О прозе и празднике. Когда награды кинофестиваля "Молодость" станут престижнее золотых медведей

В субботу, 22 октября, открывается 46-й кинофестиваль "Молодость" - главное событие года в украинском кино
Кадр из фильма Стефана Бризе "Жизнь" по роману Ги де Мопассана. Картина-призер Венецианского фестиваля откроет "Молодость"

Самым авторитетным событием в мире отечественного кинематографа "Молодость" стала не сразу. В советское время существовал смотр студенческих работ кинофакультета Киевского института (ныне - Национального университета) имени Карпенко-Карого. Победителей поощряли массивными хрустальными вазами. Все было очень по-домашнему.

В конце 1980-х к руководству фестивалем пришла команда Андрея Халпахчи. Андрею Яковлевичу удалось вывести "Молодость" на международный уровень, превратив студенческий конкурс в полноценный фестиваль дебютов с несколькими жюри, денежными призами, конкурсными программами и надлежащим освещением в прессе.

Парадоксально, что за годы Независимости у нас так и не появился общенациональный кинофорум, которой смог бы составить "Молодости" достойную конкуренцию. Одесский МКФ (ОМКФ), при всем уважении к его организаторам, до такого статуса пока что недотягивает. Киевский фестиваль, начинавшийся весьма помпезно, прошел два раза и тихо закрылся. Поисковики по запросу "кинофестивали в Украине" выдают полтора десятка наименований, но наибольшее влияние на кинопроцесс до сих пор оказывает "Молодость".

Впрочем, разговор не только о влиянии. Ведь фестивали составляют, по сути, альтернативную форму проката. Только в фестивальном зале зрители могут посмотреть некоммерческое, авторское кино самых разных стран. И, конечно, дебютные работы и картины украинских режиссеров, - последние для нашего проката все еще остаются нежеланными гостями.

Судя по очередям на показы той же "Молодости" и ОМКФ, публика хочет смотреть разного рода неординарное кино. Потому Халпахчи успешно организовывает и постфестивальные показы самых интересных фильмов. К тому же, пальмовая ветвь кинофестиваля в Каннах, Золотой или Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля автоматически повышают спрос и на режиссера, и на награжденный фильм. Вспомнить хотя бы "Племя" Слабошпицкого, которое после триумфа в Каннах стало международным арт-хаузным хитом.

Здесь, правда, вступает в игру и другой фактор: непростые отношения между зрительскими ожиданиями и решениями жюри. Мне самому не раз доводилось умерять свой гнев, комментируя итоги того или иного конкурса. Но, в конце концов, искусство - не спортивное соревнование. Есть успех призовой и есть успех журналистско-критический - отзывы прессы, блоггеров, комментарии известных кинематографистов. Довольно часто складывается парадоксальная ситуация: о фильме-призере практически никто ничего не говорит, а фестивальная сенсация успешно покоряет страну за страной, не имея практически никаких наград. Так, как это сейчас происходит, например, с триллером Пола Верхувена "Она".

Награды "Молодости" пока что решающего значения для прокатной судьбы картины не имеют. Но связано это, скорее, с общей ситуацией в нашей киноиндустрии. Главные фактор здесь - рост количества и качества украинских фильмов. Ведь уровень внимания публики, а значит, и прокатчиков, продюсеров, директоров кинотеатров от него зависит напрямую.

В конце концов, слово "фестиваль" переводится как "праздник". Нашему кино до праздника пока что далеко. Но процесс идет.
Дмитрий Десятерик, "День" - специально для "Деловой столицы"