Михаил Радуцкий: Чтобы провести медреформу в Киеве, парламенту предложат поменять закон о столице
"ДС" Почему анонсированное в начале 2015 года реформирование медицинской отрасли в столице так и не началось?
М.Р. У Киева готово все для проведения медреформы. Но пакет реформаторских законов буксует в профильном комитете Верховной Рады. Политики заигрались в популизм, спекулируя даже на медицине. Хотя и Минздрав, и Кабмин, и профильный парламентский комитет согласны относительно базового принципа: деньги должны ходить за пациентом. При таком подходе к финансированию медучреждений деньги выделяются не по количеству коек в больницах (независимо от того, заполнены они или нет), а за оказанные киевлянам медуслуги. Но данный принцип пока невозможно внедрить, поскольку в Украине на законодательном уровне нет определения - что такое медицинская услуга. Без этого реформа не может продвигаться. То, что после таких нововведений медицина станет платной - неправда. Ни один из реформаторских законов, которые подаются, не несет в себе изменений 49 и 22 статей Конституции Украины. Стоимость медицинских услуг необходимо определить для того, чтобы бюджет мог оплачивать лечение киевлян по установленным тарифам.
М.Р. У мэра Киева Виталия Кличко есть идея предложить парламенту внести изменения в "Закон о столице". Это позволит провести медреформу на уровне Киева, не дожидаясь, пока центральные власти примут такое решение для всей страны.
М.Р. Вначале нужно провести два дорогостоящих аудита. Первый даст представление, какая материальная база у нас есть в медицине. Второй - как мы можем ее использовать. На каждый аудит уйдет примерно полгода, но их можно проводить одновременно. У Киева нет средств на такие исследования. Но если Верховная Рада примет решение, что столица самостоятельно идет по пути реформ, средства можно привлечь, например, у Всемирного банка. Причем не кредитные, а грантовые. Аудиты покажут, куда без надобности утекают бюджетные деньги, предназначенные на медицину. Например, в Киеве площадь недвижимости, принадлежащей медучреждениям, составляет 1,6 млн кв. м. А если добавить сюда еще клиники, которые подчиняются не Киеву, а Минздраву, Академии наук и другим структурам, то в сумме получится 2,2 млн кв. м. Эта площадь в 2,5 раза больше, чем необходимо по нормативам Всемирной организации здравоохранения для развитых стран. Учитывая сегодняшнюю стоимость коммунальных услуг, даже ничего не реформируя, а просто приведя эти площади к мировым стандартам, можно сэкономить огромные деньги и пустить их на закупку медикаментов, оборудования и т. д. Сдавать или продавать эти помещения не нужно. В Киеве острая нехватка домов престарелых, хосписов, паллиативной помощи. Освободившиеся больничные корпуса можно переоборудовать под такие заведения. С помощью высвободившихся квадратных метров можно также решить кадровую проблему. В городе не хватает врачей и медсестер, потому что зарплата у них просто нищенская - 2,2 тыс. грн. максимум. Можно выдавать им общежития или гостинки через несколько лет работы. Если реконструировать под жилье "лишние" больничные здания, можно получить 40 тыс. квартир или комнат.
Минздрав, Кабмин и профильный парламентский комитет согласны относительно базового принципа: деньги должны ходить за пациентом. При таком подходе к финансированию медучреждений деньги выделяются не по количеству коек в больницах (независимо от того, заполнены они или нет), а за оказанные киевлянам медуслуги
М.Р. Они помогут создать единое медицинское пространство. Сейчас, например, Институт ортопедии не находится в подчинении Киева. Нет, город не претендует на науку, но официально 65% пациентов, которые лечатся в этом институте, - это киевляне. А по неофициальным данным, их 95%. Зачем тогда город содержит пустые ортопедические койки в киевских муниципальных больницах? Мы просто тратим деньги. Из бюджета Украины в год выделяется 46 млрд грн. на медицину. Для Киева годовое финансирование этого направления составляет 3,8 млрд грн. Из них 83% - это зарплаты и коммуналка. Только проведя аудиты и создав единое медицинское пространство, мы сможем уменьшить затраты в 2,5 раза. Высвободившиеся деньги можно направить на медикаменты и закупку оборудования. После этого необходимо определить на законодательном уровне, что такое медицинская услуга, и ввести систему ценообразования, как DRG в Германии. Это позволит классифицировать заболевания, чтобы определять стоимость их лечения. Создание такой системы в Украине также готов профинансировать Всемирный банк. На последнем этапе мы создадим Национальное агентство по закупкам. Оно будет подчиняться не Минздраву, а напрямую премьер-министру. Для управления агентством мы планируем пригласить одну из ведущих мировых аудиторских компаний. Это будет страховкой от коррупции, ведь через эту структуру будут идти огромные деньги. Я не помню ни одного министра здравоохранения, увольнение которого проходило без скандала с закупками. Когда город (или страна) перейдет на обязательную страховую медицину, Нацагентство будет закупать не медикаменты (этим будет заниматься каждая отдельная клиника), а медицинские страховки. В торгах на конкурентных основаниях будет участвовать и муниципальная страховая компания.
М.Р. Нет, компания будет работать по законам рынка, льгот у нее не будет. Она нужна для того, чтобы город мог обеспечивать страхование для социально незащищенных слоев населения. Зарабатывать такая компания сможет на других видах страхования, потому что медицинское страхование во всем мире является неприбыльным делом. Чтобы получать прибыль, страховщику придется развивать и предлагать клиентам другие продукты - автомобильное, имущественное страхование и пр.
"ДС" Но до сих пор в Киеве не было коммунального предприятия, которое успешно конкурировало бы на рынке без льгот от муниципалитета...
М.Р. Таким предприятием, например, является КП "Фармация". Полтора года назад мы приняли его с убытком в 46 млн грн., с пустыми складами без запаса медикаментов. Мы сменили менеджмент и пресекли воровство. Сейчас у предприятия нет ни копейки убытка или долга. КП продает 200 наименований лекарств социально незащищенным слоям населения с большими скидками, в этом году они открыли 30 новых аптек. При этом никаких преференций на тендерах "Фармация" не имеет, она выходит на торги вместе с другими аптеками. Если у последних цена лучше, они побеждают. Компенсаций от города за то, что "Фармация" продает лекарства по низким ценам, тоже не предусмотрено. Задача этого КП - социальная функция, и цены они снижают за счет своей прибыли. При этом небольшая прибыль у них все равно остается.
М.Р. Силами программистов КГГА, не выделяя дополнительно ни копейки, мы уже создали Реестры инсулинозависимых пациентов и остатков медикаментов в больницах. Первый, например, позволяет сэкономить на закупке инсулина для так называемых "мертвых душ". Потому что раньше главврачи выписывали инсулин для несуществующих пациентов.
В перспективе планируется создание целой системы "Электронное здравоохранение". Но это дорогостоящая программа, которая обойдется только одной клинике на 60 коек в $1 млн. Сейчас идет подготовка инвестиционного конкурса на ее создание. Инвестору такой проект будет, безусловно, интересен, поскольку он сможет зарабатывать и на обслуживании программы в будущем и на предоставлении доступа к ней частным клиникам и аптекам. В нее также будет входить и система "Электронный рецепт". Она освободит врачей от множества ненужной писанины и сделает их работу более комфортной.