Лапша и обноски. Как уйти на пенсию в 35 лет миллионером
С мечтой о ранней пенсии
Для стран "второго" и "третьего" мира это пока еще слишком необычно - здесь принято выставлять напоказ высокий уровень дохода, здесь в цене "статусные" вещи и образ жизни. Но в странах "первого мира" уже не просто скромность в цене. Все чаще можно встретить людей с весьма высокими зарплатами, которые живут предельно небогато (на грани нищеты), ходят в изношенной одежде и питаются дешевыми продуктами, купленными по акции. На самом деле, они просто идут к своей - вполне определенной - цели.
Андрей Гостиченко - 29-летний дизайнер родом из Беларуси. Начинал с 3D-дизайна, сейчас на фрилансе рисует виртуальную и дополненную реальности. Его заказчики - крупнейшие голливудские студии и американские телеканалы, его доход - около $250 тыс. в год.
Несколько лет назад Андрей переехал из Минска в скромное предместье Варшавы, где живет в однокомнатной квартирке , по сравнению с которой "хрущевка" покажется дворцом. Из дорогих вещей у него только рабочий компьютер. На остальное Андрей почти ничего не тратит: одевается в секонд-хенде, штопает порвавшиеся носки, а дешевые продукты закупает на распродажах раз в неделю, стремясь сэкономить даже на мелочах.
Но Андрей Гостиченко - вовсе не поклонник Плюшкина и не идейный аскет, он вполне себе любитель хорошей жизни. Только он решил ее отложить на какое-то количество лет. Он приверженец идеологии FIRE (Financial Independence, Retire Early), суть которой заключается в стремлении получить полную финансовую независимость и рано выйти на пенсию. Андрей не говорит, сколько уже накопил. Но он точно знает, что прекратит работать в 35 лет и тогда сможет жить, где захочет, и ни в чем себе не отказывать.
Для Восточной Европы подобное поведение довольно удивительно, но такие издания, как New York Post и Business Insider, все чаще рассказывают о вполне обеспеченных молодых людях, которые ради достижения цели - рано отойти от дел - готовы ходить в разваливающейся обуви и соблюдать другие ограничения. Одни экономят вообще на всем, у других единственная значимая статья расходов - медицина и ЗОЖ, ведь на раннюю пенсию им важно уйти здоровыми и полными сил.
Явление, ныне определяемое аббревиатурой FIRE, зародилось 20 лет назад после выхода книги "Ваши деньги или ваша жизнь". Но по-настоящему заметным стало три года назад, когда его иконой стала JP Livingston, ведущая блога о личных финансах под названием The Money Habit. Она ушла пенсию в 28 лет, когда размер ее финансовой подушки превысил $2 млн. JP Livingston, по собственному признанию, имея хорошую работу смогла сэкономить, покупая дешевую мебель и деля съемную комнату с соседкой.
Благодаря новым технологиям, и прежде всего интернету как средству обмена опытом и знаниями накапливать капиталы получается и у людей с достаточно скромными доходами. Год назад очень популярной у читателей стала статья в Business Insider, рассказавшая о семье американских школьных учителей. Они откладывали 75% своего дохода и тратили всего около $20 тыс. в год. К 30 годам у них был $1 млн, что позволило им уйти с работы и путешествовать по миру с маленькой дочерью.
Чтобы сколотить состояние они использовали онлайн-сервисы учета личных финансов (бесплатные, разумеется), а также подыскивали в сети лайфхаки для всего на свете, позволяющие не расходовать деньги даже там, где этого, казалось бы, избежать невозможно. И жили в доме площадью 37 кв. м.
Но все же большинство последователей идеологии FIRE - это молодые финансисты, айтишники, юристы или представители креативных профессий. Чем-то эти люди похожи на яппи 80-90-х - такие же молодые городские профессионалы, очень современные и амбициозные, с претензией на самые высокие посты и щепетильной заботой о собственном здоровье. Но от "тех самых" яппи их отличает то, что они изначально планируют окончание своей карьеры - тот порог, через который переступать они не станут.
У кого-то это 35 лет, у кого-то - 40 или 45. Это особого значения это не имеет.
Принципиальная разница - в ценностях и мировоззрении. Яппи 90-х не видели себя и свое будущее за пределами корпоративного мира, в идеале - Уолл-стрит или лондонского Сити. Для адептов FIRE главное, наоборот, свобода, которую они получат в тот момент, когда наберут нужное количество денег, чтобы покинуть корпоративное рабство.
Поколение планировщиков
Как водится на Западе, стоило появиться новому социальному явлению, как сразу начали выходить книги, ему посвященные. Одна из наиболее известных - "Следующий миллионер по соседству: устойчивые стратегии построения богатства". Ее автор Сара Стэнли Фаллоу доказывает, что не предприимчивость и склонность к риску, а наоборот - сверхэкономный образ жизни может помочь стать миллионером. В ходе работы над книгой она общалась с более чем шести сотнями американских миллионеров, чтобы сформулировать основные "факторы благосостояния".
Главными из них оказались стремление экономить, меньше тратить и придерживаться бюджета. Цитата из книги: "Тратить больше, чем нужно, тратить вместо того, чтобы копить на пенсию, тратить в ожидании того, что станешь богатым, - все это делает тебя рабом зарплаты, даже со звездным уровнем дохода".
Изучение приверженцев идеологии FIRE показывает, что большинство из них в качестве возраста "выхода на пенсию" указывает 35 лет. Это само по себе примечательно с точки зрения социологии, так как именно 35 лет принято считать рубежом между молодостью и зрелостью. Например, в большинстве стран мира по закону кандидат на должность президента не может быть моложе этого возраста.
Сколько же денег нужно 35-летним, чтобы выйти на пенсию в этом возрасте? У каждого своя цифра, но в целом средств должно быть столько, чтобы можно было "всех послать к черту". Статусные вещи таким людям не важны, важна возможность не заботиться о хлебе насущном, путешествовать, быть здоровым.
Другая особенность FIRE-людей в целом: нередко их работа связана с созданием новых продуктов, продвижением бизнеса (не своего). Они мыслят "продуктом", а не "процессом", и так же рассматривают собственную жизнь - как цельный "продукт", с определенными и заранее выверенными этапами.
Рождению концепции Financial Independence, Retire Early способствовала также смена парадигмы карьерного роста. Человек из предыдущих поколений поступал на работу и рос в одной компании, переходя со ступеньки на ступеньку. Законы компании и трудоустройства были продуманы так, чтобы человек как можно дольше держался одного и того же места.
В последние два десятилетия все изменилось: если раньше был рынок работодателя, то теперь - работника. Интернет дал возможность удаленной работы, и профессионал сам формулирует сегодня, в чем его ценность, таланты, контакты, команда, и имеет возможность выбирать компанию и руководителя, где наилучшим образом может реализоваться.
Главный ресурс для FIRE-людей - это время, оставшееся до того самого порога, когда "нужно уходить". Именно поэтому многие из них - настоящие фанаты личной эффективности, ведь их жизнь это не только постоянная экономия денег, но и еще и гонка со временем в виде необходимости накопить некую сумму к обозначенному сроку.
В Украине пока подобный подход к планированию своей жизни не слишком актуален: низкий уровень доходов не позволяет делать большие накопления, а отсутствие политической и экономической стабильности - строить долгосрочные планы. Но если подобная идеология появилась на Западе - ее представители со временем обязательно найдутся и у нас. Интересно будет посмотреть на их опыт.