Мрачная шутка. Почему 21-й саммит ЕС-Украина может стать последним
Итак, 21-й саммит Украина-ЕС прошел в Киеве 8 июля, как и было запланировано. Были подписаны все подготовленные документы. Зеленский, Туск и Юнкер выступили с совместным заявлением, в котором было сказано об усилении взаимных обязательств, подтверждена поддержка ЕС независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах, а также европейских устремлений Украины, закрепленных в Соглашении об ассоциации ЕС. Была упомянута и необходимость в полной мере использовать потенциал соглашения, а также важность выполнения Украиной своих обязательств в рамках этого документа. Подчеркнуто значение украинской макроэкономической стабильности и реализации программ по поддержке децентрализации, гражданского общества, борьбы с коррупцией и других ключевых реформ. Участники осудили агрессию России, договорились о совместных гуманитарных и дипломатических усилиях для преодоления последствий войны в Донбассе и призвали Москву признать ответственность за катастрофу самолета рейса MH17.
Есть и приятные денежные новости. ЕС дополнительно выделит 10 млн евро на поддержку Донбасса и Приазовья: помощь беженцам, малым и средним предприятиям, развитие инфраструктуры и поддержка реформ в здравоохранении и образовании; еще 10 млн евро - на поддержку украинского гражданского общества и культуры; еще 22,9 млн евро - на усиление борьбы с коррупцией на национальном и местном уровнях. Насколько эффективно эти средства будут потрачены? Как всегда, вероятно...
Будут также привлечены 40 млн евро инвестиций для поддержки государственных инвестиционных проектов в объединенных территориальных общинах в рамках реформы децентрализации. Еще 44 млн евро выделят Украине в рамках программы технического сотрудничества на 2019 г.
Представители ЕС пообещали продление секторальных и "крымских" санкций против России на следующие 12 и шесть месяцев соответственно, подтвердив тем самым ранее высказанную позицию нового председателя Европарламента Давида Сассоли, даром что тот социалист и итальянец. В декларации также отмечена готовность Брюсселя предоставить второй транш размером в 500 млн евро в рамках Четвертой программы макрофинансовой помощи, как только будут выполнены необходимые для этого условия. Правда, технически это возможно только после выборов в Раду, поскольку требует принятия законодательных актов - но, во всяком случае, ЕС готова продолжать.
На форум не попали заболевшая Франческо Могерини и вице-премьер по евроинтеграции Климпуш-Цинцадзе, вычеркнутая из списков участников. Пресс-секретарь правительства намекнул в "Фейсбуке", что в погоне за предвыборным пиаром Климпуш-Цинцадзе сама себя вычеркнула - и Гоголь с того света вгляделся в нее, ища сходство с унтер-офицерской вдовой. Глава же офиса президента Андрей Богдан высказался и тоже в FB скорее в духе пушкинского дяди, который самых честных правил: "Кабинет Министров, запомните! ПреЗедент руководит внешнеполитической деятельностью государства. Ст. 106 Конституции Украины"
Но и этот скандальчик, связанный с желанием изолировать представителя "Европейской Солидарности" и Петра Порошенко от общения с делегацией ЕС не омрачил форум, а скорее придал живости новостям, разбавив перебранкой скучный официоз. Климпуш-Цинцадзе тоже не осталась в долгу и в эфире "Прямого" заявила, что в офисе Зеленского нет специалистов, обладающих профессиональными знаниями о евроинтеграции.
Сам же Зеленский, выступая на саммите, выразил надежду на то, что Украина за год войдет в Европу так глубоко, что сделается уже неотъемлемой ее частью, и 22-й саммит просто не понадобится. "Я и моя команда намерены действовать быстро и эффективно", - сказал он. Зеленский также попросил ЕС делать вклады в борьбу с коррупцией по возможности не столько деньгами, сколько выдачей в Украину беглых в Евросоюз коррупционеров. Конкретные фамилии названы не были, но кому-то, наверное, икнулось. Однако, поскольку в нынешней чехарде, когда суды массово отменяют свои же решения, трудно бывает разобрать, кто еще или уже, - коррупционер, а кто уже или еще, - честный патриот и жертва преступного режима, списки с фамилиями одних и других, право, не помешали бы. Вероятно, они тоже будут составлены по результатам выборов в Раду.
Можно ли, по итогам сказанного, считать саммит успешным?
