Охота на зраду. Зачем у школьников выпытывают о любви к России
"Это примитивная НЛПовщина, зомбирующая украинских детей. Мы войну выиграли или мы сдаемся и приучаем наших детей к рабству?" — гневно вопрошал 14 ноября лидер фракции "Самопомічі" Олег Березюк на заседании согласительного совета. Поводом для возмущенного спича нардепа стала информация о соцопросе, проводимом среди учеников 7-11 классов под эгидой МОН. Правда, и опрос уже не проводят, и сдаваться никто не собирался.
Скандал разгорелся после того, как общественная активистка, детская писательница Лариса Ницой опубликовала на своей странице в Facebook письмо департамента общего среднего и дошкольного образования МОН с просьбой содействовать центру "Социоинформ" в проведении опроса школьников 7-11 классов на тему: "Медиаграмотность, демократические ценности и общественная активность школьников".
Однако возмущение общественности вызвал не сам факт опроса, а вопросы, изложенные в анкете. Еще и подготовленной на русском языке. К примеру, школьникам предложили оценить утверждения "Украина и Россия должны быть одним государством" и "Украинская и российская культуры совершенно одинаковы" по шкале от "полностью не согласен" до "полностью согласен". "Мало того, что такого вопроса не должно быть в принципе, так на него еще предлагаются восемь вариантов ответа!!!" — пишет Ницой. Больше всего общественность критиковала формулировки "Я бы не голосовал (ла) за кандидата-женщину на пост президента", "Я бы хотел(ла), чтобы Украина присоединилась к политическому и экономическому союзу с Россией", "Украина распадается на несколько отдельных государств".
В итоге в соцсетях развернулась целая кампания по обвинению Министерства образования в "сознательных антигосударственных действиях": возмущенные пользователи кинулись писать письма в СБУ и требовали немедленно разобраться с чиновниками-сепаратистами, которые сеют в неокрепшие детские души семена "русского мира".
Правда, если внимательно изучить документы, то "зрада" выглядит не очень убедительно. Так, к примеру, письмо с аналогичной просьбой оказать содействие "Социоинформу" в проведении опроса департаментам образования на местах МОН рассылал осенью прошлого года. Подчеркивая, что участие в опросе проводится на добровольных началах и на условиях анонимности. Исследование провели весной 2016-го, соответствующие сертификаты предоставил Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы Национальной академии педагогических наук. Исследование проводилось в рамках программы формирования медиаграмотности среди школьников и финансировалось Министерством иностранных дел Дании.
Результаты опроса 2153 украинских старшеклассников о том, как они используют медиа, соцсети и где черпают новости, "Социоинформ" представил в мае. Тогда, кстати, оказалось, что лишь 8% подростков не следит за новостями, а большинство школьников источником новостей назвали интернет-публикации (57%). Что, собственно, неудивительно: почти у 90% учеников есть персональный компьютер, у 83% — смартфон, более чем у половины — планшет. Что касается соцсетей, то 85% украинских школьников ежедневно общаются "ВКонтакте", а вот Facebook не жалуют, он даже менее популярен, чем Google+.
В октябре этого года департамент общего среднего и дошкольного образования МОН вновь разослал письма с просьбой оказать содействие в проведении опроса: новое исследование было запланировано на ноябрь-декабрь. Как отмечают в министерстве, опрос должен был определить действенные механизмы для формирования критического мышления в среде украинской молодежи. Однако еще 3 ноября письмо было отозвано — истек срок действия сертификата Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы НАПН.
Предыдущий опрос проводили по той же анкете, которая сегодня вызвала волну возмущения. Кстати, тогда 47% опрошенных подростков заявили, что видят Украину частью Европейского Союза, еще 29% хотят, чтобы Украина была внеблоковым государством, и лишь 6% видит Украину в составе России. Так что разговоры о том, что вопросы анкеты подсознательно настраивают школьников "любить Россию", беспочвенны. Как и критика по поводу того, что анкеты составлены на русском. Изначально опросник был подготовлен на украинском. Более того: на русский вопросы перевели только сейчас, а право выбирать, на каком языке отвечать, остается за школьником.
Что, впрочем, не мешает многочисленным пользователям соцсетей продолжать возмущаться. "Произвел впечатление вопрос о языке общения дома. Хотят прийти защищать своих?", "Такое ощущение, что воскрес Геббельс. Если Академия педагогических наук задает подобные вопросы, еще и несовершеннолетним, то Путина нам не надо — он уже в Киеве", "Считаю, что в нашем министерстве работают предатели", — это лишь часть комментариев. Правда, критики при этом не говорят, как в таком случае изучить реальные настроения среди подростков по проблемным вопросам. А без этого сложно понять, как работать с подрастающим поколением. "Опрос — это не "моделирование сепаратизма", а открытый и честный способ оценить угрозу украинской государственности", — написал на своей странице в Facebook член коллегии МОН Сергей Горбачев. Недаром украинские социологи не видят ничего крамольного в подобных опросах. Правда, нарекают на непрофессионализм составителей самой анкеты.
Социолог и директор Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина: "В анкете есть ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном профессионализме. Например, вопрос о том, как вы относитесь к политическим и экономическим союзам с Россией. Тут типичная ошибка "два в одном". Вполне возможно, что респондент принимает экономические связи, но отвергает какие-то политические союзы. К сожалению, по совершенно непрофессиональным анкетам у нас постоянно проводятся какие-то опросы. И если бы речь шла не о школе, то данный вопрос даже бы и не подняли
Я читала, что никакого давления со стороны министерства не было. Теперь само МОН практически обвиняют в сепаратизме. Не могу сказать, что детям можно задавать абсолютно любые вопросы. Понятно, что нельзя спрашивать детей, а бьет ли папа маму или гуляет ли твой отец. Однако предложенные в анкете вопросы постоянно фигурируют в опросах для взрослых. Никакого сепаратизма здесь, конечно, нет. Ведь как можно узнать общественное мнение по чувствительным вопросам, если их не задавать?"