Мемориал, который нужен на вчера. Будет ли в Украине свой Арлингтон
На третий год полномасштабного вторжения России в Украину вопрос массовых захоронений павших воинов становится острее. Дискуссии сводятся к одному: Украине нужен Национальный военный мемориал "на вчера"
Сейчас специалисты работают над созданием Национального военного мемориала, но этот процесс крайне сенситивен и непрост. Вероятно, к осени похорон там не будет. В украинских крематориях хранится прах погибших военных, однако хранение после года платное, и семьи иногда забирают прах и хранят дома, а часто хоронят на местных кладбищах.
Где хоронят павших воинов сейчас?
Один из лучших примеров мемориала павших военных в Украине — Марсово поле. Это военный мемориал во Львове, который расположен на территории известного Лычаковского кладбища. Он — не новый, его открыли советские власти еще в 1944 году — тогда там хоронили погибших во Второй мировой войне. Еще до признания этого места мемориалом, там хоронили воинов австрийской армии и союзников, павших в Первой мировой. Но с 2014 года эта локация вновь стала актуальна для захоронений погибших в войне с Россией.
В мае 2022 года Львовский городской совет решил переоборудовать Марсово поле, оставив его только для захоронений украинских героев и создав парк-сквер памяти Героев и мемориальную площадь, а бренные остатки военнослужащих советской армии и других похороненных перезахоронить. Сейчас на кладбище продолжается эксгумация, по результатам первого этапа которой там обнаружили останки 653 человек, 26 из которых – периода Первой мировой, часть – Второй, но больше всего – послевоенного периода. Эти захоронения перенесут на другие поля или в депозитарий, а найденные вещи погибших — во Львовский исторический музей.
Однако Марсово поле — скорее исключение. Обычно военных часто хоронят неорганизованно и кое-как: на городских или сельских кладбищах, рядом с их родными или случайными людьми. В Киеве до сих пор не существует ни мемориального комплекса, ни кладбища. Максимум, который может предложить столица страны родственникам погибших, — отдельные поля для захоронений военных на городских кладбищах. В областных центрах для них также обустраивают отдельные военные поля, как, например, сделали в Чернигове и Одессе.
Героя Украины Дмитрия Коцюбайло ("Да Винчи"), погибшего 7 марта 2023 года, похоронили на Аскольдовой могиле в Печерском районе столицы. Там же похоронен Андрей Пильщиков ("Джус") – известный военный летчик, погибший в августе 2023-го.
"Если мы сегодня не будем понимать не то чтобы неотложность вопроса, а хотя бы единого унифицированного кладбища в столице, дальше мы можем говорить об унифицированных кладбищах по всей Украине — по моему мнению, это должен иметь какой-то единый вид. Это огромный стыд, что сегодня мы должны сталкиваться с тем, что семьи наших героев задаются вопросом, где им хоронить бойцов", — отмечала военный медик и волонтер Алина Михайлова.
В регионах павших бойцов иногда чествуют рядом с советскими мемориалами славы. К примеру, такая ситуация возникла в Виннице. Главный архитектор Винницы Евгений Совинский отмечал, что от общества был запрос разобраться со смыслами и содержанием, которые заложены в такое соседство. По его словам, процессы разделения и сегментации продолжаются в городе. В целом городские архитекторы ждали от государства унифицированных указаний по военным кладбищам, а не дождавшись, начали принимать хаотичные решения по своему усмотрению.
Мемориал в Гатном
Власти занимаются созданием Национального военного мемориального кладбища в Гатном, которое сможет вместить 150 тысяч могил. Это Фастовский район Киевщины, где под строительство должны выделить 265 гектаров земли. В конце лета – начале осени 2024 года там планируются первые захоронения. О необходимости такого комплекса говорили еще с 2014 года, активно дискутировали, раздавали обещания и предложения по разным локациям (например, в Быкивне или на Лысой горе), но конкретные действия начались только сейчас.
По словам исполняющего обязанности министра по делам ветеранов Александра Порхуна, в конце марта начались подготовительные работы первой очереди строительства. "После подготовительных работ рассчитываем выйти на непосредственное строительство первой очереди Национального военного мемориального кладбища", – сказал он.
Первую часть Мемориала планируется ввести в эксплуатацию до конца августа – начала сентября. Предполагается, что в это время там уже можно будет хоронить военных. На этом этапе будет организован заезд на кладбище, площадь перед входом в комплекс, площадь для проведения церемониала и первый сектор для захоронений. Построить весь комплекс собираются к 2027 году.
