Общенациональная трагедия: Фарион жестко раскритиковала новое правописание
По ее мнению, на самом деле Украина должна вернуться к так называемому скрипниковскому правописанию 1928 года.
"То, что мы получили на выходе сейчас, - проект правописания 2018 года - это проект компромиссов, проект дуализма, проект полной шизофренической неопределенности. Этот проект абсолютно противоречит тому, что было предложено в 2003 году. То, что было предложено тогда, - это возвращение украинцев к нормам 1928 года, которые утвердил министр образования Скрипник. То есть, мы практически идем к языковой конституции уже 90 лет", - возмутилась скандально известная экс-нардеп.
Кроме того, она выразила недовольство в связи с тем, что к разработке проекта нового правописания приложило свою руку и Министерство образования.
"Я бы сейчас очень хотела, чтобы Министерство образования не имело никакого отношения к этому правописанию. Потому что все, что сейчас представляет Минобразования, надо подавать сверху с грифом: "Осторожно! Минобразования!" - категорично высказалась она.
Претензии Фарион вызвал и тот факт, что новое правописание допускает использование параллельных форм слов, а не исключительно характерных украинскому языку. В качестве примера она навела "катедру" и "кафедру", "авдиторию" и "аудиторию".
"Господа члены Национальной комиссии (по вопросам правописания. - ред.), определитесь, пожалуйста, вы вперед идете к самим себе или вы тянете за собой шлейф советского украинского языка? В чем заключалась задача этой комиссии? Десоветизировать украинский язык, деоккупировать. То есть вопрос правописания - это вопрос декоммунизации. Они не могут этого сделать", - эмоционально отметила экс-парламентарий.
Кроме того, ее крайне возмутил тот факт, что сопредседателями комиссии по правописанию являются доктор физико-математических наук Стриха и доктор экономических наук Пирожков, который был оппонентом докторской диссертации беглого экс-президента Украины Виктора Януковича.
Фарион подчеркнула, что, несмотря на небольшие положительные подвижки, в целом ситуацию с новым украинским правописанием она оценивает как общенациональную трагедию.