Не пациенты, а клиенты. Сколько нужно платить за здоровье
С апреля 2019 г. на Полтавщине в рамках медицинской реформы будет запущен пилотный проект по работе со специализированными и высокоспециализированными мед- учреждениями. Это означает, что больницы будут получать деньги из госбюджета исходя из количества пролеченных случаев. Как говорят в Национальной службе здоровья Украины, которая с недавних пор отвечает за распределение средств и контроль качества работы отечественных медучреждений, за каждую медицинскую манипуляцию будет установлен конкретный тариф - с 2020-го он станет единым для всех украинских больниц и клиник. В этот тариф будут включены и амортизация оборудования, и лекарства, и оплата труда врачей. Пока тарифы в Минздраве не разглашают - рассчитывают стоимость. Базовый тариф сможет покрыть около 90% случаев лечения. Однако в случае, к примеру, с онкологией придется использовать дорогостоящие лекарства, поэтому и тариф будет отличаться.
В Минздраве признают, что на все медицинские потребности денег в бюджете вряд ли хватит. Так что придется решать, каким медучреждениям давать деньги, а кому отказывать. Исправить ситуацию, чтобы качественное лечение получали все граждане страны, должна система медицинского страхования - ее тоже планируют запустить с 2020-го.
Примечательно, что реформа системы здравоохранения предусматривает активное участие в ней частных медучреждений. Сегодня несколько десятков частных клиник присоединились к реформе первичного звена здравоохранения. Однако куда больший спрос на услуги частных центров и больниц следует ожидать в ходе внедрения принципа "деньги идут за пациентом" на вторичном и третичном уровнях медпомощи. По прогнозам Нацслужбы здоровья уже через несколько лет обычный украинец сможет выбрать, куда лечь на операцию - в ближайшую коммунальную больницу или частный медцентр. Деньги за операции или перевязки будут платить из бюджета и тем и другим.
Сегодня частный сектор занимает до 20% рынка медуслуг, тогда как еще в 2012-м эта цифра была меньше одного процента. В стране работает около 50 тыс. частных медучреждений, однако львиная доля из них (около 60%) - это стоматологические клиники и кабинеты, еще около 30% - офтальмологические клиники и клиники пластической хирургии. Что же касается многопрофильных клиник, то их всего несколько десятков, да и расположены они в крупных городах. К тому же львиная доля украинцев не решается обращаться в частные центры из-за дороговизны услуг. Так, к примеру, роды в государственных роддомах "стоят" от нескольких тысяч гривень до нескольких тысяч долларов. В частном роддоме (их пока всего четыре, причем три - в Киеве) стоимость родов в два-три раза больше. За последние несколько лет стоимость медицинского обслуживания в частных клиниках выросла на 10-15%. Правда, не стоит забывать, что параллельно дорожают и оборудование, и лекарства, многие из которых приходится закупать за валюту. Плюс растут расходы на зарплаты и содержание самих центров. Так что упрекать частные медучреждения в желании поживиться за счет больных украинцев не стоит.
Однако государственная медицина, к сожалению, лишь формально бесплатная - по разным данным, ежегодно пациентами госбольниц становятся 18 млн украинцев, более 90% из которых вынуждены платить или доплачивать за лечение из собственного кармана. Это и лекарства, и товары медицинского назначения, и благотворительные взносы, и "благодарности" для врачей, медсестер и санитарок. Примечательно, что если суммировать все эти расходы на "бесплатную медицину", то окажется, что аналогичный курс лечения в частной клинике обойдется в такую же сумму либо же ненамного ее превысит. При этом в частной клинике пациент может рассчитывать на комфортабельные условия, новое оборудование и дружелюбное отношение. К тому же у врачей в частных клиниках обычно больше возможностей повышать квалификацию - ездить на семинары и конгрессы, перенимать опыт у украинских и зарубежных коллег. В некоторых украинских клиниках есть оборудование, на котором проходят практику студенты вузов, - государственные институты и университеты просто не могут позволить себе купить такие аппараты.
