Новорусская нация. Какое будущее ждет народ с лишней хромосомой
Вот уже сутки социальные сети лихорадит: Владимир Путин выступил с инициативой принять закон о российской нации. Идея создания мифической российской нации отнюдь не нова. Еще в декабре 2010-го Путин высказался о необходимости формирования "общероссийского патриотизма" (по сути, аналога советского), а тогдашний президент Дмитрий Медведев заявил, что "идея российской нации абсолютно продуктивна, и ее не нужно стесняться". Через полгода Медведев скажет: "Наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну. Только тогда мы будем крепкими". Прошло пять лет, а воз и ныне там.
Главный вопрос, который интересует всех без исключения, - на основании каких ценностей создавать эту самую нацию?
Несколько лет назад ведущий научный сотрудник Центр комплексных социальных исследований Института социологии РАН Леонтий Бызов писал: "для "новорусской" генерации россиян, активно формирующейся последние десятилетия, наблюдается утрата мифов, автостереотипов, культурных доминант, во многом определявших особенности русской цивилизации на протяжении столетий, и, соответственно, закономерным является вопрос, вокруг какой нации будет сформировано национальное государство, собственно русской или "новорусской".
Проще говоря, перед Россией стоит нетривиальная задача: скрестить ужа с ежом. Как уместить в рамках одной нации около 200 народностей, еще и разного вероисповедания? Уже сегодня в России стремительно растет количество не только мусульман (по разным оценкам, каждый шестой житель Москвы исповедует ислам), но и, к примеру, буддистов. Сколько из них поддержат православные скрепы? Весьма сомнительно, что в Чечне и Дагестане перестанут делать обрезание девочкам, а в европейской части страны забивать свиней. Зачастую нация описывается как общность с единым языком и самосознанием. Здесь тоже пролет - к примеру, в Татарстане татарский язык второй официальный с 1992-го, в 99-м закреплен официальный статус башкирского в Башкортостане. Да, русский в стране остается государственным, но во многих регионах страны его изучение сведено к минимуму.
В теории нация может быть сформирована и как социально-экономическая общность. Но и тут не сложилось. Социологи отмечают: в стране отсутствует неимитационный общегражданский социально- политический проект, "общегражданская политика стала своего рода "мертвой зоной", в которые группы общества не видят ни своих интересов, ни своей значимой роли". То есть, госполитика к реальному объединению россиян имеет весьма отдаленное отношение. Аналогии с Советским Союзом напрашиваются сами собой. "Вспоминается даже не "советский народ", а попытка маршала Тито вывести югославов. В итоге, несколько процентов населения (дети от смешанных браков) действительно стали считать себя югославами. Вот только потом все снова поделились на сербов, хорватов, словенцев и так далее, а югославы остались в дураках", - пишут в соцсетях.
Но Россия переплюнула даже "совок" - там не додумались ввести нацию законом. Одна из самых скандальных российских политиков Ирина Яровая заявила: "Закон всегда является отражением наиболее значимых ценностных смыслов общества. Единство российской нации - это самое главное историческое достояние и преимущество России".
Тысячи, если не миллионы историков, после этого утверждения схватились за головы, поскольку о каком таком историческом единстве россиян идет речь - одной Яровой известно. По сути, говорят историки, сам термин "россиянин" как обозначение не русского по национальности, а человека, живущего в России, впервые появился в среде русской эмиграции. Председатель Русского Общевоинского союза со штабом в Париже генерал Александр Кутепов в 1929 году заявлял: "Все народы, населяющие Россию, независимо от их национальности, прежде всего - россияне".
Самый очевидный вариант - формирование нации по принципу "россиянин=русский". Несколько месяцев назад министр культуры России Владимир Мединский заявил, что России срочно нужно что-то делать с мультиками, а то в них "ничего, кроме "Made in Russia", русского нет" - даже лица какие-то азиатские. В ответ в Якутии даже запустили флешмоб, в рамках которого публиковали в соцсетях фотографии с подписью "Что не так с моим лицом?".
Еще раньше отличился детский омбудсмен Павел Астахов, который не просто поддержал ранние браки на Кавказе, но и заявил, что они там прямо-таки необходимы, ибо "есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50". Описывать, куда после этого послали омбудсмена благодарные россияне и что, по их мнению должно было сморщиться у Астахова, цензура не позволит.
Но сомнений нет: настоящий россиянин - красив, могуч, молод и при этом русский. Уникальный, кстати, персонаж. Четыре года назад все тот же словоохотливый министр культуры Мединский заявил, что Россия смогла с достоинством вынести все невзгоды ХХ века исключительно потому, что "у нашего народа имеется одна лишняя хромосома". Может, именно эта уникальная особенность, которая во всем мире служит причиной болезни Дауна, а в России, оказывается, укрепляет боевой дух, станет базисом для создания "нового россиянина"?
Помнится, в прошлом веке уже были попытки сформировать нацию на основании антропологическо-технических характеристик вроде особенности строения черепа. "Интересно: какие разрез глаз и цвет волос будут в тренде в лубянском Рейхе?", - вопрошают в сети. Инициативу Путина законодательно слепить из россиян единое целое вовсю сравнивают с попыткой создать "Третий рейх". Правда, искусственное "сшивание" разнородных регионов в одну империю, как показывает практика, особым успехом не увенчивается. Вон, Кадыров уже в открытую шантажирует Кремль требованиями дать Чечне побольше денег. Одним словом, заберите у Путина "Майн кампф" - добром это не кончится.