На Буковине засыпали знаменитый водопад, чтобы возить спиленный лес
Отмечается, что каскад из 7-ми уникальных удивительной красоты буковинских Смугарских водопадов разной силы и высоты на расстоянии 2-х километров друг от друга, от 3-х до более 18-ти метров высотой, расположенные на реке Смугарив неподалеку от Розтоки на Путильщине. Они стали любимым местом экотуризма, отдыха как буковинцев, так и туристов из других регионов. В конкурсе "7 чудес Украины" этот ландшафтный заказник вошел в ТОП-10 девятым.
В прошлом году любители природы и активисты общественного объединения "Карпатские тропы" промаркировали туристический маршрут к водопадам, сделали лавочки, информационные стенды, ступени. Теперь даже новичок не заблудится этими полными красоты карпатским тропам, но что он там увидит? Еще 23 января водопад "Ворота" был в норме, сообщил турист и активист Олег Стоцкий. Но когда приехал туда в феврале, увидел водопад уже засыпанным. А через русло реки - собственно через сам водопад - вывозили лес.
Возмущенный Стоцкий обратился к депутату ВР Ивану Рыбаку с очень острыми словами: "Эти животные, которые уничтожают Карпатские леса, ни перед чем не остановятся, пока их не начнут вешать на елях, которые еще остались в горах. У меня большая просьба: разберитесь в ситуации и выясните, кто уничтожает буковинские водопады. Тем более, что такое наглость происходит в вашем округе".
Стоцкого поддержал известный путешественник Алексей Пономаренко. И именно у него в Фейсбуке появился впечатляющий ответ народного депутата, законодателя Ивана Рыбака.
Иван Рыбак: "Вопрос изучил, узнал кто и что там делает. В ближайшие дни можно будет увидеть восстановленный водопад и еще "туристические лавочки". Взял под контроль, отвечаю. Что касается нарушений, то разрешения, как меня заверили, выданы в соответствии с действующим законодательством Украины. При возможности после обнародования распространю. Законность их выдачи изучу. Благодарю общину за бдительность".
Как нардеп, некогда возглавлявший черновицкое управления экологии, изучил данный вопрос и кто и от кого получил разрешения, общественности до сих пор не известно. И все же, наверное, он узнал, кто и что там делает, хотя и не обнародует. Зато уже знает о "туристических лавочках", установку которых будет контролировать. А о том, что речь идет о нарушении Закона Украины о природно-заповедном фонде - молчок, хотя это природоохранная территория занимает площадь 38,5 га.
Неравнодушный к сохранению природы депутат Путильского райсовета Николай Бонкало начал поиски виновника экологической катастрофы. Поскольку данный заказник находится в ведении Розтокивского сельсовета, он обратился к ее голове Марии Джуряк, которая отметила, что ГП "СЛАП "Карпатский госспецлесхоз" не обращался в сельсовет с заявлением и ничего не согласовывал о своей деятельности на территории заповедной зоны.
В то же время в газете "Взгляд" председатель сельсовета Джуряк заявил: "Этот водопад расположен на территории нашей и Пидзахаричивского сельских советов, но распоряжается им гослесхоз. Мы ничем помочь не можем, так как разрешение на засыпку водопада отдали они". А еще Джуряк утверждает, что люди очень возмущены тем, что произошло.
Почему же так двояко высказывается сельский голова? Может, не просто "за так"?! Ведь в редакции есть копии двух документов, которые свидетельствуют, что именно Розтокивский сельсовет отвечает за сохранность ландшафтного заказника местного значения "Буковинские водопады".
В документе под названием "Обязательства землепользователя" написано: "Розтокивский сельсовет дает согласие взять под охрану ландшафтный заказник местного значения "Буковинские водопады". И обязуется не допускать загрязнения, засорения промышленными и бытовыми отходами, изменение естественного уровня водного горизонта и гидрологического режима, искусственную изменения русла, нарушение берегов, поймы, проведения работ, которые повлекут обмеление водоемов".
Другой документ, первый экземпляр которого хранится в Розтокивском сельсовете, а второй и третий - в департаменте экологии и туризма Черновицкой ОГА и Путильской райекоинспекции, называется "Охранное обязательство" и выдано оно Минприроды Украины.
