Пиар на коронавирусе. Как Зеленский сэкономил миллион долларов на украинской вакцине
Министр здравоохранения Максим Степанов на втором году пандемии решил, что без собственной вакцины от COVID-19 Украине не обойтись. Он назвал это "вопросом нацбезопасности", однако не уточнил, где взять деньги на разработку и кто ею будет заниматься
Разговоры о разработке украинского препарата от коронавируса появляются уже не впервые. В 2020 г. Степанов уже заявлял о том, что украинская "вакцина" успешно прошла испытания на живых человеческих клетках. "Этот препарат является кандидатом на вакцину. Ученые получили достаточно устойчивый результат по выработке антител организмами животных после применения препарата. Более того, этот кандидат на вакцину показал полную нейтрализацию вируса уже в живых клетках человека", — заявил Степанов в октябре 2020-го.
Тогда он заверил, что вакцина "перспективная". Она была разработана украинскими учеными в биолабораториях Турции и США, но для окончательного утверждения препарата нужно было пройти три фазы клинических испытаний. Дело к ним так и не дошло, хотя министр и называл критиков идеи "людьми, с комплексом национальной неполноценности".
Сегодня же, спустя полгода после первых триумфальных заявлений, идею украинской вакцины снова вытащили на повестку дня. Степанов утверждает, что в мире идет настоящая война за вакцины и единственным выходом для Украины является разработка собственного препарата, однако в никаком контексте не упоминает о судьбе той самой "перспективной вакцины", которую так живо рекламировал осенью на брифингах. "ДС" разобралась, чем завершилась прошлая попытка и действительно ли Украине будет быстрее и проще создать свой препарат, а не страдать от последствий так называемой "мировой войны за вакцину".
Первая попытка
Потенциальную украинский вакцину от COVID-19 разрабатывал консорциум компаний DiaPrep System Inc — альянс научных организаций, который работает в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Эта компания принадлежит Михаилу Фаворову — эпидемиологу и доктору медицинских наук, который занимал должности в Центре контроля и профилактики болезней США и Международном институте вакцин при ООН. Участие в разработке принимали и украинские ученые, в частности ученые Института микробиологии НАН.
Степанов заверял, что разработка вакцины будет стоить государству более 100-150 млн грн. Однако ученые были настроены скептически: на такую работу требуются очень мощные финансовые вливания, гораздо больше, чем 150 млн грн. Сколько денег было в конце на нее потрачено — неизвестно. Доклиническая фаза исследований длилась шесть месяцев, после чего ее результаты представили президенту Владимиру Зеленскому. Тот называл этот препарат "уникальным" и активно использовал его для собственного пиара. Фаворов заявлял, что будущий препарат поможет бороться и с новыми мутациями коронавируса. В то время о "британском" и, тем более о "южноафриканском" штаммах COVID-19 в Украине еще не слышали.
Кроме того, Фаворов уверял, что начальная фаза разработки препарата — иммунизация животных, в частности кроликов, мышей и крыс, — была удачной, организм вырабатывал антитела. Украинская вакцина основана на использовании антигенов, то есть белков, входящих в структуру вируса. В препарате делался акцент на антиген — часть N-протеина — нуклеокапсидный иммуногенный протеин, который часто используют для диагностики. Ученые отмечали, что N-протеин пока не использовали для создания вакцин.
Разработчики обещали, что украинская вакцина будет готова через год, однако все процессы были заморожены, никаких объяснений от Минздрава не было и о препарате начали забывать. В январе 2021-го стало известно, что Фаворов привился вакциной Modern в американской Атланте, где живет последние годы. На вопрос "ДС" о том, почему работа над украинской вакциной прекратилась, Фаворов ответил просто: "Средства не были выделены".
Сколько стоит создать вакцину
Путь к созданию украинской вакцины непростой. Степанов заявил, что для запуска разработки препарата нужны изменения в законодательстве. Верховная Рада должна предоставить приоритет при госзаказе украинским фармацевтическим производителям, которые якобы готовы вкладывать в разработку средства, но им нужны гарантии, что государство будет покупать именно у них. Конкурировать с крупными фармпроизводителями по цене они не смогут.
Председатель комитета по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий в одном из интервью заявил, что в Украине, прежде всего нужно возродить научный потенциал, чтобы стимулировать разработки, а это дело не одного года. "Например, Кабмин может объявить, что готов выделить грант, условно говоря, 50 000 000 грн на изобретение вакцин", — сказал Радуцкий.
Похожая попытка уже была: год назад, 12 апреля, Зеленский предлагал украинским ученым миллион долларов за вакцину. Даже главный санитарный врач Виктор Ляшко, который сообщал о решении президента, не мог сказать, из какого фонда планируют брать деньги. Но даже если бы миллион действительно нашли, такая сумма не покрыла бы даже десятой части стоимости разработки вакцины. Доктор фармацевтических наук Константин Косяченко рассказал, что в Европе разработка одного препарата часто стоит до миллиарда долларов. "Это процесс, который дорого стоит. Это новейшие технологии. У нас очень талантливые ученые, но часто они едут за границу и разрабатывают вакцины уже там", — сказал он.
Очевидно, что о таких деньгах в украинских реалиях не стоит даже мечтать. Но разговоры о создании украинского препарата продолжаются. Радуцкий считает одним из возможных решений конкурс среди научных учреждений, которые представят разработки, но финансирование дадут только одной из них. Депутат предположил, что, возможно, потом Кабмин поспособствует практическому внедрению разработки — даст госзаказ на производство препарата. По его мнению, пока не будет грантов и конкуренции, не будет и качества научной работы.
Есть ли шанс на собственный препарат
За последние два десятилетия в Украине производство вакцин фактически сошло на нет — его просто не финансировали. В таких реалиях создание собственной вакцины от коронавируса выглядит маловероятным. В Украине негде проводить испытания, нет лабораторий по необходимым для производства вакцин от COVID-19 "третьим" уровнем биологической безопасности, а организация таких мест требует значительных средств. Поэтому если и создавать украинскую вакцину, то в зарубежных лабораториях.
Врач-епидемиолог Анна Мочан считает, что если Украина уже закупила зарегистрированы и утверждены Всемирной организацией здравоохранения вакцины, не следует начинать заниматься собственным. "Пока мы сделаем свою вакцину, пока мы ее зарегистрируем, пройдет довольно много времени, и, возможно, вакцина, которую мы будем разрабатывать, уже будет и неэффективной", — сказала она в комментарии "ДС". Эксперт также отмечала проблему нехватки средств и мощностей. Мочан предположила, что план Степанова может быть хорошим для будущих инфекционных заболеваний, но на сегодня он не является актуальным.
Кроме того, теоретическая украинская вакцина должна соответствовать условиям хранения, которые может повлечь государство. Если холодильники не будут достаточно мощными и не будут выдерживать температурный режим (как требуется, например, для Pfizer), вакцина портится. Поэтому для создания собственной вакцины необходимо закупить мощное оборудование или подстроить вакцину под возможности лабораторий, в которых она будет сохраняться. И то и другое требует дополнительных средств.
Скорее всего, разговоры о разработке украинской вакцины, а тем более об успехе этого препарата на всех фазах исследований и одобрения его ВОЗ, останутся разговорами. Заявления Степанова больше похожи на попытку отвлечь внимание от провала кампании по вакцинации. Сегодня, когда Украина является лидером по распространению коронавируса в Европе, Минздраву лучше сосредоточиться не на мечтах о собственной вакцине, а ускорить темпы вакцинации теми препаратами, которые уже доступны.