• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Не золото не скифов. За какие артефакты на самом деле боролась Украина в Амстердаме

История с коллекцией раритетов из крымских музеев тянулась почти десять лет

Реклама на dsnews.ua

В понедельник, 27 ноября, Национальный музей истории Украины сообщил, что артефакты из четырех музеев оккупированного Крыма, которые были представлены на выставке "Крым: золото и тайны Черного моря" в Амстердаме, вернулись в Украину после почти 10 лет судебной тяжбы. "ДС" напоминает, как скифское золото оказалось в Нидерландах, как Россия пыталась украсть экспонаты и за какие именно артефакты боролась Украина в Амстердаме на самом деле.

Злополучная история началась 3 июля 2013-го, когда в Рейнском краевом музее (Бонн, Германия) открылась международная выставка "Крым. Золотой остров в Черном море: греки-скифы-готы". Свои экспонаты для нее предоставили крупнейшие музеи и заповедники Украины: музей исторических драгоценностей (г. Киев), Национальный заповедник "Херсонес Таврический" (г. Севастополь), "Центральный музей Тавриды" (г. Симферополь), Бахчисарайский и Керченский историко-культурные заповедники.

В феврале выставка переместились в музей Алларда Пирсона Амстердамского университета (Нидерланды), а спустя ровно две недели случился "Крымнаш". После закрытия выставки голландцы собирались быстренько все вернуть Киеву, но Россия оперативно выдвинула претензии на крымскую часть экспозиции. Голландские музейщики оказались перед непростым выбором. С одной стороны, артефакты передавало Министерство культуры Украины, так что государство Украина является законным владельцем раритетов. С другой — крымские музеи тоже вроде бы законные хозяева. В итоге выставка надолго "зависла" в Нидерландах.

Оккупационные власти Крыма устами директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина предложили Украине так называемый "компромисс": "На этой выставке, кроме наших экспонатов, есть предметы из Музея исторических драгоценностей Украины, это находки из так называемого Ногайчинского кургана. Этот курган находится на территории Крыма — в Нижнегорском районе. В 70-е годы его раскопал археолог Аскольд Щепинский, который почему-то взял и отдал находки в Киев. Предметы из Ногайчинского кургана — это одна из жемчужин выставки, там очень красивые вещи, позднеантичные, сарматского времени, и это тоже крымское культурное наследие. Мы не выдвигаем претензий на возврат этих вещей, а Киев должен оставить в покое наши экспонаты. Вот такой компромисс возможен и другого я не вижу".

Проще говоря, вы отдаете России отжатое вместе с Крымом добро, а за это мы не требуем отдать в придачу еще и экспонаты из киевского музея драгоценностей. Борец за "археологическую справедливость" (найденное должно находиться в музеях по месту находки) даже не заикнулся об судьбе археологических находок, вывезенных в Россию из того же Крыма во времена СССР.

В сентябре 2014-го все экспонаты с киевской пропиской, в том числе, и сокровища упомянутого Ногайчинского кургана, благополучно вернулись в Киев. Тем не менее, до сих пор и украинские, и российские СМИ с завидным упорством именно фотографиями "Ногайчинского золота" иллюстрируют все перипетии вокруг застрявшей в Голландии крымской коллекции.

Реклама на dsnews.ua

Сокровища Ногайчинского кургана

В шестидесятые годы прошлого века силами Украины началось сооружение Северо-Крымского канала. Одновременно была создана Северо-Крымская археологическая экспедиция, задачей которой стало тщательное исследование территории, отведенной под строительство. От раскопок Ногайчинского кургана у села Червоное (Нижегорский район) ничего сенсационного не ждали — большинство "степных пирамид" основательно почистили еще в глубокой древности. Однако под насыпью оказалось женское погребение — настоящая "золотая кладовая". В погребении обнаружили массивную 900-граммовую спиралевидную гривну с украшенными грифонами оконечностями (ее фото фигурирует едва ли не в половине публикаций о "скифском золоте"), золотую диадему, большую золотую брошь и множество золотых и серебряных предметов помельче.

Главной же "изюминкой" кургана стала небольшая застежка-фибула в виде дельфина, изготовленная из горного хрусталя и золота. Это украшение — одно из самых знаменитых исторических драгоценностей Украины.

Опираясь на текст Аппиана Александрийского "Митридатовы войны" историки Юрий Зайцев и Валентина Мордвинцева выдвинули гипотезу, что в этом кургане находилось захоронение дочери Митридата VI Евпатора. Знаменитый царь остро нуждался в союзе с вождями причерноморских племен и, как писал античный историк: "Для укрепления этого союза отдал замуж за наиболее могущественных из них своих дочерей".

