Медреформы больше нет? К чему приведут кадровые скандалы в Минздраве

Глава НЗСУ Олег Петренко заявил, что у него фундаментальные разногласия с командой министерства
Фото: УНИАН

Глава Национальной службы здоровья Украины Олег Петренко подал в отставку - свое желание уйти с должности объяснил слишком разными фундаментальными ценностями между ним и людьми, которые сейчас занимаются трансформацией отечественного здравоохранения. Заявление Петренко вызвало шквал комментариев о том, что новый Минздрав попросту сворачивает реформу, которая в следующем году должна была коснуться вторичного и третичного звеньев системы здравоохранения. Между тем глава Минздрава Зоряна Скалецкая заверила, что реформа будет идти своим ходом. Но что на самом деле ждет украинских медиков и пациентов?

Кадровые скандалы стали главной отличительной чертой работы нового Минздрава. В прессе куда чаще звучат истории о кадровых перестановках в министерстве, чем сообщения о том, какие шаги предпринимает ведомство для оздоровления вверенного ему населения. Началась работа Скалецкой со скандала, связанного с "людьми Супрун". В конце сентября новый министр анонсировала проведение внутреннего аудита в Минздраве - так она отреагировала на открытое письмо, в котором старые сотрудники министерства жаловались, что новое начальство собирается уволить всех ключевых людей, работавших над реформой здравоохранения вместе с Ульяной Супрун. Поводом для появления такого письма стало предложение уволиться, озвученное замминистра Михаилом Загрийчуком, гендиректору директората медицинских услуг Оксане Сухоруковой. Анонсированный аудит превратился в повод позубоскалить: работники министерства выкладывали фото очередей на входе в здание - работников заставляли регистрироваться в бумажном журнале. Пока "старая" команда противостояла "новой" (многих из которой связывали то с фармацевтической мафией, то с командой Януковича), министр хранила стойкое молчание, а за нее на пресс-конференциях отдувались не должностные лица Минздрава, а советник Скалецкой, политтехнолог Дмитрий Раимов. Который, впрочем, в конце октября уволился с должности, хотя до этого всячески излучал оптимизм относительно радужных перспектив сотрудничества с новой командой министерства.

Следующий кадровый скандал - увольнение Скалецкой в начале ноября всех своих советников. Поработать в Минздраве они успели полтора-два месяца. Тогда говорили о том, что некоторые советники слишком активно вмешиваются в работу ведомства, продвигают интересы отдельных групп влияния. Скалецкая заявила, что слова советников общественность воспринимает как позицию министерства, а это не всегда так.

Наконец, неделю назад из министерства уволился участник первого скандала - замминистра Загрийчук, а 25 ноября о своем решении оставить должность главы НСЗУ заявил Петренко.

Все эти кадровые скандалы словно ширма скрыли реальную работу Минздрава. Глава ведомства широкую общественность откровениями не баловала: украинцам раз за разом повторяли, что реформа будет - вот только ее немного подправят. В каком месте подправят, как и кто именно - эти все вопросы оставались без ответа. В итоге и медики, и пациенты начали говорить о том, что очередной этап медреформы не просто сдвинут с января на апрель, как это неоднократно анонсировал глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий, но всю медреформу просто остановят. Показательно, кстати, что именно Радуцкий сегодня - одна из главных фигур в отечественном здравоохранении. Нардепу постоянно припоминают, как он назвал Скалецкую "своим человеком", да и сама нынешняя министр не скрывает, что именно Радуцкий, к примеру, советовал ей людей на должности в министерстве. Радуцкому самому прочили должность главы Минздрава, однако он предпочел возглавить парламентский комитет. Хотя злые языки поговаривают, что именно он - настоящий министр здравоохранения без портфеля.