От обычного кладбища мемориальное кладбище отличает необходимость постройки также музейного комплекса. Кроме того, ожидается построение всех необходимых ритуальных сооружений для полноценного и достойного чествования павших. По данным Министерства ветеранов, кладбище будет учитывать комплекс сооружений и площадей: военное кладбище, колумбарий, ритуальное здание, современный крематорий, музей, вспомогательные сооружения для организации почетных захоронений и поминальных обедов. Минветеранов также обещает не вырубать лес, ведь "идея Национального военного мемориального кладбища — это идея важного объекта национального значения в лесу, среди деревьев и покоя". Вырубают только 10% больных деревьев, а также деревьев в аварийном состоянии, а остальные зеленые насаждения обещают оставить нетронутыми.
Параллельно Минветеранов создает цифровую карту захоронений для Национального военного мемориального кладбища. На ней будет информация о каждом погибшем герое или героине, месте прохождения службы, месте гибели и короткой истории жизни. "У нас амбициозные планы сделать эту карту захоронений на всей территории нашего государства", — говорил Александр Порхун.
Отметим, что решение о строительстве Мемориала в Гатном не встретило одобрения среди многих родственников военных. Так, они даже выходили на протест против этой локации, ведь, по их мнению, объект должен был бы располагаться в пределах Киева. Гатное же находится в 10 километрах от столицы, что неудобно не только для близких павших воинов, но и для других людей, которые захотят отдать честь борцам за независимость Украины и вообще ознакомиться с историей украинско-российской войны в будущем.
Международный опыт
Создание Национального военного мемориала – подражание мировой практике. Подобные места есть во многих странах мира и, как правило, надгробия у всех военнослужащих, героически погибших в бою, одинаковы.
Так, будущий мемориал в Гатном уже называют "Украинским Арлингтоном", под названием военного кладбища в США, пример которого берут за основу.
Арлингтон (штат Вирджиния) является частью целого комплекса, так называемой United States National Cemetery System. Однако в Арлингтоне похоронены не только военные, но и политики. К примеру, там похоронены президенты (Уильям Тафт, Джон Кеннеди) и их жены, судьи Верховного суда, астронавты (Майкл Андерсон), писатели и врачи. В настоящее время кладбище насчитывает около 300 тысяч могил.
Также свое Национальное мемориальное кладбище имеет Хорватия. Он расположен в городе Вуковар на границе с Сербией. Это крупнейшее массовое захоронение в Хорватии и Европе после Второй мировой войны, посвященное жертвам Хорватской войны за независимость, которая длилась с 1991 по 1995 год. Кладбище было создано в 1998 году. Этому предшествовал процесс эксгумации, идентификации и захоронения жертв братской могилы на Новом кладбище в Вуковаре, а параллельно с этими процессами началось обустройство Кладбища хорватских ветеранов — нынешнего Мемориального кладбища. Сначала необходимо было разминировать всю площадь будущего кладбища, а затем расчистить покрытую лесом площадь около 60 тыс. м2. На кладбище было эксгумировано 938 тел и установлено 938 белых крестов.
Интересен также пример Кореи с ее Мемориальным кладбищем ООН в городе Пусан. Это мемориал военнослужащим многонационального контингента ООН, погибших в Корейской войне, и единственное кладбище ООН в мире. Он был создан в 1951 году, а сейчас кладбищем руководит Комиссия по Мемориальному кладбищу ООН, состоящая из представителей 11 стран. На кладбище около 2300 могил, а его площадь – более 14 гектаров.
Хотя Украине следует обращать внимание на опыты других стран в организации мемориалов после больших войн, полностью копировать условный Арлингтон, имеющий специфическую концепцию, бессмысленно. Украинско-российская война – самая масштабная в Европе со времен Второй мировой. Даже количество гектаров, выделенных властями под кладбище в Гатном, свидетельствует о понимании государством этого момента. Важнейший нюанс каждого военного мемориала, который можно вынести из мирового опыта, — унификация могил, так что если придерживаться устойчивой стилистики, добавив к ней украинский контекст, Украина сможет представить достойный героического поступка павших комплекс. В идеале, если в этом деле сойдутся скорость и качество, ведь многие родственники погибших уже достаточно долго ждут возможности почтить родных.