Непредсказуемая судьба сиквелов. Почему вторая часть "Джокера" стала провалом
Фильму "Джокер: Безумие на двоих" с Хоакином Фениксом и Леди Гагой в главных ролях пророчили такой же успех, как и первой картине. Но сиквел "Джокера" стал коммерческой неудачей. "ДС" вспоминает историю успешных и не очень продолжений нашумевших кинокартин
Вопреки ожиданиям создателей сиквел "Джокера" провалился в мировом прокате: за месяц показа в кинотеатрах новая картина Тодда Филлипса собрала $205 млн при бюджете в $200 млн, тогда как сборы первого фильма, уже успевшего стать "культовым", перевалили за миллиард в 2019-м.
Кто виноват в этой неудаче? И можно ли считать вторую попытку Тодда Филлипса обратиться к легендарному герою из комиксов неудачной в творческом смысле? Как оказалось, секретом успеха первой части были вовсе не худоба Хоакина Феникса, его острые лопатки и приступы смеха
Изначально первый "Джокер", за роль в котором Феникс получил "Оскар", задумывался как самодостаточная картина, без расчета на продолжение – и таким, по большому счету, и получился. Вся жизнь клоуна и неудачливого комика Артура Флека, сыгранного Фениксом, была беспросветной, и "Джокер" 2019-го года оказался динамичной историей падения до боли одинокого Флека в самые глубокие пучины своего безумия (которое, впрочем, не так уж и сильно отличалось от безумия остального мира за окном). Флек, нарисовавший на лице маску Джокера, убил шестерых человек, включая собственную мать. В финале фильма его помещают в лечебницу Аркхем – и в ней же зритель встретился с героем Феникса спустя пять лет после премьеры первого фильма.
Лечебница в вымышленном Готеме, может быть, оказалась даже гораздо более мрачной, чем предполагал зритель (сцены с Флеком в заточении снимали в заброшенном инфекционном госпитале). Но к чему зритель оказался совершенно точно не готов, так это к превращению триллера Филлипса в мюзикл – хотя о том, что Хоакин Феникс запоет, и не один, а в компании Леди Гаги, было известно уже давно.
Еще до завершения съемок первого "Джокера" Хоакин Феникс признался режиссеру, что психологически не готов "отпустить от себя" роль Флека-Джокера. В те дни Фениксу приснился сон, в котором его Артур Флек в образе Джокера выступает на сцене, пытается шутить – и при этом поет. Тогда-то Феникс и Филлипс обсудили идею возможного продолжения в виде мюзикла, и поговорили об этом с продюсером Тоби Эммеричем.
После того, как "Джокер" собрал внушительную сумму в мировом прокате, Филлипс и Феникс начали всерьез подумывать о том, чтобы продолжение истории обрело форму бродвейской театральной постановки. Режиссер вовсе не хотел снимать историю о том, как Джокер превращается в короля преступного мира и извечного врага Бэтмена. Тодда Филлипса больше всего интересовала личность Артура Флека и его болезнь.
Сиквел благодаря пандемии
Еще в конце 2019-го, когда "Джокер" был киносенсацией номер один, поползли слухи, о том, что сиквел находится в стадии разработки – Филлипс их опроверг, но заметил, что возможность продолжения все-таки существует. Как раз тогда режиссера и Хоакина Феникса все больше привлекала идея сделать шоу на Бродвее – но вскоре пандемия нарушила все планы. Было решено снимать кино, но придерживаться концепции мюзикла, той самой, которая явилась Фениксу во сне.
Филлипс полностью осознавал рискованность затеи – но этим она его и привлекла. К тому же, режиссер надеялся, что такой экспериментальный подход не отпугнет, а привлечет зрителя, уставшего от однотипных и уже вполне предсказуемых блокбастеров о супергероях из комиксов. Оказалось, Филлипс несколько преувеличил тягу современной аудитории к новизне.
Итак, в июне 2022-го студия Warner Bros. одобрила проект и было официально объявлено о грядущем сиквеле. Очень скоро киноманы также узнали о том, что в фильме-мюзикле вместе с Хоакином Фениксом будет сниматься поп-икона Леди Гага, уже успевшая зарекомендовать себя ролями в "Звезда родилась" Брэдли Купера и "Доме Гуччи" Ридли Скотта.
