• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Профессор Ольга Голубовская: "Из-за кори мы можем лишиться безвиза"

Врач-инфекционист уверена, что Украине необходимо заново выстраивать эпидемиологическую защиту
Реклама на dsnews.ua

Сегодня Украина на втором месте в мире по заболеваемость корью - если не наладить эпидемиологическую ситуацию в стране, то Украину могут признать потенциально опасной для соседних стран и даже лишить безвизового режима.

Почему в стране сложилась такая ситуация и каких новых эпидемий ждать "ДС" рассказала заведующая кафедрой инфекционных заболеваний Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, профессор, заслуженный врач Украины, главный внештатный инфекционист МОЗ Украины (2011-2016 гг.) Ольга Голубовская.

- О том, что ситуация с вакцинацией в стране катастрофическая, говорят уже не первый год. На сайте президента даже опубликовали петицию с просьбой о восстановлении Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины. За две недели она собрала более 23 тыс голосов из 25 тыс необходимых. Как вы считаете, если бы СЭС не расформировали, эпидемиологическая ситуация в Украине была бы иной?

- Реформирование Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, которое проходило под лозунгом борьбы с коррупцией, я считаю преступным. Если честно, то не могла себе представить, что страна может остаться без действенных систем противоинфекционной защиты. Такая служба есть в каждой стране. У нас была СЭС, в Америке - CDC (федеральное агентство Министерства здравоохранения США, которое отвечает за контроль и профилактику заболеваний - ред).

Это те институции, которые отвечают за безопасность и являются базовыми для любого государства. Я не сторонник того, чтобы СЭС возродили в том виде, в котором они существовали. Действительно, их иногда использовали, скорее, как карательный орган, а не контролирующий. Санитарно-эпидемиологическая служба охватывала много разных направлений, но меня волнует именно система противоинфекционной защиты. Ведь благополучные страны считаются таковыми не потому, что у них нет эпидемий или вспышек заразных заболеваний. Благополучие определяется способностью государства локализовать и противодействовать дальнейшему распространению эпидемии. Самый яркий пример нашей беззащитности - это вспышка кори, которую я считаю самой настоящей эпидемией. Но сейчас даже объявить эпидемию на уровне государства не представляется возможным. Почему? А у нас фактически нет главного санитарного врача, который должен это делать, вернее, он есть, но нет службы - она ликвидирована, функции переданы абсолютно некомпетентным в этих вопросах людям. Да и сама система разбалансирована до такой степени, что даже если эпидемию объявить, толку будет мало.

Никто не работает с людьми, заболевшими корью, никто не выходит в очаг. Эта эпидемия вскрыла и показала все проблемы, которые возникли у нас после ликвидации СЭС. Была бы эта служба, мы давно уже локализовали вспышку заболевания. Вместо этого проблема приобрела международный размах, на сайте американского CDC Украине посвящена отдельная страничка, потому что в США эту болезнь завезли из нашей страны. Американцам пришлось потратить около миллиона долларов, чтобы ее локализовать, хотя там было несколько сотен заболевших.

- А как у нас сейчас обстоят дела с корью?

Реклама на dsnews.ua

- Несмотря на летнее затишье, больные все равно есть, причем тяжелые. У нас в отделении сейчас лежит молодая девушка с коревым энцефалитом, мы ее еле спасли, сейчас она происходит сложную реабилитацию. Статистку, которую предоставил МОЗ о том, что с начала 2019-го в Украине заболело около 56,5 тыс человек, можно смело умножать на десять. Доступ к врачебной помощи в стране нарушен, многие обращаются в обход семейных врачей просто к знакомым докторам - люди не могут сидеть в очередях с температурой под сорок, поэтому ищут любые обходные пути. И, если честно, мне страшно. Больные корью садятся в общественный транспорт, едут к нам в инфекционное отделение, а оно переполнено (во всех палатах стоят приставные койки). Мы вынуждены отказывать в госпитализации, и они едут домой обратно. А корь -- это заболевание с контагиозностью (способность болезни распространяться - ред.) 100%. Все, кто контактирует с больными и не имеют иммунитета против этой болезни, заболеют.

