• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Матери-основательницы. Как женщин выгнали из IT

В середине прошлого века программирование считалось немужским занятием
Реклама на dsnews.ua

В первые годы развития информатика считалась женской отраслью, первым американским компьютером Eniac управляли шесть программисток. Сегодня программирование называют неженским делом, - пишет The Wall Street Journal.

Сексизм в индустрии новых технологий так же стар, как и сама отрасль. Согласно служебной записке британского правительства в 1959 г. неназванной компьютерной программистке поставили задачу обучить двоих мужчин. В записке отмечено, что у женщины "особый талант" для работы с компьютерами. Тем не менее уже через год мужчины стали ее менеджерами. Поскольку она принадлежала к другой категории госслужащих, у нее не было шансов получать вознаграждение на таком же уровне.

Женщины-операторы

Сегодня в Соединенных Штатах всего четверть позиций на должностях, связанных с информатикой и математикой, занимают женщины, при этом их число сокращается в течение последних 20 лет. Хуже всего выглядит ситуация в крупных компаниях. Согласно недавним сообщениям Google и Facebook лишь один из пяти инженеров в этих компаниях - женщина.

Женщины публично говорят о сексизме, преследованиях и дискриминации в отрасли, а сотрудник Google утверждает, что женщины биологически менее склонны к программированию.

Сперва компьютерное программирование боролось с двойной стигмой: оно воспринималось как физическая работа сродни работе на фабрике, а также считалось "женской работой", которая не требует особых умственных усилий. Женщины были госслужащими, однако принадлежали к низкооплачиваемому классу "машинных операторов". При этом они выполняли наукоемкую работу, включая системное программирование для всего: от сбора налогов до социальных услуг, взлома кода и научных исследований.

Неженское дело 

Реклама на dsnews.ua

"Женщин систематически вытесняют из этой области", - говорит Мари Хикс, историк технологии, профессор Университета Висконсин-Мэдисон, описавшая этот процесс в своей последней книге "Запрограммированное неравенство".

В послевоенный период руководители правительств начали выступать с заявлениями о том, что женщины не должны занимать высокооплачиваемые должности с долгосрочными перспективами, поскольку после вступления в брак они часто увольняются. В результате доходило до абсурдных случаев вроде "выхода на пенсию" талантливых программисток после достижения двадцатилетия.

В свою очередь власти сосредоточились на обучении групп молодых людей, ориентированных на развитие карьеры и управленческих качеств. Однако замещение опытных женщин мужчинами-новичками дало вовсе не тот эффект, на который рассчитывало правительство. "Власти тратили деньги и время, стараясь обучить и нанять идеального молодого человека, технократа, который сможет управлять людьми и машинами", - говорит профессор Хикс.

Между тем новички были не только менее квалифицированными, но и часто уходили из отрасли, считая ее немужской. Недостаток программистов заставил правительство Великобритании аккумулировать компьютеры в нескольких центрах, где еще остались программисты. По словам Хикс, власти рассчитывали на создание гигантских централизованных систем и игнорировали системы среднего размера и небольшие компьютеры, которые стали популярными в 1960-х годах и в конечном итоге привели к созданию персонального компьютера.

В результате британская IТ-индустрия потерпела крах. В 1968 г. осталась одна компания ICL - результат слияния трех других компаний. Несмотря на то что компания выполняла госзаказы, она сталкивалась с большими трудностями.

Часть женщин, вытесненных из госструктур и корпораций, создали свои собственные компании для программистов. Одной из них была Стефани Ширли - в своей деловой переписке она использовала имя Стив, чтобы избежать потенциального сексизма со стороны клиентов. В 1960-х годах она создала технологическую компанию Freelance Programmers, состоящую в основном из женщин. Она предлагала комфортные условия для людей с семьями, например, работу на дому - практика, которая в то время была почти неизвестна. (Компания, в итоге переименованная в Xansa, была продана в 2007-м почти за миллиард долларов).

Ширли говорит, что при создании бизнеса думала не о прибыли - это было "место работы, где я не была бы ограничена предрассудками или предвзятыми предположениями других людей о том, могу ли я что-то сделать или нет".

Программисток становится все меньше

В Соединенных Штатах, как и в Соединенном Королевстве, женщины начали заниматься программированием после Второй мировой войны. Все шестеро программистов первого американского компьютера были женщинами. Снижение числа программисток совпало с профессионализацией программирования в 1960-х годах.

Натан Энсментер, занимающийся историей компьютеров, отмечает, что один из первых и самых престижных учебных курсов в области программирования был основан в Принстонском университете, который в то время не принимал женщин. В закрытых лабораториях подобных учреждений и была создана мужская культура "героя" программирования.

Доля женщин, обучавшихся информатике, достигла пика в 1984 г. - 37%. И с этого времени постоянно снижается. Согласно отчету Accenture за 2016-й и по данным некоммерческой группы Girls Who Code, сегодня только 18% дипломов по информатике получают женщины. В Америке занятость женщин в IТ-секторе составляет 24%, и этот процент уменьшается, несмотря на сотни миллионов долларов, вложенных отраслью в поощрение разнообразия и инклюзии.

Стефани Палмери, совладелица инвестиционной компании Uncork Capital, говорит, что увеличение доли женщин в технологической отрасли связано в первую очередь с необходимостью увеличения количества женщин на влиятельных должностях - инвесторов и менеджеров. Это особенно важно на ранней стадии запуска стартапа. Если в компании десять сотрудников одного пола или этнической принадлежности, одиннадцатый сотрудник - если он выглядит иначе - может столкнуться с трудностями.

"Не стоит ожидать, что система "культурной подгонки" изменится без внешнего воздействия", - говорит Хикс. Не надо также рассчитывать на продвижение в "меритократии", если она не вознаграждает всех одинаково. Риск включения этих дефектов в систему возрастает в разы в связи с тем, что искусственный интеллект обучается набирать персонал - он делает ставки на "хороших" сотрудников на основе предыдущих предположений.

    Реклама на dsnews.ua