В новом фильме "Безумие на двоих" певица играет человека, который наконец показал страдальцу и убийце Артуру Флеку, какой может быть любовь – пусть и весьма странным способом. Героиню Леди Гаги зовут Харли Квинзель, или просто Ли, и она ложится в тот самый угрюмый Аркхем – просто для того, чтобы оказаться рядом с героем Феникса. Правда, самому Флеку она рассказывает выдуманную байку о том, что ее упекли в лечебницу после того, как она попыталась поджечь дом родителей – а еще признается, что росла на одной улице с ним и хорошо знает, что такое грязь и нищета.
Все это неправда, но Ли на самом деле одержима Флеком — она стала фанаткой Джокера после того, как посмотрела фильм о нем (тут создатели намекают на первую часть). И пусть она хочет видеть в Артуре только сумасшедшего и способного на все Джокера, для Флека это не столь важно. Его наконец заметили, его наконец полюбили – особенная девушка, которую даже можно назвать симпатичной.
И тут Артур-Джокер начинает петь песни – и один, и в дуэте с Харли. Те, кто следит за работами в кино Хоакина Феникса, наверняка в курсе, что актер умеет петь и хорошо владеет голосом – например, в байопике о певце Джонни Кэше "Переступить черту" актер сам исполнял песенное наследие Кэша и делал это великолепно. Но как должен петь Артур Флек? В общем, на этот раз Феникс спел с чувством и с настроением – но в довольно противной манере.
А как должна петь возлюбленная Флека? Уж точно не так профессионально, как Леди Гага – и певица изо всех старалась сделать так, чтобы ее исполнение казалось достаточно аматорским. Кстати, во время съемок Феникс и Гага пели свои партии "живьем" после команды "мотор", под аккомпанемент пианиста, остававшегося за кадром, хотя обычно в таких случаях актеры поют или делают вид, что поют, под уже записанную заранее фонограмму.
Но поклонники первого фильма явно не шли в кинотеатры для того, чтобы наблюдать и слушать то, как Джокер-Флек в компании героини Леди Гаги исполняет эстрадную классику двадцатого века – причем пара имеет привычку заняться этим как раз в тот момент, когда их диалог становится интересным и по-настоящему осмысленным. Однажды Флека отпускают посмотреть фильм в кинозале лечебницы – вместе с Ли они смотрят классический мюзикл 1953-го года "Театральный фургон" с Фредом Астером, и пока герои фильма на экране рассуждают о границах между мюзиклом и драмой, Ли отлучается, чтобы поджечь зал. Во время пожара парочка делает попытку сбежать из Аркхема – они убегают и поют, но Флека хватают и бросают в карцер. Однажды к нему в застенки является Ли – и не самая красивая пара в истории кино занимается любовью.
Несентиментальная история любви
Да, этот фильм – прежде всего история любви, хоть она и напрочь лишена сентиментальности или трогательности. Харли оказывается не нужен Артур Флек – после того, как в суде он отрекается от своей темной личины, Джокера, но "Безумие на двоих" все равно остается фильмом о любви и мюзиклом. Эта любовь никого не заставит прослезиться, музыкальным номерам вряд ли захочется подпевать – но фильм на самом деле далек от катастрофы.
Почему "провалился" сиквел?
Это не оглушительно неудачный "Основной инстинкт 2" и не третья часть "Терминатора". Просто "Безумие на двоих" оказалось совсем не тем, чего ждали от сиквела поклонники первого фильма, будучи даже предупрежденными о том, что их ждет мюзикл. Сейчас многие в Голливуде связывают провал картины в прокате с тем, что в этот раз в команде Тодда Филлипса не было Брэдли Купера с его коммерческим чутьем (актер и режиссер был сопродюсером первого фильма). Но, может быть, пять лет между первой и второй частью – слишком маленький срок по нынешним временам? Одни из самых успешных во всех смыслах сиквелов последних лет выходили на экраны через десятки лет после своих легендарных предшественников. Это касается и "Бегущего по лезвию 2049" (который появился спустя 35 лет после оригинального "Бегущего по лезвию" 1982-го года), и картины "Безумный Макс: Дорога ярости", и "Т2 Трейнспоттинг", и совсем недавнего "Битлджуса Битлджуса".
