• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Одиночество как тренд. Зачем создавать компьютерный гибрид слуги и любовницы

Маркетинг давно "оседлал" эгоизм, сделав его главным двигателем рекламы
Реклама на dsnews.ua

Пару лет назад фильм "Она" проходил под рубрикой "фантастка", поскольку речь в нем шла о бурном романе, возникшем между главным героем и операционной системой, построенной на принципе искусственного интеллекта. Несмотря на "Оскаров" и "жирную" сценарную заявку, фильм получился так себе: голос Скарлетт Йохансон (почему-то когда речь идет о роботах и приравненных к ним, Голливуд обращается именно к Скарлетт) выдавал банальности, с которыми справился бы любой чат-бот. Образ "виртуальной любовницы" получился, мягко говоря, так себе, отчего вся драма влюбленного юзера выглядела довольно жалко.

В полной мере фантастическим фильм не выглядел. Не из-за отсутствия непременных для голливудской фантастики ярких спецэффектов, но из-за правдоподобности: "искусственный интеллект" оказался сексуальной игрушкой для одинокого человека. Что же тут фантастического?

Всего на пару лет от "Нее" отстала Azuma Hikari - "лицо" Gatebox, новой разработки японской компании Vinclu Inc. Азума - девушка двадцати лет, 158 рост, пышные голубые волосы, огромные голубые глаза и крошечный ротик анимэшной героини, коротенькое платьице, из-под которого пикантно выглядывают резинки чулок. Также имеется ангельский голос - увы, совсем не похожий на голос Йохансон, но это дело вкуса, и, возможно, тембр голоса Азумы можно будет "подкрутить".

Азума Хикари - электронный помощник, умеющий все то, что умеют другие, менее очаровательные помощники типа Siri, но при этом, в отличие от прочих, обладающая внушительной внешностью и собственным аккаунтом, на котором она охотно рассказывает о себе и делится своими взглядами на жизнь. В определенном смысле, она куда более реальна, чем мы с вами, чей рост, обхват талии и любовь к булочкам не выходит за пределы ближайшего круга. Она еще и разговаривает! В смысле, может написать вам мило-глупенькую эсэмэску или ответить в чате на игривое замечание. Этим ведает чат-бот, который, скорее всего, не прошел бы тест Тьюринга - но это от него и не требуется. Большая часть переписки в чатах и соцсетях выглядит именно так - будто переписываются боты. Так что и в этом смысле Азума выглядит реальнее многих из нас.

Прототипом Азумы можно считать героиню Роджера Желязны Коломбину из романа "Хрономастер" - электронный помощник на ИИ, принимающий вид очаровательной девушки, влюбленной в своего капитана-одиночку и, как выясняется по ходу пьесы, не без взаимности. Впрочем, будучи творением настоящего мастера, Коломбина была незаурядным ИИ, полным отваги, иронии и здравого смысла, достойной спутницей космоплавателя, чудака и творца. Азума Хикари попроще. Ей не нужно летать в космос - она домохозяйка. Она может отрегулировать параметры умного дома к приходу хозяина, приготовить что-нибудь немудрящее, если позволяет интерфейс кухонной техники, подсказать местонахождение, а также выполнить все функции органайзера.

Ничего особенного. Просто японские маркетологи догадались объединить в одном флаконе Gatebox электронного помощника и виртуальную секс-игрушку.
Реклама на dsnews.ua

На аккаунте Азумы написано, что мечта всей ее жизни - "помогать тяжело работающим людям". Рыночная оригинальность Азумы в том, что она помогает им справляться не только и не столько с повседневными обязанностями и бытом, сколько с одиночеством. 

На пальчик Азумы надето колечко. Она ваша виртуальная жена. Вы можете "разбудить" ее в любой момент - "если у вас есть свободная минутка, почему бы нам не пообщаться?".

Оставим в стороне феминистические возмущение на тот предмет, что женщину свели к функциям, сделали ее предметом обстановки и сексуальной игрушкой - хэнтайный стиль Азумы очевиден. Да, свели и сделали - но произошло это не сегодня, образ Азумы только эксплуатирует те стереотипы, которые складывались в маскулинной культуре веками. В данном случае, интереснее другое: то, что одиночество становится рыночным трендом.

Gatebox, повышенный спрос на квартиры-синглы, охвативший страны "золотого миллиарда", или тамагочи, которые "взорвали" японский (снова японский!) рынок лет двадцать назад - "электронный младенец" (или "любимец"), который позволял в легкой форме "перенести" лихорадку продления рода. Рынок откликается на новый мейнстрим - человеческое одиночество. Чайлдфри, "свободные отношения", "поиск себя" длиною в жизнь - популярность одинокого образа жизни и философий, связанных с ним, растет, как грибы после дождя. Индустрия и маркетинг просто не могут не собрать сливки на новых общественных трендах.

Хочешь заработать - обращайся к худшим, а не к лучшим сторонам человеческой натуры. Маркетинг давно "оседлал" эгоизм, сделав его главным двигателем рекламы.

А в случае с одиночеством как "свободным выбором" эгоизм оказывается очень созвучен настроениям потребителя.

Есть много оправданий нежеланию заводить друга/подругу, не говоря уже о детях. В конце концов, даже рассуждения о том, что каждый человек "биологически" настроен на продолжение рода, несколько спекулятивен - не все так просто и однозначно в человеке и обществе. Но в массовом желании отгородиться от других, жить "в кругу себя", не "подстраиваться" и просто душевно не напрягаться, видя именно в этом полноту "свободы", можно рассмотреть апофеоз потребительской культуры. И, в конце концов, эта "свобода от другого" лежит не только в рыночных феноменах - популярности синглов или явлении Гейтбоксов. Политические странности последнего времени - от брекзита до равнодушия к избиению в Алеппо - упираются все в туже душевную леность и суперэгоцентризм "свободных от других" обитателей синглов.

Одиночество сопряжено с отчуждением и эмоциональным ступором. С которым пытаются бороться, занимаясь экстремальным туризмом, участием в африканских миссиях или просто бесконечными путешествиями в поисках впечатлений. Люди борются с последствиями - пустотой жизни, - лелея при этом причину - свою специфически понятую "свободу". Помните, чем зарабатывал на хлеб с маслом герой фильма "Она"? Это, кстати, лучшая находка сценариста: герой писал письма вместо других людей. Которые то ли не могли, то ли не хотели тратить на это свое время и душевные силы. При этом возникало подозрение, что за адресата также пишет профессиональный писатель - писатель переписывается с писателем, а их клиенты отодвигаются на второй план, выступая в роли прототипов их совместного романа. Вот почему "Она" странно смотрелась под плашкой "фантастика" - потому что это кино не про технологии будущего, не про искусственный интеллект и связанные с ним драмы и опасности. Фильм об одиночестве и отчуждении, и о том, что никакие гаджеты и ИИ эту - чисто человеческую проблему - не решат.

    Реклама на dsnews.ua