• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Можем повторить? Почему украинцам не надо праздновать 9 мая

Аллергия на "Великую Победу" может испортить наше собственное ощущение победы над нацизмом
Фото: hronika.info
Фото: hronika.info
Реклама на dsnews.ua

Привет, боец исторического фронта! Как ты уже заметил, пасхальное затишье отнюдь не отменило регулярные поводы для исторических боев. "Люблю грозу в начале мая", - писал наивный поэт. На историческом фронте происходящее в начале мая вряд ли стоит называть "грозой", но на ряд циклонов это точно похоже. И в отличие от атмосферных явлений, на счет которых синоптики могут ошибаться, майские исторические "циклоны" приходят с вероятностью в 100%, причем с разных направлений.

Участниками исторических баталий стали также вполне предсказуемые персонажи: "Бессмертный полк", "Георгиевские ленточки", украинские "патриоты"-антисемиты, украинские и российские власти, которые активно засылали традиционные месседжи, просто граждане, ощущающие некую эмоциональную связь с событиями Второй мировой (в очень разных контекстах) и просто граждане, которые используют выходные для сельскохозяйственных работ.

Последние не проявили активно свою социальную и историческую позицию, чтобы попасть в новости, поскольку им нужны дополнительные выходные дни для реализации народно-хозяйственных потребностей приватного плана - например, посадить картошку. Идеология выходных их обычно беспокоит мало, но молчаливая констатация "необходимости выходных" - это тоже позиция. Причем количество граждан, молчаливо нуждающихся в выходных, гораздо больше, чем тех, кто бессмысленно их тратит на публичные выяснения отношений и обозначение партийных позиций.

Предварительно замечу, что с моей точки зрения выходные должны оставаться. Вопрос в их "идеологии" и некотором уточнении дат. Но даже спектр проукраинских позиций в принципе позволяет им пребывать вовеки.

Начнем с "условного 1 мая". Я по этому поводу уже писал, но теперь уточнюсь. "Первомай" можно вполне оставить, даже его декоммунизировав. Традиция "маевок" в Украине старая, еще с Гетманщины или праздников студентов, семинаристов и бурсаков. Это - просто весенний праздник на природе. Общенародный пикник. Поскольку пролетариат "как класс" уже выродился, а "солидарность трудящихся" воплощается в основном в копании на огороде или выпивке у мангала под детские вопли и игрища, то можно просто отказаться от выходного именно 1 мая (это было бы величественным актом декоммунизации), и просто добавить еще один выходной к первым обычным выходным мая. Что и является возвратом к традиционной маевке, украденной большевиками и нацистами для манипуляции неразумным трудящимся пиплом.

С Днем Победы, конечно, посложнее будет. Логика Москвы тут понятна и имеет свою продолжительную и неслучайную эволюцию. 9 мая (день победы над Германией) и 2 сентября (день победы над Японией) пробыли выходными два года после самих событий и были отменены как таковые после 1947 г. Иосиф Виссарионович не ставил Великую Победу во главу угла своей идеологии - он заметно напортачил в начале Второй мировой. Победу делали ныне живущие люди, сама война была отнюдь не конфеткой, а вот традиционная Великая Октябрьская социалистическая революция уже перешла в мир героических легенд и таинственных славных деяний Ленина и Сталина. Основных свидетелей и героев происходящего тогда Вождь уже устранил, поэтому он один помнил, что было на самом деле. Хрущев темой Победы не проникся, поскольку "преодоление культа личности" подвергало некоторому сомнению правильность происходящего в сам "период культа", а также роль Верховного Главнокомандующего "народа-победителя". Раскручивать ВОВ "без Сталина" как-то было не с руки.

Новый рывок происходит уже при Дорогом Леониде Ильиче. И года не прошло, как Никиту ушли на пенсию, и в 1965 г. День Победы становится если не круче, то как минимум "на равных" с Великим Октябрем. К тому моменту даже самые молодые ветераны уже достигли среднего возраста и потому уже были склонны вспоминать скорее о былом хорошем в хорошей компании, возможность чего им и была любезно предоставлена партией и правительством.

Реклама на dsnews.ua

Всемирно-историческое значение (теперь) Великой Победы позволило уже самому Леониду Ильичу сыграть всемирно-историческую роль, поскольку в Октябре он в силу объективных причин поучаствовать не смог. Сталин условно реабилитируется и появляется на кино- и телеэкранах (в сюжетах именно про войну, а не про мир: то есть он мог быть в чем-то не прав, но войну он выиграл) и порою прислушивается к мнению молодого Брежнева.

Фильмы про войну, выигранную благодаря единству всех советских народов во главе с Коммунистической партией, становятся массовой продукцией. Формируются ритуалы отмечания и празднования 9 мая. Двадцать лет население это впитывало и в этом участвовало. А двадцать лет даром не проходят, если это был еще относительно молодой возраст, который теперь становится объектом очевидной ностальгии: колбаса по 2,20 и славные советские праздники. Такая матрица не растворяется и всегда готова к реактивации, если начать показывать и рассказывать все то же самое и пробудить старые слои нейронных связей. Что и осуществляется особенно активно в городе-герое Москве с 2005 г.

