Oasis возвращается. Смогут ли братья Галлахеры забыть о разногласиях и вернуться в топы хит-парадов
Сегодня в Англии, тридцать лет спустя после триумфа брит-попа, одна из главных групп стиля снова стала сенсацией, топовой темой для новостей и вообще настоящей манией. Речь идет о группе братьев Галлахеров под названием "Oasis" — музыканты объявили о воссоединии и концертах летом 2025 года, после долгих пятнадцати лет кровной вражды. Мы выясняем, можно ли верить Ноэлу и Лиаму Галлахерам
В самом деле, могут ли Ноэл и Лиам отменить предстоящий реюнион и снова рассориться, например, еще задолго до репетиций? Могут ли обмануть надежды более чем преданных поклонников? Особенно учитывая тот удивительный факт, что переизданный за день до начала продажи билетов (да-да, билеты уже продаются) дебютный альбом группы 1994-го "Definitely Maybe" на днях снова возглавил официальный британский хит-парад – как и тридцать лет назад?
Что ж, учитывая как Лиам и Ноэл относились друг к другу и во времена существования "Оазиса", и особенно после распада группы в 2009-м – возможно все. Да, Галлахеры (особенно Лиам, который был слишком "рок-н-ролльным" даже для своего старшего брата) никогда не показывали особенной братской любви – в отличие от, скажем, братьев Мэйлов из "Sparks" или, скажем, братьев Уилсонов из "Beach Boys". Те же "Битлз", которые были и остаются божествами для Галлахеров, проявляли друг к другу гораздо более теплых и даже родственных чувств – хотя, конечно же, не были никакими братьями.
Диктат Ноэла и пик славы
Напомним, что в начале девяностых Лиам пел в манчестерской группе "Rain" — и тогда к ним в гараж на репетицию заявился Ноэл, который со всей уверенностью заявил, что музыка группы никудышная и теперь участники должны исполнять исключительно песни его авторства. Странно, что уже тогда Лиам не прибил Ноэла на месте – но младший брат все-таки понимал, что в материале Ноэла и в самом деле есть и потенциал, и некий особенный "нерв", благодаря которому группа, которая поменяла название на "Oasis", сможет покорить мир.
Так и случилось – после выхода упомянутого "Definitely Maybe" о группе заговорила вся Великобритания и континентальная Европа. Потом, в 1995-м, вышла вторая пластинка "(What’s the Story) Morning Glory?" — и "Оазис" стали звездами в Штатах. Это был пик популярности музыкантов – к тому же в то время усилиями английских журналистов была устроена "война" между "Оазисом" и еще одной сверхпопулярной брит-поповой группой того времени, лондонцами "Blur". В августе 1995-го оба коллектива даже выпустили свои новые синглы в один день, группа Дэймона Албарна в первую неделю продала на несколько десятков тысяч своего "Country House" (против оазивского "Roll With It") больше – после чего Ноэл публично выразил надежду, что музыканты из "Blur" "подхватят СПИД и умрут". В результате Галлахеру-старшему пришлось извиняться.
Больное горло и холодное пиво Лиама
Братья и сами стали ссориться между собой, не выдерживая напряжения и славы – часто доходило до рукоприкладства и швыряния друг в друга инструментами вроде тамбуринов прямо на сцене. Происходили и вообще странные, если не сказать комичные случаи. В 1996-м группа должна была записывать свое выступление в лондонском "Royal Festival Hall" — для все еще суперпопулярной в то время программы "MTV Unplugged". Лиам отказался выступать – сославшись на то, что у него болит горло. В итоге все песни на все-таки состоявшемся концерте за брата спел Ноэл (все-таки автором был он и ему не приходилось впопыхах учить тексты) – сам же Лиам все время шоу чудно провел на балконе, попивая холодное пиво, громогласно передразнивая Ноэла и всячески мешая исполнению. Через несколько дней группа уехала в тур за океан – без Лиама. Галлахер-младший все-таки снова воссоединился с "Оазисом" — но у него появилась привычка показывать непристойные жесты старшему брату, в то время как он корпел над очередным солом. А мог и просто свалить со сцены, предварительно старательно залив ее все тем же пивом.
Что касается самой музыки, то дела тоже стали становиться несколько хуже. В 1997-м "Оазис" наконец к большой радости фанов выпустили диск "Be Here Now", свой третий альбом. Он стал самым быстро распродаваемым в Англии на то время – только в первый день с полок исчезло почти полмиллиона экземпляров. Но что касается самих песен и аранжировок, то "Be Here Now" был более громоздким и неповоротливым альбомом – длинные треки, которым явно не хватало свежести и азарта двух первых классических дисков.
К тому же в год, когда вышел шедевр "Radiohead" под названием "OK Computer", а также одноименный альбом "Blur", решительно менявших направление, вдохновившись американскими инди-группами – работа "Oasis" казалась консервативной и лишенной воображения. Если честно, то спустя почти тридцать лет отношение к альбому поменялось в лучшую сторону – но тогда, в девяностых, это было похоже на громкое топтание на месте.
