех же "Нотр-Дамм де Пари" и Rock Mozart Le Concert с отечественными исполнителями, что позволило сделать продукт более рентабельным, который при этом не потерял в качестве. Билеты на эти мюзиклы прекрасно продаются и каждое выступление проходит с неизменными аншлагами не только в Киеве, но и по всем регионам Украины. Как только в стране наступит стабильность, на наши афиши опять вернутся имена зарубежных исполнителей. Но вот когда это произойдет - никто не знает. О российских звездах сейчас не приходится говорить. Если ситуация будет развиваться так, как сейчас, то через 10-15 лет у публики изменятся вкусовые пристрастия и, условно говоря, концерт Наташи Королевой уже будет никому не интересен. Поколение потребителей российской эстрады исчезнет. И это хорошо, у нас сейчас формируется абсолютно другой вкус.
- На какие концерты сейчас предпочитают ходить украинцы?
- У нас есть две крайности: поп-музыка в лице Винника и Федишин и классика. Последняя, как и во всем мире, сейчас очень популярна среди молодежи, айтишников, продвинутой городской публики. Украина переживает расцвет оперного искусства. Об этом говорит наполняемость залов. Люди ищут замену тем попсовым концертам, которых до 2014 года было огромное множество, открывают для себя другие жанры - популярной классической, симфонической и оперной музыки, театр. Если посмотреть на наши афиши, то таких концертов очень много, причем на любой вкус и кошелек. Именно они и формируют абсолютно другой вкус у нашей публики - европейский. По-прежнему, у нас очень плохо продается джаз (Leopolis Jazz Fest - не в счет, там другая мотивация), камерная музыка, чуть лучше сольники инструменталистов.
- Каков объем рынка в цифрах?
- Дело в том, что гастрольный рынок у нас традиционно не поддается точному просчету из-за закрытости и автономности организаторов. Понятно, что это сотни миллионов гривен, но, во-первых, никто из промоутеров особо не горит желанием "публиковать" свою прибыль. Причем это касается как зарубежных гастролеров, так и наших отечественных звезд, у которых нет желания декларировать доходы перед фискальными органами. А примеров наказаний, вплоть до тюремных сроков за неуплату налогов, как это происходило с теми же Лучано Паваротти или Монтсеррат Кабалье, у нас пока еще нет и в ближайшие годы не предвидится. Это не кинорынок, где все стремятся показать бокс-офис за уик-энд. Во-вторых, нет инструментов и механизмов для его просчета. Это было всегда: и в периоды расцвета и в периоды затишья.
- Именно поэтому ваше агентство тоже переформатировалось?
- Первый звонок о том, что пора меняться, случился во время футбольного чемпионата "Евро 2012", когда гастрольный рынок просто замер на несколько месяцев. Именно тогда я поняла, что надо занимать другие PR-ниши: издательский бизнес, арт-рынок, кино, опера, оркестры, фестивали, продвижение украинского бренда через культурные проекты. Событийный пиар, которым мы тогда занималась, - самое простое и шаблонное, что можно было делать, даже если мы говорим о концертах Стинга, Элтона Джона или группы "Скорпионс". Гораздо интереснее заниматься сложными и необычными проектами, выстраивать стратегию, искать новые инструменты продвижения. Тем более, PR-технологии шоу-бизнеса абсолютно применимы и в классике, и в опере. Это общемировая тенденция.
- Последние проекты, которыми вы гордитесь?
- Мы сейчас очень много занимается фестивалями, и мне это безумно нравится. Гордимся созданным с нуля фестивалем классической музыки Kharkiv Music Fest. А также проектом, связанным с именем Квитки Цисык, который мы ведем уже 12 лет. Когда в 2008-м в Украинском доме мы впервые рассказали об этой исполнительнице, о ней в Украине знал лишь узкий круг людей. А сейчас уже сложно найти человека, который бы не слышал о Квитке Цисык. Еще один очень перспективный проект, который мы ведем - рок-фестиваль "Дунайська Січ" в Измаиле. Лично для меня он интересен тем, что открывает Украине и миру еще один интереснейший регион - Бессарабию, который для многих является тerra incognita. Также сейчас мы плотно работаем с оперными театрами Львова, Харькова и Одессы - там все очень динамично, интересно и перспективно.
Пришло время показать миру другую Украину - современную. Но к осознанию этого должны придти и те, кто сегодня стоит у власти. Есть прекрасный исторический пример. Когда Симон Петлюра стал главой первого революционного правительства Украинской Народной Республики, то решил использовать уникальную украинскую народную песню как элемент культурной дипломатии и распространение информации о УНР за рубежом. И одним из своих первых указов отправил на гастроли Украинскую республиканскую капеллу под руководством Александра Кошица. Коллектив из 80 человек объехал с туром страны Европы, а 1921-м музыканты добрались до Нью-Йорка, где в знаменитом Карнеги-холле на Седьмой авеню впервые спели "Щедрик" для американской публики. Петлюра на те гастроли выделил большие деньги, по сути, став инициатором, а впоследствии главным меценатом. Неужели в 1919-м в стране было меньше проблем? Не думаю. Но тогда у власти были более харизматичные и волевые личности, которые имели прекрасное образование и понимали, что имидж страны формируют, прежде всего, качественные масштабные культурные проекты. Потому тогда украинские артисты "спели" во весь голос, что Украина - это не Россия, и даже не ее колония, а отдельная самодостаточная культурная нация, которая имеет право на политическое существование и собственную государственность. Есть еще один пример - фольк-опера "Коли цвіте папороть", написанная гениальным украинским композитором Евгением Станковичем по заказу французских импресарио из фирмы "Алитека". Премьера была запланирована в 1978-м во Дворце "Украина", на спектакль были приглашены французские представители. Однако она была запрещена непосредственно кгбешным бонзой Сусловым, а декорации и костюмы уничтожены, хотя на тот момент парижская "Гранд-опера" приобрела права на 25 показов. Почему бы сейчас не реанимировать этот проект с помощью государства?
У нас динамично развивается внутренний гастрольный рынок, появляется много интересных проектов во всех жанрах и направлениях - пришло время показать наш продукт всему миру. Но без помощи государства это сделать нереально.