Говоря о проводимой в стране медреформе, Радуцкий постоянно подчеркивает, что она - заслуга не Ульяны Супрун, а Александра Квиташвили. При этом обещает, что то, что уже работает, трогать не будут, а вот то, что еще не запущено, подправят. К примеру, он уверен, что бюджетных денег в стране на профилактику, лечение и реабилитацию украинцев в ближайшие годы все равно будет не хватать, так что необходимо вернуться к принципу сооплаты. Его народные депутаты прошлого созыва с позором отвергли, называя нарушением конституционного права на бесплатную медпомощь. Нынешний созыв еще вопрос не рассматривал.

Впрочем, судя по цифрам бюджета-2020, государственных денег не хватит даже на запланированный Минздравом объем медуслуг. В начале этого года команда уже бывшего главы Минздрава анонсировала запуск с июля бесплатной программы диагностики - в нее должны были войти 54 лечебные и диагностический процедуры. Однако в июле программа так и не заработала - выделенные на нее средства перераспределили на первичку.

Осенью 2019-го впервые утвердили средства на программу медгарантий, в рамках которой каждому украинцу должен быть гарантирован определенный пакет медицинских услуг. Но что именно войдет в этот пакет, до сих пор неизвестно - государство обещает оплачивать услуги первичной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, а также экстренной, паллиативной медицинской помощи и реабилитации. За остальное нужно будет доплатить. Подробный перечень бесплатных услуг и сколько государство готово выделить на каждую из них, Минздрав обещает обнародовать уже года полтора. Дата из последнего обещания - конец 2019-го.

Однако в НСЗУ еще до принятия бюджета на следующий год говорили, что заложенные 72 млрд грн на программу медгарантий - мало, сумму нужно увеличить хотя бы на 8,6 млрд грн. Но пожелания НСЗУ оставили без внимания. Вполне вероятно, что увольнение Петренко связано с нежеланием нести ответственность за весьма ожидаемый провал программы медгарантий. Например, эксперты говорят о том, что озвученная, к примеру, сумма за роды в 8500 грн не покроет затраты и пациентам все равно придется доплачивать за якобы бесплатные услуги.

С запуском реформы вторичного и третичного звена связаны и зарплаты медиков - сегодня хирурги и офтальмологи получают в несколько раз меньше, чем врачи почти реформированной первички. Отсюда и конфликты среди медиков, и попытки врачей заработать на пациентах. К тому же реформа предусматривает сокращение врачей - зачем платить 10 хирургам в районной больнице, если все ездят на операции в областной центр? На плечи медучреждений, которые уже с января 2020-го должны стать автономными некоммерческими организациями, возложена забота и о содержании помещений, и об оснащении медоборудованием, и об оптимизации штатов. Союзниками в этом деле должны стать местные власти - затраты за предоставленные медуслуги НЗСУ будет компенсировать только тем больницам и поликлиникам, которые соответствуют целому списку требований. При этом Петренко еще в начале этого месяца признавал: лишь треть медиков с воодушевлением воспринимают грядущие изменения.

А уже в конце ноября Петренко заявил, что у него фундаментальные разногласия с командой министерства: "Отсутствие одинакового понимания цели, сложности процессов, общей ответственности и постоянный поиск простых решений в сложных вопросах не помогают находить общий язык и постоянно становятся камнем преткновения". И подчеркнул, что "Нацслужба здоровья точно не должна быть "бухгалтерией" при Министерстве здравоохранения". Скалецкая эту колкость пропустила мимо ушей и отметила, что Петренко благодарна, а реформа будет идти своим ходом.

Между тем в благотворительной организации "100% Життя" отставку Петренко уже назвали опасным и четким сигналом угрозы медреформе и системе здравоохранения в целом. "У нас уже было время по достоинству оценить политику и ценности новой команды относительно назначения на ключевые должности в министерстве людей, которые имеют непосредственные связи с фармацевтическим лобби, и лиц, которые связаны с коррупционными схемами. И считаем эту практику недопустимой", - отметили в организации. А в соцсетях под заявлением Петренко появляются посты о том, что, видать, кто-то "нужный" уже положил глаз на бюджет НСЗУ.