• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Жестокие законы демографии. Украинцы вымрут, а русские еще будут жить (ИНФОГРАФИКА)

Если мы не начнем плодить на своей земле украинцев, уже через пару поколений на ней будут хозяйничать мигранты
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Реклама на dsnews.ua

Недавно самая популярная на планете онлайн-база статистических данных - Всемирная книга фактов ЦРУ - обновила свою страничку об Украине, учтя сведения за 2016 г. Этот справочник содержит информацию о более чем 220 странах и территориях. Если посмотреть, в какой сфере украинцы сейчас выглядят особенно неблагополучными, то это вовсе не экономика, как можно было бы подумать, а демография.

Самое печальное наше "достижение" - четвертое место по смертности. Вряд ли тут может быть большим утешением то, что, по данным за 2015 г., мы занимали по этому показателю вообще второе место после Лесото в Южной Африке. В 2016 г. коэффициент смертности в Лесото не поправился и остался на уровне 14,9 умерших на 1000 жителей. В Украине названный коэффициент уменьшился на сотые доли, округленно - с 14,5 до 14,4. А обогнали нас Болгария и Литва с коэффициентом 14,5.

С противоположной стороны списка, включающего 226 стран и территорий, расположились богатые государства Аравийского полуострова, где смертность на порядок ниже: Катар (1,5), ОАЭ (2), Кувейт (2,2), Бахрейн (2,7), Саудовская Аравия (3,3). Среди европейских стран самой низкой смертности добились Исландия (6,3), Ирландия (6,5) и Албания (6,7). В "Большой семерке" - G7 - наиболее благополучно выглядят США (8,2), а наихудшие цифры показывает Германия (11,6).

Все наши соседи имеют довольно высокую смертность, но все-таки ниже, чем у нас: Словакия (9,8), Польша (10,3), Румыния (11,9), Молдова (12,6), Венгрия (12,8), Беларусь (13,3), Россия (13,6). Поэтому не будет преувеличением сказать, что Украина является эпицентром вымирания в Европе и на планете в целом.

У высокого коэффициента смертности бывают две основные причины: короткий срок жизни людей и низкая доля молодых в общем числе жителей.

Первая проблема характерна для стран с плохим и недоступным для многих жителей здравоохранением. Вторая - для промышленно развитых стран, в т. ч. европейских, где значительная часть или даже большинство женщин, особенно в городах, считают вполне достаточным иметь одного ребенка. А два ребенка - это зачастую уже практически несовместимо с карьерой, да и вообще с работой.

Украина имеет обе эти проблемы "в одном флаконе", будучи весьма индустриализированной и урбанизированной - и в то же время одной из самых отсталых в Европе, если смотреть на качество и доступность медицинских услуг.

Реклама на dsnews.ua

Понятно, что демографическую ситуацию не исправить за год или даже за пять лет. Именно потому эту тему редко поднимают политики: они предпочитают говорить о мерах, обещающих быстрый эффект. Однако если вообще ничего не предпринимать, то с каждым годом все будет только хуже.

Плоды подобного невмешательства мы пожинаем уже сейчас, когда в бюджете нет денег на повышение расходов на здравоохранение, потому что львиную долю прироста бюджетных доходов приходится пускать на погашение дефицита Пенсионного фонда. А поднять пенсионный возраст, скажем, до 65 лет нельзя, ибо средняя продолжительность жизни мужчин в Украине - всего 67 лет, ибо такое у нас здравоохранение при таком финансировании.

Конечно, для повышения продолжительности жизни нужны не только хорошо оснащенные медучреждения с высокооплачиваемым персоналом, но и нормальный уровень пенсий. Чтобы их хватало и на качественное питание, и на активный образ жизни, и на лекарства, и на медуслуги. Но тут еще один замкнутый круг. Для нормальных пенсий нужны отчисления с зарплат, однако эту идею категорически отвергают работники, уверенные, что им, как и нынешним пенсионерам, все равно будут выплачивать лишь мизерные пенсии.

И пока мы ходим по замкнутым кругам, ООН прогнозирует нам сокращение численности населения до 35,1 млн в 2050 г. и до 26,4 млн в 2100 г.

