Один миллион жителей Донбасса пакуют чемоданы

Украинская власть должна понимать: у нее мало времени, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу

У власти есть один месяц. Если все будет идти так, как оно идет сейчас, в начале июля Украина столкнется с массовым бегством жителей Донбасса в центр Украины.

 По данным Минсоцполитики, из зоны проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях официально выехали 3,6 тыс. граждан. Но это только те люди, которые для временного переселения обратились в соответствующие штабы. Многие покидают Донбасс стихийно, переезжая к родственникам, друзьям и знакомым. Кстати, по словам первого вице-премьера Виталия Яремы, только из Донецкой области в начале июня фактически выехало 15 тыс. человек, а для приема переселенцев в спокойных регионах страны подготовлено лишь 30-40 тыс. мест для временного размещения, часть из которых подходит исключительно в летний период. И это без учета созданного правоохранителями коридора для эвакуации мирных граждан из района АТО через Красный Лиман. По данным МВД, этот

"Выпуск" беженцев из горячих точек АТО уже стал хорошим бизнесом: говорят, на некоторых сепаратистских блокпостах
за пропуск взрослого требуют $1000, а за ребенка - $500

транзитный пункт может вместить не более 10 тыс. граждан, и, скорее всего, эвакуационный процесс будет проводиться в несколько этапов.

Так что, как ни крути, поток беженцев из Донбасса в прилегающие Харьковскую, Днепропетровскую и Запорожскую области будет исчисляться десятками тысяч, что значительно усложнит социально-экономическую и криминогенную обстановку в данных регионах. Однако, по планам Кремля, дальнейшие действия российских диверсантов и террористов на Донетчине и Луганщине должны сорвать организованную эвакуацию, блокируя коридор для переселенцев и тем самым провоцируя еще большую панику среди населения. Расчет Путина прост: миллионы беженцев из Донбасса, во-первых, дадут повод России говорить о гуманитарной катастрофе, а, во-вторых, заполонят собой всю Украину, что приведет к острому экономическому кризису, тут же переходящему в политический. Цель дестабилизации страны будет достигнута, но уже не путем создания отдельных квази-государств, объединенных по всему периметру в мифическую "Новороссию" (кстати, и этот вариант окончательно не снят с повестки дня). "Серая зона" должна быть инфильтрована в самое сердце Украины, а для пущего информационно-технологического эффекта - в Майдан.

Хотя сами российские террористы серьезно подправляют гладкие планы Кремля в теории своей бандитской практикой. "Выпуск" беженцев из горячих точек АТО уже стал хорошим бизнесом: говорят, на некоторых сепаратистских блокпостах за пропуск взрослого требуют $1000, а за ребенка - $500. В Донбассе уже появились объявления о продаже или аренде "брошенок под защитой ДНР" - квартир, из которых временно съехали их хозяева, спасаясь от террора. Наконец, страшный эпизод с похищением боевиками детей-сирот из Снежного привел к международному скандалу и сверхоперативной реакции Европейского суда по правам человека. В результате дети все-таки добрались до ранее запланированного пункта назначения в Днепропетровской области, красивая "картинка" для российского телевидения о "гуманитарной катастрофе Донбасса" не получилась, зато для других путешественников из Донбасса этот случай стал серьезным уроком, склоняющим повременить с отъездом.

Несмотря на все глупости боевиков, украинская власть должна понимать: у нее от силы остался один месяц для того, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу. Сейчас все, что происходит, кажется банальным неструктурированным бедламом. Отчасти это правда, но процесс установления правил игры самими сепаратистами идет семимильными шагами. Сейчас это банальный рэкет, но через месяц будет установлена четкая такса с каждого предпринимателя или предприятия. Появятся смотрящие, которые будут гарантировать стабильность, люди начнут привыкать к этому. Более того, люди будут радоваться этому, потому что появится порядок. Понятийный, сложный, но порядок. Правда, все, кто не захотят с этим порядком мириться, будут вынуждены уезжать. Параллельно украинская армия продолжит боевые действия. Все это в сумме повторит то, что сейчас переживает Сирия.
Понимает ли всю сложность происходящего Президент?

Судя по всему, пока нет. Администрация занимается чем угодно, кроме усиления военного блока. Безусловно, власть может похвалиться зачисткой Мариуполя от террористов. 13 июня все местные укрепрайоны боевиков были точечно уничтожены, террористы арестованы, а обычные горожане не пострадали. Некоторые эксперты уже назвали мариупольский прецедент переломным в военном противостоянии на востоке Украины, однако произошедшее в ночь на 14 июня в Луганске, когда российские диверсанты сбили заходящий на посадку Ил-76, перевозящий личный состав украинских десантников с целью ротации, не дает возможности пока говорить о действительном военном переломе. Впрочем, данный факт в очередной раз подтверждает очевидное: Украина в Донбассе воюет с высокопрофессиональными иностранными убийцами.

Еще один важный момент - в массе донбасских беженцев не должны просочиться террористы. Но фильтрацию переселенцев украинские силовики вынуждены проводить аккуратно и без создания полноценных фильтрационных лагерей. Хотя такая практика характерна для любой подобной ситуации, но в информационной войне с Россией такая "картинка" станет для кремлевской пропаганды весомым аргументом в представлении на весь мир украинцев в образе "фашистов", которые, наконец-то, сподобились на строительство собственных "концлагерей". Поэтому беженцы должны проходить процедуру "тихой" идентификации в транзитном пункте, когда СБУ без лишнего шума и очень оперативно пробивает всех по своим базам. А лучше всего проводить действенную фильтрацию непосредственно в боевой зоне АТО. Как это было в том же Мариуполе 13 июня, когда украинские военнослужащие одновременно с процессом зачистки местности от террористов жестко заблокировали все выезды из города. И последнее. Порошенко должен четко осознать, что любые мирные переговоры с Путиным могут всего лишь служить хорошим антуражем для успешной АТО, а не наоборот.