• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Миньоны делают миллионы. Почему желтая лихорадка не прекращается

То, что изначально кажется примитивной игрушкой для самых маленьких, при ближайшем рассмотрении может вскрыть мощные культурные и психологические слои
Реклама на dsnews.ua

Франшиза "Гадкий Я" стала самой прибыльной в истории мировой анимации. И как бы Шрек и его друзья не пользовались волшебными ухищрениями, именно приключения миньонов заработали на кассовых сборах более $3,52 млрд. 

Это даже сложно назвать успехом, скорее - стихийным бедствием. Желтые цилиндрообразные существа не только завоевывают кинематограф - они повсюду. Даже если погибнут крысы и тараканы, миньоны выживут. Потому что они выживали всегда, никогда при этом не меняясь. Миньоны видели как вымирают динозавры, рушатся империи, одна веха эволюции сменяет другую, а внуки становятся дедами. Единственное, что оставалось стабильным, - сами миньоны. Теория эволюция Дарвина обошла их стороной, но божественные законы не чужды даже им.

У миньонов нет половых признаков, хотя носят они преимущественно мужские имена. Нет у них и угрызений совести, только дурацкое и примитивное чувство юмора. Но понимание добра и зла желтым существам знакомо, поскольку от этого и зависит их существование. Они всегда должны служить злу. Правда, зло это, как можно заметить по мультфильмам, без кулаков и с носом. После Наолеона и Дракулы они связались с Фелониусом Грю - он понимает их недо-язык и недо-шутки.

Зло как экологический фактор

Понятно, что миньонам нужно иметь при себе злодея, хотя бы номинального. Сразу же было замечено сходство Грю с бэтменовским Освальдом Кобблпотом (он же Пингвин). А желтые помощники должны были исполнять при нем функцию гномов при Белоснежке или троллей при Горном короле.

По духу да и внешне им ближе всего персонаж Питера Фалька из "Больших гонок" и не только из-за проблем с глазами. А потому что и у него, и у миньонов хозяин - злой изобретатель, завистливый, но вполне симпатичный. Здесь создатели "Гадкого Я" не оригинальны. Эта старая киношная традиция: Голлем, Франкенштейн, "Метрополис" Фрица Ланга, "Кабинет доктора Калигари" и т. д.

Реклама на dsnews.ua

Но миньоны сами находят своего работодателя и заставляют его плясать под их дудку, как Розенкранц и Гильденстерн пытались заставить плясать принца Датского. И точно так же, как шекспировские придворные, они по итогу переживают собственную историю, выходящую за рамки существования любого из сотрудничающих с ними злодеев.

Если рассматривать генеалогическое древо анимационных антигероев, то создается ощущение его неотвратимого усыхания. Например, в одном из ранних диснеевских мультфильмов "Пиноккио" лис Честный Джон обладал настолько сложным психофизическим рисунком, что его даже сравнивали с наркодилером (Дэррен МакГэвин) из "Человека с золотой рукой". Гнусные персонажи были настолько гнусны, что не только у детей, но и у их родителей захватывало дух. Потом мы наблюдали за тем, как разрушается миф о прекрасных принцах, а чудовища пленяют сердца поумневших принцесс. В 1991 г. этот алгоритм еще работал, как, собственно, и в начале нашего века. Иначе откуда бы взялась идея превратить "Шрека" во франшизу?

Но в миньонах противоречий и психологических сложностей еще меньше, чем у чертей в аду. У них даже нет негативного окраса. На генеалогическом древе анимационного зла они выглядят веселенькой омелой, хотя для злодея остаются трудовыми ресурсами.
Когда популярность миньонов обратила на себя внимание психологов и социологов, то специалисты рассмотрели в милых цилиндриках гораздо больше, чем простой зритель. Одни сравнивали миньонов с иммигрантами: скорость передвижения по миру, использование их как рабочей силы и в тоже время желание увидеть в них какое-то неопределенное зло. Ко всему - неразборчивость речи, где сплелись отголоски разных народов и стран.

