Драма Борреля. Почему московский позор европейского переговорщика был запланирован
Почему из Жозепа Борреля делают козла отпущения, и был ли в самом деле неудачен его московский визит?
Результаты визита верховного дипломата ЕС в Москву нельзя назвать провалом — хотя по возвращении в Брюссель Жозеппа Борреля подвергли уничтожительной критике. Напротив, все говорит об успешном и динамичном развитии отношений России и ЕС. Но публично говорить об этом успехе в Брюсселе пока не могут. Евробюрократам приходится скрывать свои успехи, не останавливаясь при надобности, перед принесением человеческих жертв. В частности, такой жертвой может стать и сам Боррель, но это не точно: разговоры о его отставке вследствие московского фиаско могут остаться разговорами.
Престарелый социалист в поисках понимания
Если назвать все своими именами, то Боррель был послан в Москву совершить невозможное: принять публичную капитуляцию Кремля, продиктовав ему европейские условия перемирия. Да, именно и только для этого, притом, без каких-либо компромиссов и полутонов, забивал стрелку с Сергеем Лавровым верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности. Так что прямая аналогия с визитом в ставку Кутузова маркиза Жака де Лористона имеет полное право на существование.
Но есть в сопоставлении Борреля с Лористоном и нюансы, сильно похожие на известный анекдот про Василия Ивановича Чапаева, его ординарца и объяснения значения слова "нюанс". Маркиз де Лористон до войны был послом Франции в Петербурге, то есть, по меньшей мере, представлял, с кем ему придется иметь дело. А евробюрократ Боррель опыта прямого общения с русскими не имел, зато в мае 2019 года, в интервью изданию El Periоdico назвал Россию "старым врагом", который "снова говорит "я здесь", и снова представляет угрозу". Это было не очень типично для испанского социалиста и еврофункционера, так что Борреля сразу взяли на заметку и в Москве, и в Брюсселе.
С одной стороны, в относительно спокойное время такой демонстративный русофоб был удобен в роли главы МИДа ЕС как пример принципиального противостояния гордой Европы российскому тоталитаризму, антидемократизму, солсберизму, кокаинизму, терроризму, путинизму и великодержавному шовинизму. Когда же случился кризис Навального, Брюссель красиво сыграл Боррелем от борта в лузу.
Нет, в самом деле, а чего еще можно было ждать? Что должен был ответить глава МИДа РФ, при любом раскладе, в ответ на требование незаконно освободить российского гражданина, признанного российским же судом уголовным преступником? Естественно, что Борреля закономерно, и без вариантов послали. Возможно, Лавров, припомнив ему интервью 2019 года, проделал это с особым удовольствием, но сам по себе этот штрих мало что менял. Независимо от того, что и когда говорил Боррель, такой итог переговоров можно было просчитать и за день, и за год до них, и даже за год до рождения Навального. Ничего иного просто не могло быть, и, если Боррель не понимал, на что его посылают и куда он будет послан в пункте прибытия, то он еще больший нелох, чем даже любители заглядывать в глаза Путину.
Почему же Боррель все-таки поехал на встречу с Лавровым? Возможно, поездка была совершена в рамках подковерных договоренностей: кто-то должен был отвлечь на себя внимание от назревающего скандала и создать сasus belli для новых санкций — на первый взгляд, формальных, но, в сложившейся ситуации весьма значимых. Возможно, Боррель даже сопротивлялся, но его вынудили поехать. Что касается требований снять Борреля с должности из-за провала визита, то ему уже 73 года, и в общем, все равно. Впрочем, далеко не факт, что его действительно снимут.
Так или иначе, Боррель сработал по плану: озвучил Лаврову недовольство ЕС и требование отдать Навального, а потом, по итогам визита, констатировал, что Россия все больше отдаляется от ЕС.
Тут возникает интересный вопрос: а что было бы, если бы Лавров, нацепив на себя образ ордынского чиновника, который так ему к лицу, хлопнул бы нагайкой по голенищу, да и сказал бы в присутствии прессы: "Брат Жозеп! Надо ли нам ссориться из-за таких пустяков? Тебе нужен этот ничтожный холоп – забирай его! Я дарю его тебе, и прикажу привезти в мешке, как барана, к трапу твоего самолета. А пока забудем об этих пустяках, брат! Пойдем-ка лучше смотреть танцы наших гимнасток!".
