• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Невыносимая легкость бытия. Как снимали ленту "Позывной "Бандерас"

После ленты "Червоный" Заза Буадзе снял картину о российско-украинской войне
Фото: telekritika.ua
Фото: telekritika.ua
Реклама на dsnews.ua

В прокат вышел "Позывной "Бандерас" - военный детективный фильм украинско-грузинского режиссера Зазы Буадзе. В основе сценария, написанного Сергеем Дзюбой и Артемием Кирсановым, дневники нацгвардейца Сергея Башкова с позывным "Индеец" и рассказы воинов АТО/ООС.

По сюжету осенью 2014-го в зоне АТО группа разведчиков во главе с опытным капитаном Антоном Саенко (позывной "Бандерас", Олег Шульга) пытается предотвратить диверсии и обезвредить русского подрывника по прозвищу Ходок. Задача осложняется тем, что события происходят возле родного села Бандераса.

"ДС" поговорила с режиссером картины Зазой Буадзе.

"ДС" Заза, с чего начался этот фильм?

- Мне предложили сценарий. Я его прочел и мне показалось, что это потенциально очень интересная история. Появились даже какие-то ветхозаветные аллюзии. Потом мы встретились с продюсером, со сценаристами. Я выложил свои идеи, концепцию фильма, им понравилось. Было четыре драфта, то есть четыре раза переписывали сценарий. Где-то к третьему варианту я подумал, что история обретает нужные очертания. Хотя, как всегда, работа над сценарием даже во время съемок продолжается. 

"ДС" На что вы делаете упор при работе над фильмом?

Реклама на dsnews.ua

- Если говорить о режиссерском инструментарии, я люблю актеров. Да, очень важно, что у тебя есть свой оператор - это твои глаза, по сути, и судьба мне подарила Сашу Земляного. Очень важно, когда находишь своего композитора, способного вытащить музыку, звучащую у тебя в голове. Но главное - когда у тебя есть актеры как грамотный инструмент. Конечно, мы разговариваем, репетируем и так далее, но потом какая-то иная связь налаживается и тебе уже многое объяснять не нужно.

"ДС" Вам много пришлось просмотреть кандидатов?

- Мы проводили кастинги по всей Украине, в разных театрах. Во Львове, Одессе, Ивано-Франковске, Харькове. Благодаря этому нашли много свежих лиц, не примелькавшихся на экране, а значит, интересных зрителям. Работать с ними было сплошным удовольствием.

"ДС" Любопытно то, что вы сказали про композитора. Франко Эко работал с вами еще в "Червоном". Для "Бандераса" он тоже создал интересную звуковую дорожку.

- Мы с Франко работали у него в Риме. Я ему показал референс с музыкой - то, на что я хотел бы ориентироваться. 

"ДС" И на что же?

- Я нагло взял Ханса Циммера. Меня потрясла его работе в драме Терренса Малика "Тонкая красная линия". Не мудрствуя лукаво выложил референс на всю его музыку.

"ДС" А какие еще указания давали?

- Были случаи, когда я говорил Франко: "Давай я сейчас буду смотреть без звука и не то, чтобы запою, а просто буду звуки издавать, чтобы передать эмоцию". И я мычал, стонал, а он сидел за пианино и писал. Это был, я считаю, акт настоящего творчества. Потому что он действительно вытягивал из меня ту музыку, которую я неспособен воспроизвести. Я в определенном смысле эгоист - стараюсь окружить себя теми людьми, которые вытаскивают из меня то, что я сам сделать не могу.

"ДС" К счастью, кино - дело коллективное.

- Французский сценарист Паскаль Жарден, который, кроме знаменитого "Старого ружья" с Филиппом Нуаро и Роми Шнайдер, написал еще и всех "Анжелик", сказал как-то, что у фильма нет автора, что кино - это огромный труд и немного чуда. Я согласен частично.

"ДС" Почему частично?

- Потому что у кино все-таки есть соавторы. Но вот насчет труда и чуда - да, согласен полностью. Парадокс в том, что труд обязательно должен быть огромным, иначе чуда не будет. Но огромный труд тоже еще не гарантия, что чудо совершится. И, кроме труда, нужно еще гарантировать, что ты окружен теми людьми, которые на одной волне с тобой.

"ДС" "Бандерас" - фильм довольно сложный в плане постановки. Много военной техники, съемки под открытым небом, пиротехника, трюки. Были ли какие-то особые трудности?

- К счастью, фундаментальных проблем не было. А обычные проблемы есть всегда. Это же производство. Всякое случалось: и техника ломалась, и погода вносила сильные коррективы. Но в целом это были счастливые съемки. В кайф, правда. Не так, как иногда бывает, что ночью молишься за то, чтобы подольше не наступало утро, чтобы не идти на площадку. Наоборот, очень хотелось.

"ДС" Как же снять хорошую фронтовую картину?

- Для меня что в военной, что в любой другой драме главное - хорошая история, в которой есть базовые мифы. Потому что в таком случае получается история о вечном. О драматизме человеческого существования. О невыносимой легкости бытия. Все великие истории об этом. Суть нашей жизни: она и прекрасна, и драматична, и трагична, и комична, и во всем этом есть столько прекрасного.

"ДС" И все-таки именно тематика войны у вас постоянна.

- Наверно, она самая такая экзистенциальная. Но было бы ошибочно утверждать, что меня интересует только война. Мне безумно понравились, например, "Припутни" Аркадия Непиталюка. Я и сам когда-то писал горько-сладкие комедии. Вот сейчас мы с замечательной поэтессой и сценаристкой Любой Якимчук, которая написала "Будинок "Слово", заканчиваем сценарий специально для Риммы Зюбиной - выйдет как раз такая сладко-горькая комедия в стиле Данелии. Совершенно не война.

Вообще, будучи драматургом, я и жизнь эту воспринимаю как драматургию, и себя считаю персонажем какой-то божественной драмы. Как и вы в своем сюжете. Значит автором для меня на этой странице придумана такая перипетия. Я следую за этой полосой и дальше может быть все, что угодно. Главное - чтобы дальше было достаточно страниц. Плохо, если их мало.

"ДС" "Бандерас" закончен. Что дальше?

- Ближайший проект сейчас у нас в производстве, две трети снято, в мае, если все сложится, завершим съемки ленты "Червоный. Без линии фронта". Это приквел "Червоного", начало истории Данилы Червоного. С 1937-го до сентября 1939-го - начала войны. Действующие лица - молодые украинские студенты в польском лицее, вступающие на путь борьбы за независимость. И это начало превращения героя в того, кого мы видели в фильме "Червоный".

А еще я взял историю, которую мне предложил Тарас Прохасько. Историческая драма, 1939 год, Хустская республика. Это рассказ об англичанине, который стал свидетелем тех событий. Называется "Однодневная республика". Очень хороший сюжет может получиться.

    Реклама на dsnews.ua