Понятно, что миньоны - это чужеродное явление, которое бродит как призрак коммунизма не только по Европе. Конечно, с коммунистами их тоже сравнивали. То, что миньоны представлены в своей собственной сказочной истории как подоплека всевозможных бедствий - эдакие козлы отпущения - наводит и на ассоциации с семитами. Но миньоны, позиционируя себя как приспешников зла, в очередной раз заставляют нас цитировать Гете: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

Корпорация миньонов

Выход очередной серии франшизы сопровождался выпуском очередной же версии игрушек, посуды, шапочек и прочих товаров в виде желтых героев. А на фейсбучной странице фирмы Kotex появились изображения тампонов в виде миньонов. Шокирующий образ между тем нес вполне адекватную информацию - герои "Гадкого Я" внутри нас и становятся интимной частью нашей жизни. Через какое-то время Kotex сообщила, что это всего лишь шутка. Но шутка имела не только предпосылки, но и продолжение.

На сайте Etsy можно приобрести гигиенические пакеты с изображением миньонов. Ну и пиком желтой лихорадки стало участие этих мультипликационных героев в эротической прозе - несмотря на отсутствие половых органов, как выяснилось, они способны доставлять эротические удовольствия.

Итак, General Mills, Tic Tac, Hostess, Kotex и Amazon, крупные медиа- и технологические компании, такие как VIVO в Китае и Sky Broadband, а также Universal Comcast вступили в тесное и взаимовыгодное сотрудничество с миньонами. Не обошлось без конфуза: в сети быстрого питания McDonald's игрушечные миньоны умудрялись грязно ругаться при постукивании, выкрикивая WTF? Это не понравилось многим родителям.

Тем временем миньоны вовсю троллили диснеевских принцесс с помощью интернет-компании Buzzfeed - мультяшные красавицы превращались в персонажей "Гадкого Я". Но эксплуатировалась не только внешность желторотиков, ведь у них еще и специфические голоса, которые использовались в многочисленных ремиксах популярных песен. Мемы и татуировки с миньонами - скорее следствие вирусной рекламы, чем искренняя любовь к маленьким существам. Но ведь с какого-то момента потребитель уже начинает путать одно с другим.

Особенно, если в компании участвуют монстры моды. В сети появился ролик, первоначально принятый зрителями за мираж. Видео британского Vogue демонстрирует обложку журнала с красавцем-миньоном, а попутно мы узнаем, как же эти цилиндрики влияли на формирование стиля.

Мало того Universal Studios и Pantone, проведя исследование влияния цвета на настроение, имидж и производительность труда, создают новый оттенок желтого специально для наших героев. С помощью спектроскопии этот колор-индекс подчеркивал энергичность, веселость, дружелюбие и, конечно, глупость миньонов.

Шму

Странные маленькие существа примитивной формы и одновременно сказочная рабочая сила, вроде жевунов и мигунов из "Страны Оз", более всего сходны с конфетами m&m's. Но прототипы миньонов появились еще раньше.

В 1948 г. художник Эл Кэпп создал комикс-персонажей шму. Без рук и ног, кеглеобразной формы, с минимумом черт, но при этом богатой мимикой. Так же, как и миньоны, шму объясняются не всегда понятным сочетанием звуков, скрывают способ своего размножения и могут жить без еды и питья.

Послевоенное время подтолкнуло Кэппа к идее присвоить им еще одно ценное свойство - кеглеобразные могут не только помогать по хозяйству, но и служить пищей для окружающих, нести яйца, давать молоко и служить материалом как для обуви, так и для постройки дома. И те, кому знакома история шму, смогут оценить, какой вред на самом деле несут миньоны. Это не мифическое служение злу, проблема гораздо глубже. Озвучивает ее один из персонажей комикса Эла Кэппа: "С ними никто и никогда больше не будет работать!"