В то же время следует отметить, что на медицинском рынке страны существует значительный перекос в плане количества врачей по отдельным специальностям. Так, к примеру, по данным Pro-Con-sulting, больше всего в стране терапевтов, хирургов и стоматологов (один специалист на 1200-1500 человек), тогда как на одного дерматовенеролога или отоларинголога приходится более 10 тыс. потенциальных пациентов. А специалистов по лечебной медицине и вовсе один на сто тысяч человек. Соответственно, и стоимость их услуг разнится. В среднем же консультация терапевта или хирурга у частников стоит 200-300 грн. Однако, приходя на прием в частную клинику, пациент сразу видит стоимость консультации профильного специалиста. В государственную больницу ему приходится приносить с собой медицинские перчатки или гинекологические наборы, а после стыдливо совать доктору конверт с "благодарностью".
Владельцы частных медучреждений все чаще говорят о необходимости смены самой идеологии предоставления медицинских услуг: к ним должен приходить не пациент, а клиент. То есть человек, имеющий определенные права. Менять принципы работы частников вынуждает не только конкуренция между собой, но и грядущее воплощение в жизнь принципа "деньги идут за пациентом" со стороны государства.
Несмотря на то что, к примеру, врач первичного звена в частной клинике будет получать на пациента те же 370 грн в год, что и врач в коммунальной поликлинике, частные медучреждения заинтересованы в сотрудничестве с государством. Как минимум это бесплатная реклама - человек, который придет к частному семейному врачу, наверняка захочет воспользоваться и другими услугами клиники. Так что частным клиникам и государственным больницам придется побороться за пациента. А это значит, что на всем рынке будет повышаться качество услуг, что позволит комфортно и качественно лечиться не только тем, кто имеет высокие доходы.
У частных медицинских клиник есть строгий контролер - страховые компании
С открытием полноценных хирургических стационаров, где успешно проводят даже очень сложные вмешательства, такие как операции на сердце, миф о том, что частная медицина в Украине - это исключительно диагностика, развеян. Однако мнение о том, что лечиться в платной клинике (а тем более оперироваться) слишком дорого, пока распространено. Наряду с этим искаженным убеждением укоренилось еще два: "частные клиники назначают лишние обследования, чтобы заработать больше денег", и "в частных клиниках стремятся задержать в стационаре, чтобы заработать". Ни одно из них не имеет под собой оснований и вот почему.
Если говорить о доходе, то для того чтобы заработать, клинике нужно как можно быстрее поставить пациента на ноги и выписать из стационара, чтобы лечить следующего. Тут работает предельно простая арифметика: если человек задержится в стационаре на день, медцентр заработает на нем порядка 2650-4950 грн (столько в среднем обходится день в стационаре, куда входит: комфортная одноместная палата, свой халат, полотенце, тапочки, трехразовое питание, сопровождение платного доктора, постоянное сопровождение среднего и младшего персонала, а также внутримышечные и внутривенные инъекции, перевязки и все необходимое), но из-за отсутствия места не сможет приступить к лечению следующего пациента, операция которого будет стоить, к примеру, 15 тыс. грн.
К слову, именно принятая во всем мире система fast track - когда пациент находится в стационаре минимум времени, а большинство процедур проводятся амбулаторно - помогает таким крупным частным медицинским сетям, как "Добробут", устанавливать доступные цены на хирургические услуги.
Касательно "лишних обследований" меня часто спрашивают о том, как можно проверить, не отправляет ли врач пациента на ненужную диагностику. На самом деле у нас есть очень строгий контролер - страховые компании, которые скрупулезно следят за тем, чтобы в счете за медуслуги не было лишнего.
К вопросу о стоимости, в среднем хирургическое лечение в платной клинике обойдется на 10-30% дороже в сравнении с государственной. К тому же мы делаем все для того, чтобы обеспечить полную прозрачность платежей: прайс в формате "пазла", предоставление просчета лечения еще до начала операции. Чтобы пациент понимал, на что рассчитывать, смог подобрать оптимальный по цене индивидуальный пакет лечения.