Нет, ну в самом деле, если бы Навального тем или иным способом отдали Боррелю и запихнули в его самолет, что было бы дальше? Что заявил бы Боррель по возвращении в Брюссель? Что между Россией и ЕС существует глубокое понимание? Или все равно — глубокое непонимание? Что было бы налицо в отношениях России и ЕС: отдаление или сближение?
И, наконец, главный вопрос: а что происходит-то на самом-то деле? Что должен прикрыть приезд и отъезд Борреля, и весь последующий шум вокруг этого малозначимого события?
В двух шагах от скандала
То, что Навальный – деревянная, лишенная сегодня всякой самостоятельности фигура, которой играют друг против друга соперничающие башни Кремля, настолько очевидно, что скрывать это нет уже ни малейшей возможности. В принципе, об этом говорят, более или менее прямо, почти все, кроме разве что российских либеральных попугаев. Иной вопрос, что никто из игроков не может позволить себе озвучить правду в полном объеме. Так, когда в Кремле говорят о том, что Навальный связан со спецслужбами, это правда. Но не вся, поскольку в первую очередь он связан с СВР РФ. Это не мешает Навальному во вторую и третью очередь иметь связи и с другими спецслужбами, и такие связи у него, вполне вероятно, есть — как минимум, с германской BND, по меньшей мере в силу того, что она выясняла обстоятельства его отравления (не исключено, что и с британской MI6 и американской CIA — под тем же предлогом). Но, резанув правду-матку, в Кремле ее все-таки недорезали, и СВР РФ не упомянули. Понятно почему: кто же признает, что в российских верхах идет, по сути, гражданская война?
Когда Боррель, а следом за ним и другие евробюрократы, говорят, что Россия не хочет сближения с ЕС и все больше отдаляется от Европы, они тоже говорят правду. Но, опять же, не всю, поскольку, во-первых, ЕС, после некоторых колебаний, тоже принял решение отдаляться от этой России, в связи с накопившимися непреодолимыми противоречиями, так что отдаление носит взаимный характер. А во-вторых, у ЕС уже есть наготове другая Россия, которая играет Навальным, и которую ЕС хочет провести в Кремль на место первой. Предвидя возражения – мол, это не Россия, ни одна, ни другая, отвечу, что никакой третьей России нет в природе. И никогда не было, тут можно вспомнить известную эпиграмму Майкова, в которой он очернил симпатяг-мопсов. Но, кроме клеветы на мопсов, которых Майков обозвал "жадными и злыми", все остальное в эпиграмме и верно, и актуально вплоть до сегодняшнего дня. Меняются только семейства, с большей частью которых Европа всегда находит общий язык. А когда эти семейства теряют чувство меры, и забывают свое место – организовывает их замену на другие, такие же. Вот только такая тасовка колоды не имеет отношения к борьбе за гражданские права и свободы в России.
Иными словами, ЕС не хочет ничего менять в плане "прав и свобод" ни в России, ни на всем постсоветском пространстве. Жупел "кровавой гебни" нужен Западу с единственной целью: поспособствовать смене его нынешних кремлевских визави на более для него удобных. К слову, вышедших из рядов все той же "гебни" – и как тут не вспомнить Дружина Гавриловича из Москвы-2042, перекрестившегося из Дзержина Гавриловича, с тем, чтобы при новой власти охранять завоевания очередной русской революции.
Понятно, что признать, тем паче, публично, свою реальную роль в событиях вокруг "коллективного Навального" Запад не хочет и не может. Но подробности, которые нужно замолчать, прут наружу, как шило из мешка.
Смотришь список СМИ, российских и зарубежных, топящих за Навального, интересуешься, кто их владелец – и выходишь на СВР РФ. Несмотря на возмущение вечным российским нарушением прав, отравлением, разгоном, распилом, а также всем, что понадобится впредь (Все помнят универсальный штамп тов. Полыхаева? В Брюсселе есть такой же, только еще лучший!), Россию возвращают в ПАСЕ. Россия тут же наполняет его бюджет, после чего его функционеры в ПАСЕ грубо давят на ЕСПЧ. А тот, в свою очередь, сначала замораживает дела о нарушении прав человека, в которых фигурирует Россия, а затем начинает их системно разваливать. Почти все дела, кроме тех, которые политически целесообразны для торпедирования нынешней кремлевской команды.
Почему Россию в ПАСЕ вернули сейчас? Во-первых, потому что функционерам ПАСЕ нужны были деньги. А во-вторых, ПАСЕ – удобная площадка для вербовки перебежчиков от старой команды в новую.