Художник не просто хотел развлечь своих читателей, но создать сатиру, повествующую о корпоративной мировой жадности. Миньоны в какой-то степени антагонисты шму, причем не в мультиках, а в нашей жестокой реальности. И в отличие от желтых персонажей комикс-герои стали популярны без всякой вирусной и прочей рекламы. По примерным подсчетам, более 40 млн читателей приобретали газету с комиксом Кэппа. И уже в течение одного года шму принесли прибыль в размере $25 000 000. При этом следует помнить, что в 1948 г. не было никакого интернета - хотя кеглеобразные и размножались противоестественным путем, любовь потребителя они вызывали без всяких извращений и усилий. В том же году была создана книга, а спустя почти 30 лет появился мультфильм, транслируемый NBC.

Миньоны как герои мемов, в том числе и политических, могут позавидовать комикс-персонажам. Один из конкурентов Трумэна, обвиняя его в популизме, произнес: "Он пообещает вам все, что угодно, включая шму".

Корпорации не решались столь беззастенчиво сотрудничать с маленькими комикс-существами, как происходит сегодня с миньонами. Это было скорее символическое использование: министерство финансов США выпустило специальную сберегательную облигацию шму, а также они исполняли роль талисманов некоторых университетских братств. Смешно, что само слово shmoo получило распространение в научных областях: им названы биологические организмы, тип морского ежа и инструмент для исследования космических лучей.

Рыболовные приманки, одежда, часы, куклы, мыло, ручки и, что вполне логично, мороженое, а также множество других продуктов отдавали дань уважения шмунам и шмусам. Когда в 1948 г. Советский Союз блокировал Западный Берлин, конфеты шму были сброшены с самолетов прямо на городские улицы, что не столько утолило голод, сколько вызвало волну протеста.

Если знать об этих предшественниках миньонов, как знали о них создатели мультфильма и представители студии Illumination Entertainment, то бизнес- и культурный контекст выглядит совершенно иначе.

Идентификационный код миньонов

Среди причин популярности желтых анимашек многие называют даже не потраченные на маркетинг сотни миллионов долларов, а характеристики самих миньонов. Вернее, отсутствие каких-то моментов: например, у них полностью отсутствуют расовые признаки, нам ничего неизвестно об их религиозных предпочтениях и пока они сторонятся любых политических сил.

Но они могут сослужить службу по отстаиванию той или иной позиции по любому из этих вопросов. Похоже на ситуацию в "Завтраке у Тиффани", когда бренд компании можно было набить даже на дешевенькое колечко. Некоторые даже сравнивают их с венерической болезнью. Это, кстати, еще одна из способностей миньонов - быть аллегорией чего угодно. Но даже когда вы иронизируете над желтым вирусом, вы все равно становитесь одним из его носителей.

Что это вообще такое - специфическая составляющая интеллектуальной собственности, не отягощенная мировоззрением? На что это похоже и на что вообще похожи миньоны? Большинство пользователей интернета обратило внимание на цвет и форму существ, которые могут быть саркастичны, нежны, игривы или сдержаны в зависимости от ситуации. Эмодзи - вот на что похожи миньоны. Мультяшные выразители эмоций могут быть прочитаны как угодно. Корреспондент вкладывает в них один смысл, но не факт, что его сможет уловить адресат, но в целом использование эмодзи придает переписке более легкую форму.

Как миньоны заменили шму, так иконки и смайлики заменили восклицательный знак. Он похож на шму по форме, а эмодзи похожи на персонажей "Гадкого Я". Но в какой-то момент значок "!" дискредитировал сам себя, превратившись в символ тревоги и опасности. Эмодзи и миньоны так разнообразны и многочисленны, что их функциональность не вызывает сомнений.

Между тем, если вы настроены на более циничный лад, можно пойти еще дальше. Миньоны существовали всегда, они взаимозаменяемы, с их помощью можно делать бизнес, они - участники эротических игр и бесполых детских забав, а главное - они всегда служили злу - да это же деньги! Правда, многие пока не могут определить, какие именно. Но миньоны, которых сравнивают с монетками золотого цвета или даже биткоинами, на сегодняшний день превратили студию Illumination Entertainment в царя Мидаса.

    Реклама на dsnews.ua