Николай Скиба: В украинских учебниках большинство иллюстраций краденные
"ДС" поговорила с образовательным экспертом Николаем Скибой о том, как избежать ошибок в школьных учебниках и стоит ли выпускать за счет налогоплательщиков пособия по христианской этике
Скандалы, связанные с ошибками в школьных учебниках, вспыхивают чуть ли не ежемесячно. В учебнике по мировой истории размещена фотожаба с американским актером Киану Ривзом, в учебнике по английскому неправильно расставлены артикли, учебник по химии учит лечить содой рак... Да что там — логические и фактологические ошибки, а также обычные опечатки можно найти почти в каждом рекомендованном Министерством образования руководстве. О том, как избежать таких проблем в будущем, "ДС" пообщалась с образовательным экспертом Института будущего Николаем Скибой.
"ДС" Проблема ошибок в украинских учебниках довольно старая. Все годы независимости в учебных пособиях находят ошибки и неточности. Но с появлением интернета и соцсетей проблема стала видимой не только для учителей и родителей. Люди фотографируют ошибки, выкладывают их в Facebook, и это вызывает широкую общественную дискуссию. По вашему мнению, каковы причины появления недостатков в учебниках?
Н.С. Причин несколько. Одна из них связана со сжатыми сроками, которые выделяют на экспертизу, на подготовку рукописи. Вторая — это схемы злоупотребления и недобросовестность издательств, которые пытаются повысить свои прибыли. Ведь эта история тянется еще с 1990-х годов, когда очень сильно упал книжный рынок, упали продажи, ликвидировались книжные магазины. Зато на рынок шла дешевая русская литература. В те времена для издательств реальной возможностью получить средства были заработать на учебниках. Поэтому они пытались всячески экономить на учебниках — на бумаге, на качестве печати, на авторах, на иллюстрациях. Подумать только — большинство иллюстраций у нас краденные, отсюда же и скандал с фотожабой с Киану Ривзом в учебнике по мировой истории. Это фото просто скачали в интернете, никто не спрашивал об авторских правах. Более того, даже в украинском законодательстве есть исключение по авторским правам для учебной литературы. В любом журнале вы должны указывать авторов иллюстраций, даже если материалы предоставлены бесплатно, а учебники могут принимать что угодно и не беспокоиться копирайтом. Мол, это благородная цель — мы распространяем знания. Но на самом деле таким образом несется низкопробная культура. Ученики сегодня довольно прокачанные в этом плане, они сразу могут увидеть, откуда картинка взята. Поэтому для учебников надо ужесточить требования по интеллектуальной собственности.
Еще одна проблема — это дизайн. Меньше всего сегодня обсуждается, какое ужасное качество дизайна. Если сравнить с тем, как выдаются учебники в Германии, Британии... это же разница!
"ДС" Минобразования пыталось реформировать систему отбора учебников. Но проблема осталась. Что же пошло не так?
Н.С. Уже несколько раз меняются правила отбора, и все время очень много несовершенств. На проверку фактажа выделяется очень мало людей, на оценку одной рукописи направляют трех экспертов. Плюс установленные короткие сроки, за которые они не могут качественно оценить учебник. Кроме того, часто проверкой занимаются одни и те же люди, одна организация, ИМЗО (Институт модернизации содержания образования. — "ДС"), которая себя дискредитировала. Очевидно, надо забирать эту функцию от одного учреждения и начать сертифицировать экспертов.
"ДС" Как создать базу экспертов, которые будут давать по-настоящему профессиональную оценку учебникам?
Н.С. Другого выхода нет — нужно готовить пул независимых экспертов, которые будут нести ответственность. На сегодня рецензенты являются анонимными. Только в некоторых случаях издательство может настаивать, чтобы их имена рассекретить. Об экспертах почти ничего не известно, и они не несут ответственности за то, что пропускают в печать. Все учебники, где предлагают содой лечить рак, где фотожабы с Ривзом, где указана неправильная дата основания Киева, — они же все пропущены экспертами. Поэтому мы видим, что такая система себя не оправдывает.
Государству следует пойти на сертификацию экспертов. Чтобы издательство имело право выбирать, к кому обращаться за экспертизой, но эксперт был фактически под присягой. И если ошибка следует — наступает ответственность. Как по мне, мягким наказанием должен быть отзыв сертификата, а в некоторых случаях следует доходить до административной ответственности.
Еще один момент: эксперты должны сами устанавливать время, которое им нужно для проверки рукописи. Тогда будет конкуренция среди тех, кто сможет выдержать баланс скорости и качества.
"ДС" Минобразования предлагает ввести общественные обсуждения учебников на втором этапе конкурса. Как вы думаете, это имеет смысл?
Н.С. Нет, я думаю, нет. Контент должен быть авторским. А обсуждать авторское произведение — это мы как-то возвращаемся к авторитарным временам. Это будет только снижать качество учебников. Мне кажется, стоит доверять тем, кто учит, и предоставлять право выбирать учебники учителям.