История тяжбы

Сразу же после закрытия выставки в Амстердаме министерства культуры Украины и России выступили с требованиями передать "скифское золото" именно их представителям. Руководство Музея Пирсона, не зная, кому же конкретно возвращать культурные ценности, обратилось к юристам для решения правовой коллизии. В официальном заявлении Музей Пирсона назвал ситуацию "уникальной" и подчеркнул, что не может пойти навстречу Киеву или Москве и будет ждать вердикта "полномочного судьи или арбитра или же соглашения сторон". После этого голландские музейщики отказалось от любых дальнейших комментариев якобы из-за риска влияния на правосудие.

Случай со "скифским золотом" действительно уникальный. Международное право на сегодня не содержит никаких рецептов действий в подобном случае. Принятые в 1970-м и 1995-м годах конвенции о защите культурных ценностей описывают исключительно процедуру возврата похищенных или захваченных во время войны музейных предметов. В случае же с Крымом речь идет об оккупации с последующей аннексией.

Чтобы вернуть экспонаты, оккупационные власти полуострова даже согласились признать музеи "временной украинской территорией": в ноябре 2014-го "глава республики Крым" Сергей Аксенов сообщил журналистам, что до возвращения ценностей имеющие отношение к экспонатам крымские музеи не будут перерегистрировать по российскому законодательству.

"Мы ликвидировали в юридическом виде все организации, которые существовали при Украине. Но учреждения, которые отправляли ценности на выставку в Голландию, сейчас ликвидации подлежать не будут. Мы оставляем их в том же виде, чтобы была возможность проведения всех юридических процедур [по возвращению ценностей]", — заявил Аксенов.

Тогда же российские оккупационные власти от имени крымских музеев подали в Нидерландах иск с требованием вернуть "скифское золото", а в апреле 2015-го нидерландский суд одобрил запрос Украины на участие в этом процессе в качестве заинтересованной стороны. "Экспонаты не могут быть возвращены на оккупированную территорию, которая временно находится не под украинским контролем, их надо передать непосредственно государству Украина", — отметили в украинском Минюсте. Кроме этого Печерский районный суд Киева заочно наложил арест на все находящееся в Амстердаме музейные экспонаты, а прокуратура открыла уголовное производство из-за отказа музея Алларда Пирсона вернуть собрание древностей Украине.

В августе 2015-го министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: "Изъятие культурных ценностей из музея в условиях, признанных международным правом единства и неделимости фактического музейного фонда, — во всех странах примерно одинаковое на эту тему законодательство — нас сразу отсылает во времена Второй мировой войны. Примерно тогда проходили переделы владения музейными ценностями. Ну, еще Наполеон этим баловался, вез из Италии все, что мог"

То есть, представитель правительства страны-оккупанта обвинил подвергшегося российской агрессии соседа в мародерстве. И это при том, что в музеях самой России до сих пор хранятся и выставляются экспонаты, вывезенные в годы Второй мировой войны из музеев Украины.

В декабре 2016-го Окружной суд Амстердама постановил, что все экспонаты нужно вернуть Киеву, поскольку только суверенные государства могут претендовать на объекты культурного наследия. А уже Киев должен рассматривать претензии крымских музеев. Но из-за апелляций со стороны оккупантов вопрос возращения экспонатов опять "завис".

В понедельник, 11 марта 2019-го, начались новые слушания дела по так называемому "скифскому золоту". В случае позитивного для Украины решения уже летом реликвии вернутся в страну.

Предмет спора

Львиная доля СМИ иллюстрирует статьи о застрявшем в Амстердаме "скифском золоте" первой попавшейся в интернете картинкой. Впрочем, россияне выставляющие фотографию знаменитого скифского гребня из кургана Солоха, некогда вывезенного из Украины в Эрмитаж, — на правильном пути. О возвращении этой реликвии действительно не мешало бы поговорить.

Самые продвинутые используют фотографии сокровищ Ногайчинского кургана (сарматских, заметим, а не скифских), которые давно вернулись в Киев.

На самом деле золота скифов среди "скифского золота" практически нет. Чего-либо просто скифского там тоже довольно мало

Из коллекции Крымского республиканского краеведческого музея ("Центральный музей Тавриды") на выставку отправились ряд раннескифских, но нисколечко не золотых предметов: бронзовое навершие (оно же является символом музея), бронзовый котел и детали конской сбруи, алтарь из некрополя Неаполя-Скифского, уникальные лепные керамические сосуды в виде овец, а также ряд артефактов периода "Великого переселения народов".

Всего учреждение предоставило 150 экспонатов, общая страховая стоимость — 172 тыс евро.

Коллекция "Бахчисарайского историко-культурного заповедника" представлена экспонатами позднескифского и раннесарматского периода. Это посуда, нашиваемые на одежду золотые бляшки, украшения (перстни и серьги), знаменитые готские орлиноголовые пряжки и плащевые "пальчиковые" застежки-фибулы, мечи и детали щитов. В основном это погребальный инвентарь из Усть-Альминского некрополя. Среди последнего и четыре китайские деревянные лаковые шкатулки середины I века н. э.