Это базовый, т. е. еще не самый худший вариант, предполагающий, что ситуация с рождаемостью несколько улучшится. Если же фертильность будет держаться на нынешнем низком уровне, то в 2050-м в Украине останется 33 млн жителей, в 2100-м - 18,8 млн. А если рождаемость будет и дальше падать, то к середине столетия украинцев будет насчитываться 31,3 млн, к концу века - всего лишь 15 млн. Втрое меньше, чем сейчас.

Впрочем, в прогнозных расчетах ООН можно найти и более оптимистичный вариант. Но он для Украины почти фантастический, покольку требует высокой рождаемости. Согласно этому прогнозу численность украинцев к 2050 г. снизится до 39,2 млн, к 2069 г. - до 38,3 млн, но затем вновь начнет расти и к 2100 г. достигнет 42,5 млн.

Как видим, мы забрели в настолько глубокую демографическую яму, что выбраться из нее сможем в лучшем случае через полвека, и то - если хорошенько постараемся. Тут совершенно недостаточно мелких решений и постепенных шагов, нужны какие-то радикальные меры.

Судя по имеющемуся опыту, даже серьезные выплаты при рождении второго ребенка не являются эффективным стимулом. Наверное, следует вообще отказаться от надежд, что можно как-то убедить или заставить городское население вернуться к модели семьи с двумя детьми. Нужно смириться с тем, что женщины и впредь будут следовать формуле: сначала - карьера, а потом, если получится совмещать, - ребенок. Один.

Скорее стоит подумать о тех женщинах, которые готовы родить и воспитать трех-четырех детей, если общество окажет им достойную материальную поддержку. Эти женщины будут заняты детьми как минимум лет десять, а то и все двадцать. После этого они точно не найдут себе достойной работы и вряд ли наберут необходимый стаж для трудовой пенсии. Возможно, пора признать, что быть матерью и притом воспитательницей троих детей - это общественно полезный труд, заслуживающий оплаты и затем пенсии.

По сути, мы стоим перед выбором: или плодить на своей земле украинцев, или уже через пару поколений на украинской земле будут хозяйничать мигранты. Украинский бизнес сам их пригласит, когда столкнется с острым дефицитом рабочей силы. И тогда уже они будут обеспечивать себе в Украине оптимистичный демографический вариант.

Срок жизни и число детей у женщин в Украине и в мире

По ожидаемой продолжительности жизни при рождении (этот показатель прогнозирует средний срок жизни новорожденных, если смертность в каждой возрастной группе будет оставаться на нынешнем уровне) Украина находится на 149-м месте из 224 стран и территорий, по которым ЦРУ собрало данные. Иными словами, если считать с конца списка, то мы 76-е среди тех мест на планете, где жизнь людей наиболее коротка.
Наименьшую продолжительность жизни имеют Чад (50,2 года), Гвинея-Биссау (50,6) и Афганистан (51,3), наибольшую - Монако (89,5), Сингапур и Япония (по 85). Срок жизни перевалил за 80 лет во всех странах G7, кроме США (79,8).

Показатель Украины - 71,8 года. Он выглядит неплохим на фоне многих африканских и некоторых азиатских стран, но позорен по европейским меркам. Во всей Европе короче, чем у нас, жизнь только в Молдове (70,7) и России (70,8). Нас обогнала даже Беларусь (72,7), и уж тем более мы отстали от соседей из ЕС - Польши (77,6), Словакии (77,1), Венгрии (75,9), Румынии (75,1).

По коэффициенту фертильности (этот показатель прогнозирует среднее количество детей у женщин, если рождаемость в каждой возрастной группе женщин будет оставаться на нынешнем уровне) Украина находится на 192-м месте из 224 стран и территорий, или на 33-м месте с конца: 1,54 ребенка на одну женщину. Лидером по фертильности является Нигер (6,62), а наихудший результат демонстрирует Сингапур (0,82). В G7 наиболее благополучно выглядит Франция (2,07), с помощью француженок арабского происхождения, наименее - Япония (1,41).

В Европе наилучшие цифры после Франции имеют Исландия (2,01) и Ирландия (1,98), наихудшие - Босния и Герцеговина (1,28), Румыния и Польша (по 1,34). Меньше, чем у нас, рождают женщины детей и в таких соседних с нами странах, как Словакия (1,4), Венгрия (1,44) и Беларусь (1,48), больше - в Молдове (1,56) и России (1,61).

    Реклама на dsnews.ua