В чем "многоходовочка"? Советская ностальгия сама по себе - неисчерпаемый ресурс для промывки мозгов, поскольку инвестиции в Человека-"Совка" производились 70 лет. Экономия получается значительная. Не нужно ничего нового - просто пробудить старые рефлексы старших. Плюс оживить детские воспоминания среднего поколения, привлечь еще и молодежь и инсталлировать в нее старую матрицу родителей и дедов со всякими новыми фишками: "Бессмертным полком", "Георгиевскими ленточками" или детскими колясками в виде танков. Советская ностальгия зиждется на величии, а 1945 г. как раз был пиком масштабных военных рывков Москвы. Это готовит к новым военным свершениям. Тогда "за ценой не постояли" и теперь "не постоим".

Опять же "Великая Победа" реабилитирует сталинизм и норму "пожертвуй свободой ради внешней Победы". Только авторитарное руководство может объединить народ, который идет на неимоверные жертвы ради победы над Всем Плохим. Что для России сегодня Все Плохое - известно. И сейчас враги все сильнее давят на Россию, надо затянуть пояса, верить в вождя и в то, что "сможем повторить".

Легче всего такое делать, когда реальных участников событий (которым за редким исключением - за 90) уже практически нет, а их потомки получают примитивный идеологический суррогат, который превращается в привычную советскую обязаловку, доходящую до абсурда. Поэтому все, как у Сталина с Октябрем: свидетелей не осталось. А дело его живет.

"Великая Победа" - прекрасный ежегодный повод напомнить Западу, что вместе с Россией (а доказывается, что именно "благодаря" ей - "пушечного мяса" же не жалели, цифры потрясают) было побеждено абсолютное зло - Гитлер.

Поскольку про Гитлера на Западе именно так и думают, то это удобная форма реабилитации Сталина и опять же сталинизма, поскольку участие в антигитлеровской коалиции - единственное хорошее, что сделал Сталин в представлении "прогрессивного человечества". И ежегодное напоминание о 1945 г. отвлекает внимание от 1939-1941 гг., когда собственно Адольф и Иосиф развязали ту войну, к победителям в которой Иосиф вынужденно примкнул в виду глупости Адика. А не случись реализации плана "Барбаросса", мы в понятие "Запад" и "Европа" вкладывали бы совсем другое значение...

Потом критику или несогласие с российским стандартом отмечания "Великой Победы" на постсоветском пространстве (например в Украине) всегда можно считать неонацизмом и отрицанием Всего Хорошего. Причем желательно, чтобы предварительно прозвучали антисемитские выказывания местных "патриотов" (что обычно "совершенно случайно" и происходит), и тогда возникают некие "исторические циклоны". Пропаганда в России работала, работает и работать будет, так что я бы удивился, если бы на минувшей неделе не случилось всего "веселого", что случилось.

Удивил, конечно, Нетаньяху, нацепивший на себя ленточку, которая собственно во время Второй мировой изначально была популярной у власовцев и прочих русских коллаборационистов и представителей русских дивизий СС. Прецедент неприятный по последствиям. Если считать власовские цвета исключительно "гвардейскими", то тогда можно говорить, что свастика - это лишь солярный символ, а имперский орел - почитание наследия Древнего Рима. В израильском контексте: Вагнер - это просто музыка.

Что Украине со всем этим делать? Тут главное в моральном отрицании всей пропагандистской ахинеи, производимой Москвой, ментально не отказаться вообще от отмечания (не празднования) поражения нацизма. Потому что аллергия на "Великую Победу" может испортить наше собственное ощущение того События. Потому что исторический опыт Украины времен Второй мировой во многом эксклюзивен и особенно трагичен. Такого сочетания трагедий, безысходности, жестокости, разрушений не найти в Европе. Нас перемалывали Сталин и Гитлер, тут происходил Холокост, мы воевали друг против друга в составе разных армий, тут было самое длительное и мощное народное сопротивление тоталитаризму, мы потеряли более 6 млн человек - это не только украинцев, а вообще жителей Украины. Тогда еще не "граждан". Мы воевали в армиях Польши, СССР, США, Канады, Франции и других стран, воевали в Европе, Северной Африке и на Тихом океане. Мы даже первые в составе Карпатской Сечи начали воевать против союзника Гитлера еще до "официального начала" Второй мировой.

Но вот совсем вся Вторая мировая и (например) сюжет с победой над Японией - это уже немного иной контекст. Японию пока забудем. Хотя ее капитуляцию принимал украинец. Но 8-9 мая для нас гораздо важнее.

Нам главное - не "отдавать" Москве победу над нацизмом просто потому, что нам не нравится, как они это отмечают, как называют и как лезут в наши дела. Они всегда будут лезть. Это просто реальность. Они празднуют абсурдно, удивительно до идиотизма. Мы же имеем за собой при общем итоге 1945 г. совсем другую предшествующую войну. И не Великую Отечественную, а Вторую мировую. У них "победа их", а у нас "победа над", а нюанс этот очень важный. И поэтому это не может быть праздник и веселье в жанре "можем повторить". Пусть нас Бог бережет от того, чтобы то, что тогда было, "повторилось". Ибо кто у нас в какой момент был "освободителем" - еще вопрос. И кто был "лучшим освободителем". И поэтому мы говорим не "освобождение", а "изгнание". И есть вопросы, не имеющие ответов. А есть последствия.

Поэтому, конечно: именно День памяти и примирения, и именно 8 мая. Не в тот же день, что в Москве. Пусть 9 мая у нас остается для единиц реальных участников войны, которые действительно участвовали. Они и так на пенсии, выходной день им не нужен. Отмечать по-своему у нас никто не запрещает. Но для потомков этих ветеранов в Украине ХХI в. должна быть уже другая дата и другое название.

    Реклама на dsnews.ua