С формальной точки зрения все прошло как нельзя лучше. Правда, Туск и Юнкер - уже уходящие фигуры, но, судя по позиции Сассоли, курс ЕС на сдерживание российской экспансии будет сохранен. Однако два вопроса остаются открытыми. Во-первых, насколько этот курс будет эффективен - с учетом стремления ведущих стран Евросоюза совмещать его с выгодами от торговли и экономического сотрудничества с Москвой? А во-вторых, насколько сама Украина сможет противостоять российскому напору? Оба вопроса взаимосвязаны, и если Украина сдастся и пойдет на широкие уступки Москве, ЕС прагматично исключит ее из списка направлений, на которых сдерживание России происходит в его нынешнем виде. Такие тенденции уже проявляют США: устав реформировать олигархические режимы и впихивать невпихуемое в демократическое и правовое пространство, в Вашингтоне задумались над тем, чтобы сбросить этот балласт Москве, предоставив ей сомнительное удовольствие сражаться с местной олигархией, которая будет разрушать и расшатывать кремлевскую диктатуру в той же мере, в какой она расшатывает сегодня европейскую демократию.
С внешней стороны особых изменений при такой смене курса может и не быть. Те же лица, с тех же трибун будут произносить те же в целом речи. Будут как-то действовать какие-то санкции, пусть и не эффективные, но обозначающие границы западного неодобрения. И даже некоторая экономическая помощь будет продолжаться. Изменятся лишь акценты: если сегодня Запад все еще пытается (он ведь еще пытается?) способствовать искоренению коррупции в Украине, чтобы сделать ее интегрируемой в ЕС, то в этом варианте нашего завтра Запад станет поддерживать всех, кто поднимет на щит формально-демократические лозунги, противостоящие советско-российским, даже если в роли демократов и правоборцев будут выступать те самые коррупционеры, к борьбе с которыми он призывает нас сегодня. Ведь эти коррупционеры, интегрированные в российские схемы, станут фактором, способствующим разложению уже России - и ее, а не Запада проблемой.
Такая смена акцентов может устроить и те из кремлевских башен, для которых Россия - лишь бизнес-площадка, в значительной степени уже выработанная и находящаяся в стадии закрытия проекта, так что тактический консенсус между Москвой и Западом вполне возможен.
Так вот, то, что мы наблюдаем сегодня в Украине, говорит о большой вероятности этого сценария. Наблюдаем же мы последовательный по всем направлениям откат назад, в 2013 г. В конце этого туннеля маячит вернувшийся из Ростова Янукович в новой шапке, отмена вынесенных в отношении него и его окружения судебных решений, причем теми же судьями, которые их выносили, и объявление Петра Порошенко и его команды виновными во всех наших бедах.
При этом устройство команды преЗедента, руководящего внешнеполитической деятельностью государства, согласно ст. 106 Конституции Украины, остается загадкой. Сам Зеленский явно ничего не решает: он не способен ответить по существу ни на один заданный ему вопрос, если ответ не выучен им заранее, а любые его заявления "из головы", распахивают бездну неосведомленности во всех областях человеческой деятельности. С этим еще можно было бы смириться, если бы качество сценариев, написанных для президента анонимным режиссером было приемлемым. Но Зеленский озвучивает заявления либо далекие от реальности, либо не несущие конкретного смысла и поддающиеся в двоякой и троякой интерпретации. Их можно даже обратить в шутку, как обращены в шутку его предвыборные обещания, и, вероятно, как окажется шуткой еще многое из того, что он сказал и скажет. За последний месяц мы не раз убеждались в том, что бывших комиков не бывает.
В любом случае эти заявления ни к чему Зеленского не обязывают. Максима "Я вам ничего не должен" в сочетании с "Я президент, я с вами говорю, как хочу" отразила суть преЗедентской эпохи, подобно тому, как другие максимы, такие как "Государство - это я", "Деньги не пахнут", "Интеллигенция - говно" или "Пусть ненавидят, лишь бы боялись" несли в себе суть и смысл других эпох. Впрочем, нельзя исключить, что и эти установки будут взяты преЗедентом на вооружение в дальнейшем.
Если же говорить о дне сегодняшнем, то реально работающая президентская власть в Украине отсутствует, и это не случайность, а позиция того, кто направляет действия Зеленского. В сочетании с оживлением разного рода реваншистских и мышебратских сил, которых в Украине более чем достаточно, это породило эрозию украинской государственности, ставшую за последний месяц вполне очевидным явлением. Сценарий, предсказанный мной еще в апреле, реализовывается на глазах, в связи с чем прошедший, 21-й саммит ЕС-Украина действительно может стать последним. В полном соответствии с пожеланием преЗедента который, согласно 106 статье Конституции Украины, - ну, в общем, вы помните...