Особенно показателен в этом смысле "Т2 Трейнспоттинг" (или, если хотите, "На игле 2") Дэнни Бойла, который вышел на экраны в 2017-м, через 21 год после "культового" фильма "Trainspotting" 1996-го года. Поклонники фильма менялись, взрослели и старели вместе с его звездами – и когда семь лет назад на экране появился тот же актерский состав, что и в первой картине (не считая болгарской актрисы Анжелы Недялковой, которой во время выхода на экраны первой части было пять лет), это было похоже на встречу одноклассников.
Кто-то (например, Марк, герой Юэна Макгрегора) хорошо сохранился, поумнел с годами, кто-то остался таким же идиотом, только седых волос и килограммов добавилось – словом, как это бывает в реальной жизни. "Тебе не кажется, что эта девушка слишком молода для тебя?" — спрашивает героиня Келли Макдональд Диана у Марка (когда-то, двадцать лет назад, они встречались и Диана была гораздо младше героя Макгрегора), и это выглядит и звучит настолько естественно и достоверно, что только этот эпизод мог бы спасти весь фильм. Но явно соскучившийся по своим героям Дэнни Бойл снимал сиквел "Трейнспоттинга" с таким удовольствием, азартом и любовью, что это не могло не повлиять на результат.
Ну а если вспомнить, скажем, семидесятые и "Крестного отца" Фрэнсиса Форда Копполы? Временной промежуток между первой и второй частью фильма – всего два года, но вторая картина 1974-го года выглядела совсем не так, будто была снята в спешке, в попытке во что бы то ни стало повторить успех первого "Крестного отца". Наоборот, The Godfather Part II оказался еще эпичнее, еще совершеннее, чем первый фильм – как и первая часть, сиквел получил "Оскар".
За год до первого "Крестного отца" "Оскар" достался картине "Французский связной" — еще одному абсолютно классическому фильму, снятому Уильямом Фридкином в предельно динамичной и очень реалистичной по тем временам манере. Через четыре года, в 1975-м, на экраны вышел сиквел – и картина имела все шансы оказаться полным провалом. Хотя во "Французском связном II" в главной роли снова снялся потрясающий Джин Хэкмен, кресло режиссера на этот раз занял Джон Франкенхаймер, обладавший манерой, в корне отличавшейся от стиля Фридкина. К тому же, действие происходило не на улицах зимнего Нью-Йорка (сам город, казалось, был одним из секретов успеха первого "Французского связного"), а в солнечном Марселе – но каким-то волшебным образом звезды снова сошлись и фильм получился. Более того, пьяный монолог героя Хэкмана, посаженного на иглу детектива Дойла – когда тот десять минут несет чепуху о бейсболе, а потом в слезах молит о дозе героина – одна из вершин в карьере актера.
Да, смена режиссера - не приговор, но в тех же семидесятых вышли на экраны и весьма посредственные "Челюсти 2", снятые уже не Стивеном Спилбергом, как первый классический фильм, а режиссером Карлом Готтлибом, которому больше удавались не триллеры, а комедии.
Новые сиквелы с Томом Крузом
Сейчас стало известно, что Том Круз ведет переговоры о запуске сиквела картины 1990-го года "Дни грома" — тот фильм об автогонках снял покойный Том Cкотт, Круз сыграл главную роль, и картина пользовалась успехом, пусть и не слишком громким. Но Круз явно оказался вдохновлен недавним триумфом фильма "Топ Ган: Мэверик", сиквела картины "Топ Ган" 1986-го года, снятой тем же Тони Скоттом. Станет ли возможный будущий сиквел "Дней грома" таким же впечатляющим успехом – предугадать невозможно. Как продолжает доказывать история сиквелов – их судьба действительно остается непредсказуемой.