Незамеченная диаспора. Почему Украина может проиграть дипломатическую битву за крымских татар
Миллионная крымскотатарская диаспора по всему миру поддерживает Украину, собирает гуманитарную помощь и продвигает наши интересы. Это важный ресурс для Украины, который в большинстве своем остается незамеченным украинскими властями
Заявление Подоляка о Крыме и отсутствии стратегии
На этой неделе украинское инфопространство всколыхнуло заявление советника руководителя Офиса президента Михаила Подоляка, предполагающего, что Крым после деоккупации может потерять свой автономный статус. Он также добавил, что существование автономной республики в унитарном государстве будет служить средой сепаратизма. Дискуссия о статусе Крыма важна, но заявление Подоляка выглядит больше не как попытка запустить эффективный процесс обсуждения, а как еще один шаг в хаотической политике Украины относительно крымских татар. Понимание того, что нам нужна централизованная крымскотатарская политика, появилась после аннексии Крыма Российской Федерацией. Например, должность Уполномоченного президента по делам крымскотатарского народа ввели только в 2014 году. А принятие закона "О коренных народах Украины" состоялось в июле 2021 года. Однако, несмотря на численность и активную позицию диаспоры за пределами Крыма, украинское правительство ничего не упоминает о крымских татарах за рубежом в решении "О Стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя" от 11 марта 2021 года.
Уникальность истории крымских татар в том, что их сообщество большинство времени формировалось в депортации и за пределами Крыма. Более 5 миллионов крымских татар находятся за границей, создав маленькие версии Крыма в Турции, Румынии, Болгарии и других странах Европы. Это больше, чем коренное население в Крыму на сегодняшний день, чье примерное количество составляет 240 000 человек. Поэтому с начала широкомасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года диаспора крымских татар является важной силой, на которую могут опираться власти Украины и использовать ее в продвижении украинских интересов. Большинство ячеек крымских татар выступили с поддержкой территориальной целостности Украины и начали лоббировать ее интересы на международной арене. Можно сказать, что сейчас Украина пытается наладить связи с крымскотатарской диаспорой в Турции, хотя меньшие центры крымских татар остаются без внимания украинского МИД. Примером этого является диаспора крымских татар, возникшая по другую сторону океана – в Канаде.
Как крымские татары заставили Канаду признать геноцид
Для украинского контекста Канада особенна тем, что она является третьей страной по количеству этнических украинцев и важной союзницей Украины еще с момента провозглашения независимости. В то же время без внимания исследователей и политиков до сих пор находится крымскотатарская диаспора в Канаде, ее деятельность и взаимодействие с украинскими диаспорными центрами. Основная волна крымских татар прибыла в Канаду после распада Советского Союза. В основном это были люди, которые искали работу или стремились получить качественное образование, после чего оседали в Канаде. Как отмечает Рустем Ирсай, один из самых известных крымскотатарских активистов в Торонто, большинство крымских татар начали приезжать в Канаду и США в 1990-х из Румынии. На сегодняшний день их количество в Канаде составляет около пяти тысяч человек с наибольшей концентрацией в провинции Онтарио. Февраль 2014 стал своеобразным рубиконом для крымскотатарского сообщества, когда их фокус по сохранению культуры и традиций переместился на активную политическую деятельность и мобилизацию в ответ на аннексию Крыма. Именно в этом году крымскотатарская диаспора учредила организацию "Канадская ассоциация крымских татар" со штаб-квартирой в Торонто.
В 2015 году Верховная Рада Украины приняла постановление о признании депортации крымских татар актом геноцида и призвала парламенты других стран утвердить подобные законы. Казалось бы, Канада, с ее миллионной украинской диаспорой, должна стать первой страной, признавшей геноцидом то преступление, которое советские власти совершили против крымских татар. Однако, несмотря на уверенность украинских политиков, канадское правительство в 2016 году отклонило законопроект С-306: " Об установлении Дня памяти жертв депортации крымскотатарского народа ("Sürgünlik") и признании массовой депортации крымских татар в 1944 году актом геноцида ". После 7 лет активной адвокации, крымскотатарская диаспора добилась того, чтобы в 2022 году канадское правительство единогласно приняло резолюцию и признало преступление советской власти против крымских татар – геноцидом.
Это невероятный результат для 5 тысяч крымских татар, проживающих в Канаде. Не секрет, что диаспоры играют немаловажную роль в поддержке Украины той или иной страной. В США украинская диаспора в Чикаго, в сущности, выполняет роль главного лоббиста в поставках оружия Украине. То же самое и в Канаде. Но у Украины в Канаде есть два адвоката и кроме украинской, есть и крымскотатарская диаспора, которая эффективна, организована и готова помогать.
Импульсивность вместо рациональности
Крымскотатарская диаспора безусловно влияет на имидж Украины за рубежом и отношение мира к аннексии. Это должно заинтересовать украинское правительство как в сотрудничестве с ними, так и в их видении будущего Крыма. К тому же, как отметил Президент Украины Владимир Зеленский на встрече с крымскими татарами в Турции: "Мы хотим построить такую страну, в которую наши люди с радостью будут возвращаться из заграничных заработков и поисков лучшей жизни. И я хотел бы, чтобы вы (крымские татары) активно приобщились к созданию этой новой Украины – нам нужна ваша помощь ".
Но самый главный вопрос, который нужно задать нашему государству: крымские татары для нас мы или они? Ответ на этот вопрос станет той стратегией, дорожной картой и планом, по которому мы сможем строить общее будущее. Если крымские татары часть нас, то Украина имеет свою огромную крымскотатарскую диаспору, на которую можно опираться, с которой можно сотрудничать и которая может стать лучшим адвокатом украинских интересов не только в Канаде, но и в Турции, США и других странах. Пока же у нас есть только импульсивные заявления украинских политиков, отсутствие четкой стратегии и хаотические обсуждения административного раздела Крыма. Ответ на крымскотатарский вопрос должен формироваться не из имперской позиции "старшего" и "младшего" брата, а в форме диалога двух заинтересованных сторон. Конечно, если власти не хотят проиграть битву за крымских татар.