• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Новое слово в украинской науке. Фоторепортаж с борта научно-исследовательского судна "Ноосфера"

5 октября 2021 г. практически все ведущие украинские и не только каналы излбиловали фотографиями и видео входа в Одесский порт научно-исследовательского судна ледового класса James Clark Ross, которое Украина приобрела в Британии за символическую сумму в $5 млн. "ДС" представляет эксклюзивный фоторепортаж с борта судна, которое теперь носит название "Ноосфера"

Научно-исследовательское судно "Ноосфера"
Научно-исследовательское судно "Ноосфера"
Реклама на dsnews.ua

Royal Research Ship "James Clark Ross" был спроектирован как научно-исследовательское судно и спущен на воду в 1990 году с верфи Swan Hunter Shipbuilders, в Уолсенде (Великобритания). При спуске на воду лично присутствовала Ее Величество Королева Елизавета II. На борту расположены 8 научных лабораторий, позволяющих проводить разнообразные исследования в области морской биологии, океанографии, геофизики и гидрохимии, климатологии и экологии, геологии морского дна.

Использование гибридной дизель-электрической схемы движителя позволяет судну эффективно маневрировать, иметь максимальную мощность на валу даже при малых оборотах и иметь низкую шумовую сигнатуру, что в свою очередь позволяет иметь на борту высокочувствительные акустические системы. При достаточно "скромной" крейсерской скорости в 12 узлов судно имеет автономность в два месяца. Судно может прямо на ходу прокачивать по специальным трубам забортную морскую воду и проводить онлайн-анализы. Кроме того, на борту находятся две глубоководные лебедки, позволяющие погружать приборы на глубину до 8 километров или буксировать их в кильватере. Благодаря этому исследования могут покрывать чуть ли не 90% дна Мирового океана и изучить толщу воды. Форма и конструктивные особенности корпуса позволяют ему преодолевать лед толщиной до 4 метров, а метровый лед проходить просто "играя", почти не сбавляя хода.

James Clark Ross в 1991 году считался лучшим научно-исследовательским судном в мире, и даже через 30 лет остается в ТОП-20 лучших. За 30 лет JCR, как его называют в Британской антарктической службе, принял участие в более чем сотне долговременных проектов, которые исследовали Мировой океан с точки зрения физики и химии атмосферы, изменений климата, экологии и биоразнообразия, геологии, гляциологии и движения ледяных агломераций, предсказания и мониторинга природных бедствий, океанографии, мониторинга уровня мирового океана, космической погоды, искусственного интеллекта, изучения экстремальных наземных и пресноводных экосистем, изменения поглощения углерода антарктическими водами, экологической устойчивости острова Вознесения.

Реклама на dsnews.ua

Также проводились долговременные исследования морского планктона, мониторинг структуры и дрейфа осадочных элементов в западной Антарктиде, изучалось влияние пластика на полярные регионы, исследование стабильности ледового щита, мониторинг запасов антарктического криля, экосистемы айсбергов, исследование динамики концентрации метана Южной Атлантики, мониторинг роста донных плит.

Эти термины звучат достаточно сухо для неподготовленного слушателя, но поражают специалистов. Какая же может быть "польза народному хозяйству" от эксплуатации столь мощного мультифункционального инструмента, как "Ноосфера"?

Конечно, сразу приходит на ум обслуживание украинской антарктической станции "Вернадский", ведь именно полярники 25-й экспедиции попросили президента Владимира Зеленского во время прямого соединения приобрести ледокола, потому что в течение последних 20 лет для доставки грузов, запасов и персонала станции использовались зафрахтованные иностранные суда, яхты и даже военные корабли иностранных государств. Это обстоятельство существенно усложняло как обслуживание станции, так и возможность новых научных работ, а с введением часто непредсказуемых ководных ограничений — вообще по накалу напоминало остросюжетные фильмы из жанра "успеть за 24 часа". Собственное судно, к тому же с мощными кранами на борту и грузовой десантной баржей, способной практически выскакивать носом на необорудованный берег, развязывает руки нашим полярникам и позволит не только в полной мере обеспечить провиантом и топливом всю станцию, но и установить новое крупногабаритное и сложное оборудование как на берегу, так и под водой возле станции обеспечит сложные подводные работы.

Также значительно расширяется и радиус исследований вокруг самой станции в навигационный период. Однако стоит отметить: логистика станции важна, но не главное предназначение нашего нового достояния. "Ноосфера" не просто ледокол, а само научно-исследовательское судно, дающее еще огромное количество бонусов.

Начнём с самого очевидного: добыча ресурсов в приполярных широтах. Дело в том, что проводить коммерческую деятельность имеют право только те страны, которые уже занимаются в Антарктике научными исследованиями, больше исследований — больше квот. Чем больше у той или иной страны знаний о биологических запасах, тем больше у нее аргументов на право отлова этих самых запасов. Между прочим, в 2020 году Украина добыла в Антарктиде больше рыбных ресурсов, чем в Черном и Азовском морях и всех пресных водоемах вместе.

Другой важный момент – это полезные ископаемые, например литий. Последние геологические исследования показали, что подводные запасы лития значительно больше наземных и с современным развитием робототехники уже вполне доступны для добычи, Япония уже запустила первый пилотный проект в этом направлении.

В-третьих Big Data — владеющий данными сейчас может продавать как их в "сыром" виде, так и обработанные и проанализированные. В первую очередь это касается климатических изменений, ведь стихийные бедствия наносят ущерб туристическому бизнесу, судоходству и вообще приморским районам и инфраструктуре. Эти данные будут иметь со временем все большую и большую ценность, и важно то, что Украина будет не потребителем, а именно продавцом такой информации. К тому же, имея такие большие массивы, украинские ученые смогут разрабатывать новые математические модели, применять для их анализа искусственный интеллект.

Четвертое преимущество – возможность подводных археологических исследований в акватории всех морей Мирового океана. Оборудование позволит в зимний антарктический период эксплуатировать судно в других частях света, в том числе для исследований затонувших кораблей или артефактов древних цивилизаций. Еще один бонус — "Ноосфера" может стать уникальным эксплуатационным полигоном для инновационных разработок в разных отраслях, начиная от легкой и пищевой промышленности (легкая и теплая одежда для полярников, сбалансированная калорийная пища) и заканчивая высокоточным приборостроением, робототехникой и ИТ-технологиями. Экстремальные условия и необычные вызовы могут стать лучшим полигоном для испытания новейших разработок и одновременно определенной рекламной площадкой.

В конце концов, "Ноосфера" становится уникальным инструментом научной и культурной дипломатии, ведь теперь Украина может выступать не как гость, а как хозяин в организации международных научно-исследовательских проектов в самых актуальных направлениях, а значит, публиковаться в научных журналах "высшей лиги", таких как Science и Nature, принимать на борту иностранные делегации высокопоставленных чиновников.

Появление в Украине "Ноосферы" может стать стартом ренессанса украинской фундаментальной науки в естественных и физико-математических отраслях, связанных с морями и океаном, благо для молодых ученых и специалистов.

При институциональной и отраслевой поддержке не только государства, но и бизнеса "Ноосфера" может стать не просто научно-исследовательским кораблем, но и символом научно-технического прогресса, которым могут гордиться все касающиеся организации и структуры, флагманом и визитной карточкой, трамплином в исследовании неизвестных миров.

    Реклама на dsnews.ua