Одновременно начинается зачистка кошельков старой России. Вот очередная новость: в конце 2020 года журналисты французской газеты Le Monde, Центра по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) и "Важных историй" получили доступ к документам о реальных собственниках всех компаний, зарегистрированных в Люксембурге. Вот так шли по улице, возможно, как в песне Высоцкого, при этом "пели немузыкально и скандалили" — и получили. И начали тихонько сливать полученное через два месяца, когда скандал с Навальным вышел на новый уровень. Оказывается, в Люксембурге нашли приют "тысячи россиян, в том числе бывших и нынешних сотрудников РЖД, Роснефти и Газпрома. Богатые российские семьи годами использовали люксембургские компании, чтобы экономить на налогах при покупке дорогой европейской недвижимости и сохранять при этом анонимность". Вот же ж елы-палы, история, да кто бы мог подумать такое?
Этот внезапный доступ к закрытым данным говорит о том, что и Великое Герцогство, имеющее, несмотря на скромные размеры, немалый вес в ЕС, тоже успело уже перетереть с представителями СВР РФ/новой России, и тоже сделало выбор в их пользу, удовлетворившись полученными гарантиями.
Такое раскрытие списков – это еще не объявление войны, а лишь вежливое предупреждение тем, кто в них фигурирует: дистанцируйтесь от старой команды. Переходите на правильную сторону, разоружайтесь перед лицом революционных борцов за свободу, вступайте в одобренный ЕС "Союз меча и орала", и сдавайте валюту. Делайте взносы на беспризорных московских и расчленинградских детей новой русской революции, побиваемых ОМОНом во славу Навального, чтобы эти беспризорные дети не оставались без призора. Умный услышит, поймет, отстегнет, сколько положено, перейдет в Царствие Свободы и будет встречать на трибуне для VIP-гостей триумфально освобожденного Навального, когда тот, как Сим Симыч Карнавалов, въедет в Москву на белом коне.
Здесь надо сказать, что роман Войновича сегодня смотрится куда более пророческим, чем это можно было себе представить десять и даже пять лет назад. В особенности в том, что касается роли Запада.
От Гиперборрелии до Гипербореи
Прагматично оценив соотношение сил, в Европе не сомневаются, что мягкая замена власти с имитацией очередной революции, будет в России успешно проведена. В такой степени не сомневаются, что уже сегодня готовят европейские структуры к тесному и плотному взаимодействию с будущей российской властью. И, насколько можно судить, не прочь достичь с ней взаимопонимания по деликатному вопросу о некоторой корректировке карты Восточной Европы. Что ж, для такой торопливости есть основания: обновленная Россия, по крайней мере, на первых порах, станет завидной невестой. ЕС хочет заранее застолбить этот политический брак за собой.
И только два нюанса, малозаметных, в рамках близорукой еврологики, но очень ощутимых, как вещь в себе (см. упомянутый выше анекдот про нюанс) сильно портят эти благостные планы.
Первый. Как показывает исторический опыт, всякий претендент на российскую власть, желающий получить поддержку Запада, с тем, чтобы подвинуть власть старую, поначалу согласен на все и непринужденно торгует оптом и в розницу и кусками "России в широком смысле", включая захваченное чужое, и ее интересами, в том же широком смысле. Но, укрепившись у власти, вчерашний смиренный проситель неизменно стремится отжать назад все розданное, и, со временем, создает Европе и миру те же, в принципе, проблемы, что его предшественник. В основе конфликта всегда лежат, естественно, экономические интересы. А внешне он проявляется в очередной волне полуимперского бреда величия, когда нищая, убогая, озлобленная на весь мир страна демонстрирует рецидив претензий на величие "Третьего Рима" и "Новой Гипербореи".
Второй. Передача власти в России никогда не проходит гладко. В игру могут вступить непредусмотренные факторы, после чего наступит хаос, с плохо прогнозируемыми последствиями. Точнее, финальные последствия прогнозируются как раз очень хорошо — см. предыдущий пункт. Но вот подробности: катаклизмы которые случатся на пути к этому финалу и масштабы затопления соседей России прорвавшим в очередной раз коллектором "Русского мира" уже могут сильно варьировать. Единственное, что известно доподлинно — это то, что удержать Россию в рамках построенного Европой политкорректного г…сброса, подменив мечты о величии Гипербореи относительно скромной Гиперборрелией, не удавалось пока никому.