Всего музей предоставил 1400 предметов, страховая стоимость — 400 тыс евро.

Из коллекции Керченского историко-культурного заповедника на выставку отправились артефакты периода Боспорского царства — античная скульптура "Змееногая богиня — прорастающая дева", надгробия, терракотовые статуэтки, чернолаковая керамика и ювелирные украшения. Все это, заметим, к скифам никакого отношения не имеет.

Итого 190 предметов, страховая стоимость — 696 тыс евро.

Национальный заповедник "Херсонес Таврический" предоставил памятники эпиграфики (высеченные на камне надписи). Самая ценная — декрет в честь Сириска, первого историка, жившего на территории Украины. Согласно декрету, Сириск в своем труде описал "явления Девы" (богиня-покровительница города), а также отношения Херсонеса с Боспором и другими близлежащими городами. За это он был награжден золотым венком, а стела с постановлением об этом была выставлено во дворе храма Девы.

Кроме эпиграфики в сборной экспозиции представлены резные архитектурные детали, фрагменты греческой керамики с граффити, среди которых как надписи-обереги, так и деловые, а также бытовые записи. Всего — 28 экспонатов, страховая стоимость — 170 тыс евро.

Из изложенного хорошо видно, что скифского золота в спорном собрании практически нет, а немногочисленные золотые изделия отнюдь не главная часть коллекции.

Что дальше?

В публикациях, посвященных тяжбе вокруг раритетов, почти не упоминаются сами артефакты. Здесь — чистой воды политика. России чрезвычайно важно заполучить коллекцию, чтобы после использовать этот факт для легитимизации на международном уровне аннексии Крыма. Даже лозунг запущен: "Вернули Крым — вернем и золото скифов!"

Кроме того, раздувание истерии — еще один повод пнуть Украину. Очень показателен здесь и спецывпуск программы "Вести недели с Дмитрием Киселевым". Там прекрасно все, начиная с знаменитой пекторали, на фоне которой огромными буквами значилось: "Верните золото скифов!"

Здесь и откровенный троллинг Украины ("все ваше скоро будет нашим"), и целенаправленная манипуляция — мол, крымское "скифское золото" соизмеримо с данным раритетом. Мелькнул в кадре и золотой скифский шлем. Вот только не из Крыма, а из кургана "Передериева могила" в Донецкой области. Показали, со всех ракурсов и сокровища Ногайчинского кургана. Все вышеперечисленное никогда не было предметом спора, а на момент выхода передачи в эфир уже почти два года благополучно находилось в Киеве.

Ларчик странного видеоряда открывается просто: Киселев прекрасно знал, о каких экспонатах речь, но в глазах обывателя они пустяк. А здесь — золото! Скифское!! Много!!!

Для Украины политика тоже на первом месте: передача раритетов Киеву — подтверждение неприятия мировым сообществом оккупации и аннексии Крыма. На возвращение коллекции Украина денег не жалеет. Согласно сообщению "Вестника государственных закупок" в октябре 2015-го Министерство юстиции Украины заключило соглашение с международной юридической фирмой Bergh Stoop & Sanders NV о закупке юридических услуг на сумму в 240 тыс евро. Вдобавок в Нидерландах наши раритеты хранятся не бесплатно. По состоянию на 2016-й набежала сумма в 110 тыс евро. Еще немного и затраты на возвращение и оплату хранения исторических сокровищ Украины сравняются с ценой самих экспонатов.

Тем не менее, отступать нельзя, ведь возвращение коллекции — защита территориальной целостности нашей страны на историко-культурном фронте. А вот после того, как раритеты вернутся в Киев, стоило бы во всеуслышание заявить, что Украина готова в любой момент вернуть экспонаты крымским музеям. Ведь Крым — это Украина, а крымские музеи, соответственно, наши родные украинские учреждения культуры, не по своей вине оказавшиеся под грязным сапогом российского оккупанта. Да и разделять сложившиеся музейные экспозиции — преступление против культуры. Поэтому Киев готов отправить экспонаты на полуостров.

Но есть нюанс. Украина несет моральную и юридическую ответственность за сохранность общенародного культурного достояния, а контролировать судьбу возвращенных в захваченные оккупантами музеи экспонатов украинские власти физически не могут. Так, Киев не сможет воспрепятствовать вывозу экспонатов в Россию. Так что Российская Федерация должна будет дать письменные гарантии, что она будет тщательно придерживаться Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности".

Россия на самом высоком уровне должна гарантировать неуклонное выполнение Конвенции, в первую очередь, Статьи 11: "Считаются также незаконными принудительные вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой".

Как только Россия даст гарантии, что не вывезет ценности с оккупированной ею территории Украины, а заодно признает факт оккупации, экспонаты можно будет паковать.

Фото: flickr.com, elineskunstblog.nl, www.allardpiersonmuseum.nl, DW.COM, ru-sled.ru

    Реклама на dsnews.ua