Вместо общественных обсуждений лучше создавать качественную экспертную базу. Нужна экспертиза учебников о том, соответствует ли контент государственному стандарту, концепции НУШ (Новой украинской школы. — "ДС"), принципам научного мышления. Также важна экспертиза антидискриминационная — чтобы не было контента, который оскорбляет чувства этические или культурные. Еще важно проверять, насколько контент соответствует современным методикам. Здесь обсуждения не подойдет, потому что программа, которая используется в одной школе, будет немножко отличаться от программы другой школы. Хотя все они должны соответствовать государственному стандарту.
"ДС" Еще одно предложение от МОН — повысить ответственность издательств за ошибки в учебниках. Как это можно сделать на практике?
Н.С. Отзывать тираж и обязывать допечатывать за свой счет, если в учебнике есть большое количество опечаток или ошибок. Но для этого и нужна качественная экспертиза, чтобы издательство, наняв хороших экспертов, могло подстраховаться и избежать лишних затрат. Издательства и сегодня платят за экспертизу, и они будут заинтересованы в том, чтобы она была качественной. Поверьте, издательству есть за что нести ответственность. Поэтому надо разделить ответственность за техническое исполнение продукта (надлежащая четкость шрифта, заявленное качество бумаги, отсутствие вредных материалов) и за то, в чем у издательства может и не быть полной экспертизы (собственно наполнение учебников).
"ДС" Отдельной проблемой, которую широко обсуждает общество, является наличие учебников христианского воспитания и основ семьи. В этих пособиях изложены весьма сомнительные с точки зрения науки и этики вещи относительно семейной и сексуальной жизни, взглядов на религию. И их согласовывает Минобразования. Как быть с этим?
Н.С. Здесь нужна дискуссия. Она должна быть тщательная, должны быть привлечены все заинтересованные стороны, должна быть очень качественная модерация. Необходимо донести, что нельзя включать в программу содержание, не соответствующее стандарту современной цивилизации. Это может быть в частной школе, где люди специально платят деньги, чтобы им этот "домострой" преподавали. Но за счет государственного бюджета этого не должно быть. Министерство образования должно задать стандарт, они не пропускают контент, который противоречит правам человека или законодательству — а оно у нас запрещает дискриминацию. Кроме того, образовательное законодательство ориентировано на развитие критического мышления, на научно обоснованный подход.
"ДС" Как следует изменить систему, чтобы избежать проблемы ошибок в учебниках в будущем?
Н.С. Здесь мы подходим к самому интересному вопросу. А какая вообще роль учебника в современном мире? Первые учебники выпускали еще в XIX столетии, когда печатной книги почти не было и знания распространялись очень медленно. Да что там, еще в 1920-х годах неграмотность была распространенным явлением. Тогда учебник действительно был светочем знаний. Но с тех пор очень много изменилось. Информации стало гораздо больше. Увеличилось количество носителей экспертизы. И в такой ситуации учебник уже не может выполнять функцию единственного источника информации.
А рассматриваем ли мы вообще учебники с точки зрения инструмента, который помогает разобраться в других источниках информации? Если учебник будет выполнять такую роль, то тогда снимется часть вопросов, связанных с тем, кто является авторами. Сразу будут определенные квалификационные требования. Авторами учебников должны быть в первую очередь специалисты по обучению — не так предметники, как люди, которые понимают, как организовано внимание.
Второй момент, который поможет избежать ошибок, — это цифровые носители. Стоит переходить на цифровые средства обучения в качестве основных. Во-первых, в них гораздо легче исправлять ошибки, во-вторых, гораздо легче обновлять контент, если есть основания — доказано какой-то факт или сделано открытие. И тогда, для того чтобы дополнить учебник, не надо будет отозвать целые бумажные тиражи, на которые тратят огромные средства.
Еще один важный нюанс — в Украине очень измельченные области знаний. Например, в системе высшей школы Великобритании или США есть предмет Science, у нас же изучают отдельно биологию, химию, физику. По всем предметам печатают отдельные учебники, и это не облегчает жизнь учеников. Задания очень часто оторваны от жизни. Ученик думает о том, как ответить у доски и как составить контрольную, а не о том, как разобраться, как все работает в жизни.
Я считаю, что нужно предоставить педагогам возможность самостоятельно выбирать учебники. В Британии школа получает бюджет на учебные материалы, и учителя выбирают самостоятельно, по какой книге преподавать. Это способствует развитию рынка учебных материалов. Стоит доверять педагогам. Потому что у нас на День учителя все говорят, что педагоги — святые люди, а когда речь идет о том, чтобы они сами формировали учебный план, то сразу все говорят, что они не готовы к таким реформациям.
Не стоит так долго держать педагогов в роли стаффажа, когда они просто приходят, заполняют журнал и задают стандартные вопросы, которые уже всем надоели. Надо быть последовательным. Если прописана в законе академическая свобода, то она должна быть реальной.
Процесс обучения нужно разнообразить! Почему для школы должны быть скучные учебники, а для людей, которые хотят разобраться в химии или физике в зрелом возрасте, контент должен быть гораздо интереснее? Мы видим, что сейчас развивается популяризация науки. Появился журнал "Куншт", есть несколько радиопередач, есть YouTube-каналы... Это очень классный контент! Он должен быть доступен в школе. Возможно, здесь нужно привлекать родителей, возможно, стоит спросить мнение самих учащихся.