Следующая пластинка "Oasis", альбом "Standing On the Shoulder Of Giants" 2000-го года, оказалась самой экспериментальной записью группы, с резким и заметным уклоном в тяжелую психоделию второй половины шестидесятых, но с поправкой на время и актуальный звук. Но в группе все еще было не все в порядке – однажды, после отмененного концерта в Испании (барабанщик повредил руку), Ноэл и Лиам всю ночь предавались пьянству. Это была не дружеская попойка – братья снова крупно поссорились. На этот раз первым улетел в Англию Ноэл — и заявил, что больше никогда не будет выступать за пределами Объединенного королевства. Оставшуюся часть европейского тура пришлось доигрывать без него.
Ситуация, если судить по внешним признакам, стабилизировалась в последующие годы. Лиам тоже стал писать хиты – и вполне неплохие. В группу пришло несколько новых членов, "Оазис" снова стали выступать за пределами Британии, а музыка, особенно на пластинке "Don’t Believe the Truth" 2005-го стала той, что играют взрослые и уважающие себя музыканты – которым уже нечего и некому доказывать. Кстати, на альбоме превосходно сыграл сын Ринго Старра Зак Старки – тоже отличный барабанщик.
На альбоме 2008-го года "Dig Out Your Soul" (оказавшимся последним, по крайней мере на данный момент, в дискографии группы) еще больше песен написал Лиам – это была еще одна крепкая работа и создавалось впечатление, что Ноэл и Лиам будут еще долгие годы, если не десятилетия, создавать и играть музыку вместе. В конце концов, лидеры других всем известных англичан, группы "Роллинг Стоунз" — Мик Джаггер и Кит Ричардс — тоже нередко ссорились, а в середине восьмидесятых едва ли довели великий коллектив до окончательного распада. Но видимо, Лиам и Ноэл ненавидели друг друга гораздо больше, чем Мик и Кит. Ссоры последних часто были похожи на выяснения отношений между влюбленными – между братьями Галлахерами никакой любви не чувствовалось и в помине.
Ларингит или похмелье?
В августе 2009-го года у Лиама случился ларингит и группа отменила очередное фестивальное выступление – только через два года Ноэл заявил, что на самом деле у брата было жестокое похмелье. Может, это и было правдой, и Галлахеры в которой раз скандалили именно из-за этого – но Лиам подал на брата в суд за клевету, и Ноэлу пришлось извиняться.
28 августа того же 2009-го "Оазис" должны были выступать на фестивале во Франции – но вокалисту группы "Bloc Party" Келе Окереке пришлось объявлять многотысячной публике, что приглашенные англичане не выйдут на сцену. Буквально через несколько часов на официальном сайте группы можно было увидеть официальное заявление Ноэла о том, что он уходит из группы. Реакция британских поклонников напоминала шок от новости весны 1970-го о том, что "Битлз" покидает Пол Маккартни. Разве можно было представить "Oasis" без основного автора и гитариста Нола Галлахера? Никоим образом. "Я просто не могу работать с Лиамом ни днем больше" — в частности, написал старший Галлахер. Потом еще Ноэл рассказывал о том, что последней каплей якобы было то, что Лиам чуть не размозжил ему гитарой голову.
Оставшиеся музыканты с Лиамом во главе честно переименовали себя в "Beady Eye" — и записали под этим названием два довольно неплохих альбома. Они пользовались бы, конечно же, гораздо большей популярностью, если бы название "Oasis" было сохранено. Потом Лиам стал записывать сольные пластинки под своим именем – так, в его представлении и должны были всегда звучать "Оазис". Ноэл же организовал проект "Noel Gallagher’s High Flying Birds", музыка которого принципиально отличалась от его старой группы.
Чудо реюниона
Все эти годы братья вообще не общались с другом, Ноэл даже мог сказать в телевизионную камеру, чтобы Лиам "не смел ему звонить". Но вот в самом конце лета на аккаунтах в соцсетях обоих братьев появилась загадочная дата "27.08.2024 8 am", причем написано это было классическим "оазисовским" шрифтом. Что такое должно было анонсироваться в этот день? Ну не выход же очередного сборника хитов, в самом деле.
После этого Англия натурально сошла с ума, поползли слухи о реюионе, а весь инстаграм жителей островов был заполнен похожими друг на друга видео с сюжетом о том, как некий мужчина средних лет приходит на работу или возвращается домой с крайне наглым видом и потрясая тамбурином в явном подражании Лиаму, включая очки и одежду. Ну а тем временем в аккаунтах братьев 27-го августа и вправду появился пост появился пост о будущем воссоединении и концертах, и еще один, одновременно пафосный и трогательный – "пушки умолкли, конец долгому ожиданию". Не похоже, что Лиаму и Ноэлу нужны деньги – скорее всего, они просто повзрослели.
Утром 31 августа билеты на концерты летом 2025-года действительно появились в продаже – более миллиона с ценами от 74 до 506 фунтов. Сначали были запланированы 17 концертов на крупных аренах в Кардиффе, Манчестере, Лондоне (несколько шоу подряд на стадионе "Уэмбли"), Эдинбурге и Дублине. Из-за предельного огромного спроса многие фаны просто не могли оформить заявку на сайтах, а цены на самые популярные стоячие билеты стали расти со 135 до 355 фунтов. Несколько дней назад "Оазис" анонсировали еще два дополнительных концерта на "Уэмбли" — 27 и 28 сентября 2025-го года.
Состояться ли в самом деле эти концерты? Если нет, то это будет одним из самых больших разочарований в жизни британских меломанов.