Невзятые Бастилии. Как украинский каннабис связан с французской революцией

Население готово терпеть и ждать – именно потому, что оно население. Которое власть, за его бессилие, искренне и заслуженно презирает

Акция с требованием легализовать медицинский каннабис / УНИАН

232 года назад, 14 июля 1789 года, в ходе Великой французской революции… В общем, крепость, превращенную в тюрьму, восставший народ разнес буквально по камешку. Безо всякой оглядки на стоимость этой недвижимости и на ее историческую ценность. И хотя позднее случилось много разных событий – Великая французская революция была очень непростой и неоднозначной — о восстановлении Бастилии как исторического памятника, шедевра архитектуры, сакрального места, где страдали лучшие люди эпохи/куда никого ни за что не сажали, не заикнулась ни разу ни одна французская власть.

Конечно, на самом деле все было не так, как в мифе. Бастилию пришли грабить, поскольку население оголодало, и кто-то пустил слух, что в крепости есть запасы продовольствия. Версия о желании народа освободить заключенных, которых к тому времени там было то ли семь, то ли восемь, появилась уже постфактум — так же как и версия войне между американскими Севером и Югом ради отмены рабства. Подрядчик неплохо заработал на сносе.

И, тем не менее, когда народ недоволен настолько, что приходит штурмовать с голыми руками целую крепость, с ним определенно лучше не спорить. Лучше ему поддакнуть, сказать, что да, крепость была дурацкая и всем мешала, и отлично, что ее снесли, и даже праздник по этому поводу неплохо бы учредить. Праздник — он тем хорош, что его празднуют. И, значит, по крайней мере в этот день ничего больше не снесут, а у власти появится время перевести дух.

К чему это я? Да вот, за день до 232-й годовщины взятия французской Бастилии, Верховная Рада Украины провалила закон о легализации медицинского каннабиса. Этот закон на практике означает для множества людей, страдающих тяжелыми заболеваниями с сильными болями, доступ к эффективным и недорогим, на порядок дешевле, чем сегодня, обезболивающим. Вдумайтесь: эти люди постоянно испытывают боль, которую им ничем не снять.

И этот закон был провален. Депутатам, заморочившим обещаниями головы наивного населения, и прошедшим на их голосах в ВР, на страдания этого населения, вполне предсказуемо, оказалось наплевать.

Особый цинизм этой истории придал ее фон.

- Депутатов ВР то и дело ловят упоротыми всякой-разной наркотой, и это уже не вызывает даже вялого интереса в новостях. Депутат на веществах стал нормой нашей жизни. Прошел в депутаты, особенно, если от президентской партии – колись, нюхай, кури, сколько влезет. Коллеги простят, а президент поймет. Вчитавшись в текст некоторых законов, понимаешь, что принимали их определенно под веществами. И что подробное исследование того, как каждое конкретное вещество сказывается на депутатском законотворчестве, было бы интересным и своевременным.

- Конопля хотя и запрещена, но при желании доступна. И семена доступны. И можно, если только для себя, практически без риска, наплевав на запрет, вырастить самому. Запрет, по факту, нужен для того, чтобы вокруг него кормилась орда контролирующих, проверяющих, указующих и за всеми перечисленными надзирающих. Никакого иного смысла в нем нет. А вот люди, жизнь которых должен был облегчить проваленный закон, далеко не всегда могут и будут курить траву. Им нужны доступные препараты на основе каннабиола, а не косяки.

- При сильном желании решить вопрос о медицинском каннабисе можно было и без специального закона, простым постановлением Кабмина о переносе содержащих каннабинол средств из Таблицы I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в Таблицу II.

- Нет, пожалуй, более идиотского запрета, чем запрет на коноплю и ее производные. Сравнить его можно разве что с сожжением ведьм. От конопли нет явного вреда для здоровья – ну, кроме самого процесса курения, но ведь табак не запрещен. Нет физиологического привыкания — а у табака и алкоголя есть. Наконец, есть ряд полезных эффектов. Конечно, при неумеренном употреблении конопли много чего нехорошего может случиться. Но и простой водой можно причинить вред здоровью, взяв, да и утонув в ней. И что? Запретим воду?

Впрочем, это все пустые разговоры. Депутатам глубоко плевать и на вред здоровью населения, и на его отсутствие. Территория запретов – бизнес серьезных людей, а что там болит у лохов — это депутатов не интересует. Лох и должен страдать, иначе ему будет не впарить в очередной раз про зарплату в 4000 евро. А приличные люди, не нищеброды какие-нибудь, найдут себе все, что им нужно, даже поверх запретов. 

В общем, не приняли закон – курите, лохи, бамбук. Причем за проваленный законопроект не проголосовал даже его автор, нардеп от "Слуги народа" Михаил Радуцкий. Что, впрочем, тоже понятно: подошли серьезные люди, поинтересовались, как здоровье, семья, дети, бизнес, машина, квартира, и ласково объяснили всю пагубность этой затеи.

Население, разочарованное в очередной раз, постояло немного перед Радой, и разочарованно разошлось.

А на следующий день, уже точно в 232 годовщину взятия Бастилии, к Верховной Раде пришли пенсионеры МВД с требованием о пересчете пенсий. И, хотя в этой акции был глубокий символизм, депутатам, в отличие от гашековского Брейтшнейдера, снова ничего не угрожало. Конечно, ветераны МВД пободрей, чем больные, нуждающиеся в паллиативном обезболивании, и сами могут сделать больно. Но, хотя экс-правоохранители и сцепились с бывшими коллегами, все их попытки прорваться в Раду были отбиты. И Разумков к ним не вышел. И перед Кабмином повторилось почти то же — там, правда, в конце концов, стараясь отвязаться от назойливых визитеров, направили на переговоры с ними corpore vili, в лице замминистра социальной политики.

А впереди зима, и рост тарифов, и уже сейчас в квитанциях ЖКХ появилась рекомендованная предварительная оплата за отопление (интересно, а в Бастилии хоть как-то топили?). Но власть спокойна. Она отлично усвоила, что ее разделение по ветвям и общая многочисленность прекрасно работают, по тому же принципу, по которому рыбы в косяке прячутся друг за друга от хищника. Вот вроде бы и некуда им спрятаться – но хищнику никак не прицелиться для броска. И наши три ветви власти, прячась друг за друга, успешно рассказывают населению о том, что им очень обидно, что все так вышло, и они населению сочувствуют. И делают все, буквально все, что в их силах. И не надо просить большего, это невозможно сегодня. И, тем более, не надо ничего ломать и сносить, это же ценные архитектурные памятники. Лучше их приватизировать, или цивилизованно, по плану, снести, и открыть на их месте, к примеру, ТРЦ с игровыми автоматами – правда же, здорово? Зато, когда дела пойдут на лад, все страдания и убытки будут компенсированы, и каждый учитель будет получать зарплату в 4000 евро.

И население готово терпеть и ждать – именно потому, что оно население. Которое власть, за его бессилие, искренне и заслуженно презирает. Граждане, ощущающие себя не населением, а народом, этого слушать не стали бы. Но пока граждане дремлют, в Бастилиях вполне можно жить, и довольно неплохо. Надеясь, успеть уйти оттуда до того, как все начнется.