Но и это не самое страшное. Мир стал очень маленьким, болезни и вирусы распространяются молниеносно. В Западной Африке сейчас вспышка Эболы, которую не могут локализовать - ВОЗ уже присвоила ей самый высокий уровень опасности, имеющий международное значение. Подобное было в 2104-м, тогда Эболу завезли в США, Испанию и Германию. Примечательно, во всех этих странах фиксировали случаи внутрибольничной передачи вируса - и это с их оборудованием и средствами индивидуальной защиты. Если у нас будет хоть один завозной случай Эболы, мне страшно представить, во что это выльется - может погибнуть от 50 до 90% всех, случайно контактирующих с больным. На данный момент страна не готова к такому вызову.

- МОЗ рекомендует всем активно вакцинироваться...

- Нельзя одной вакцинацией предотвратить распространение инфекционного заболевания, особенно тогда, когда оно уже свирепствует. Надо работать в очаге - изолировать заболевших, наблюдать тех, кто с ними контактировал, объявлять карантины в различных учебных учреждениях. И да, вакцинировать тех, кто в этом нуждается. Это рутинная работа, которую в свое время делали эпидемиологи. А сегодня не делает никто. Мне и моим коллегам постоянно звонят и спрашивают: "У нас в школе корь, в офисе корь, что нам делать?" Но врачи не могут и не должны заменять собой работу государственных институций.

В стране до сих пор нет стандарта оказания медицинской помощи для больных корью. При этом у нас сейчас эпидемия, которую не видел ни один современный врач нигде в мире. Никакие международные протоколы не могут мне помочь вылечить больного. Тем более, что нет такого понятия как "международные протоколы", есть международные рекомендации, основываясь на которых специалисты государственного экспертного центра создают стандарты терапии, учитывая существующую в наших больницах материально-техническую базу. Помимо протокола лечения, национальный стандарт включает в себя юридическую часть и оценку качества оказания медицинской помощи. К слову, наши специалисты первыми из стран СНГ прошли обучение в Евросоюзе по стандартизации оказания медицинской помощи. Но все мировые стандарты по кори рассчитаны на детей, а сейчас в Украине болеют взрослые, причем около 15% из них ранее были вакцинированы. Многие выходят из болезни с такими осложнениями, которые были описаны в учебниках, изданных еще в довакцинальную эру. У нас до сих пор нет моновакцин от кори - и детям, и взрослым делают КПК (корь, паротит, краснуха).

В больницах сократили ставки эпидемиологов, а это, в свою очередь, привело к такому количеству внутрибольничного инфицирования, которого я никогда не видела. Сейчас за этим никто не следит, а для больных это иногда заканчивается фатально. Наши чиновники должны меньше сидеть в кабинетах, а больше общаться с врачами практического здравоохранения, чтобы вместе как-то решать эти проблемы.

- Можно ли взять под контроль эпидемиологическую ситуацию в стране?

- Мне как практику важно, чтобы все процессы, связанные с любыми эпидемиями, контролировались. Все, что касается заболеваний, регулируемых международными медико-санитарными правилами, например, пандемические штаммы вируса гриппа, должно контролироваться единым центром. Что же касается окружающей среды, то это могут делать на местах соответствующие органы власти. Сейчас надо создавать рабочую группу из специалистов и реформаторов, выстраивать заново эпидемиологическую защиту нации.

Систему настолько нарушили, что даже при наличии политической воли на восстановление этой службы понадобится несколько лет. Самое страшное в этом всем, что мы просто выкинули на улицу лучших эпидемиологов - никакие тренинги не заменят 30-летний опыт работы в данной системе. Более того, специальность "эпидемиолог" упразднили в медицинских вузах. Но если не наладить работу эпидемиологической службы, Украина может стать потенциально опасной для соседних стран. Мы даже можем лишиться безвизового режима, ведь Украина на втором месте после Мадагаскара по распространению кори. И конца этой вспышки пока не видно. Я уже молчу о том, что мы лидируем по туберкулезу, в том числе, мультирезистентному, ВИЧ, гепатитам.

- К чему нам готовиться осенью?

- Пока социально-экономическое положение в обществе будет таким, каким оно есть сейчас, будут эпидемии различных инфекционных болезней. Это закон природы. Где есть кризис, там - эпидемии. Раньше, когда была СЭС, она при помощи специально разработанных индикаторов могла спрогнозировать, какую вспышку инфекционной болезни можно ожидать. Сейчас этим никто не занимается. Та что известная фраза "кадры решают все" как никогда актуальна сегодня.

    Реклама на dsnews.ua