Итак, первый чиновник, который допустил, мягко говоря, экологические проблемы на своей территории и еще и переложил ответственность "с больной головы на здоровую" - это сельский голова Мария Джуряк. Впрочем, по нашему мнению, не проявил особого желания навести порядок на своем округе и нардеп Иван Рыбак. Поэтому вины с него тоже не снимаем, потому что к "народному защитнику" обращались за помощью, которой не получили. Пожалуй, лесные выгоды многим затмили глаза.
В Черновицком областном управлении лесоохотничьего хозяйства, дозвониться до которого было очень сложно, заверили, что все в рамках закона, так как водопады, мол, засыпали только на определенный период, пока перевезут сухостой. А дальше высокопоставленные лесоводы хитро сформулировали и подали для СМИ: "ГП "СЛАП "Карпатский госспецлесхоз" предусмотрел санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых согласовано с Департаментом экологии и туризма Черновицкой ОГА. В их рамках ликвидируются сухостойные насаждения, которые представляет угрозу для здорового леса". Ба! О водопаде ни слова - словно и не было!
Кто именно осуществляет "заготовку и вывоз сухостоя", выяснить не удалось. Это фамилия замалчивается на всех уровнях. Но и.о. председателя гослесохотхоза Роман ЧЕРЕВАТЫЙ сказал, что его служба не несет ответственности за Смугарские водопады, поскольку они находятся под юрисдикцией сельского совета села Розтоки и, по словам директора спецлесхоза Василия Бурака, сама председатель сельского совета и представители Путильской РГА выходили на место. Что до водопада, то после вывоза леса он будет восстановлен. По крайней мере так Череватому пообещал тот же Василий БУРАК. И никому нет дела, что это будет уже водопад не естественный, а искусственный.
Зато директор департамента экологии и туризма Ярослав Когутяк ни сном ни духом не знал ни о каких согласования. "С нашей службой никто и ничего не согласовывал", - заявил он. - Хотя в СМИ прошла фейковая информация о том, что якобы именно департамент дал согласие на эти работы". Поэтому вспомним слова депутата ВРУ Рыбака: "Что касается нарушений, то разрешения, как меня заверили, выданы в соответствии с действующим законодательством Украины". То есть на нарушения есть необходимые разрешения?
Так же "розово" оценивает ситуацию и председатель РГА: бывший налоговик Николай Савчук на обращение депутата райсовета Бонкало ответил, что вскоре все будет так, как раньше, и еще лучше - будут вам и столики, и лавочки... Вроде дело только в том, чтобы посидеть на берегу за рюмкой...
Словом, чем дальше в лес - тем больше дров. Чем выше чиновник, тем равнодушнее он к тому, что должен охранять. А все потому, что нет у нас ни GPS-мониторинга, ни электронного учета древесины. Говорят еще, что вырубаются не только сухостойные насаждения. А как этому помешать, когда отсутствует маркировка каждого бревна? А на сайте лесного хозяйства не обозначен ни сорт, ни диаметр каждого бревна да еще и отсутствует специальный маркер со штрих-кодом. Тогда как электронный учет, параллельно с бумажным, мог бы снять многие проблемные вопросы. А пока лес как возили, так и возят. Эшелонами.
По словам президента Всеукраинской ассоциации деревообрабатывающих предприятий Дмитрия Артемчука, лесные хозяйства "прибедняются", потому что в действительности их рентабельность составляет от 200 до 600%. И, конечно, были и средства, и возможность для того, чтобы поставить над водопадом деревянный мост, а не засыпать его, нарушая экологическое законодательство. Да, это было бы немного дороже. Но нельзя быть настолько алчными и жадными, чтобы засыпать кристально чистую воду горного водопада! За это река Смугарив может и отомстить людям...
Хотелось бы все же узнать, кто же понесет ответственность за нарушение Закона Украины "О природно-заповедном фонде". Ведь ст. 64 предусматривает дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность. Кроме того, обидно, что после отмены природоохранной прокуратуры на Интернет-странице Черновицкой областной прокуратуры отсутствует даже фамилию прокурора, ответственного за административные правонарушения экологического законодательства.