Левые хулиганы. Кто такие чилийские "barra brava", устроившие поножовщину в Москве
Кубок Конфедераций в России мог быть образцовым с точки зрения отсутствия фанатского беспредела. Чтобы не повторить на репетиции ЧМ-2018 того, что происходило во Франции во время Евро-2016, где российские болельщики били и практически убивали британцев в Марселе, шумели немецкие "хулз" и польские "кибицы", власти устроили своего рода зачистку.
Сейчас понятно, что тогда российские власти, с подачи которых на Евро поехали "хулз", дали им выпустить пар, чтобы потом приструнить. На трибуны российских стадионов не пустили известных в фанатских кругах хулиганов, многие из которых уже давно не в движении. Полиция перестраховалась - российские болельщики обсуждали наличие черных списков. Не пускали всех или практически всех, кто хоть малейшее отношение имеет к околофутболу, независимо от того, проходили эти люди по административной или уголовной статье, или нет.
В итоге за 10 дней турнира на улицах принимающих Москвы, Сочи, Санкт-Петербурга и Казани потасовок не происходило. Драка таки случилась, но между футболистами Мексики и Новой Зеландии, из-за которой даже матч в Сочи прервали. Спокойно было аж до вечера 25-го июня, когда болельщики сборной Чили решили отпраздновать выход их сборной в полуфинал Кубка Конфедераций.
В Москве они устроили массовую драку с поножовщиной в Александровском саду. Участвовало 15 человек, двое получили ранения. Чилийцы подрались между собой, напомнив, что именно в Южной Америке все еще живут традиции футбольных хулиганов, которые умерли даже в Англии в далеких 80-х. О грозных британцах остались лишь воспоминания, которые иногда красят истории о фанате "Миллуола", который отбил нападение троих террористов. В основном сегодня "бритиши" - обычные толстячки с пивом, получающие по голове от русских. Но ребята "латинос" - совсем другой породы.
Футбольный фанатизм Южной Америки зародился в Аргентине. Там еще в XIX веке на спортивных поединках между сторонниками разных команд вспыхивали конфликты. В целом южноамериканский футбольный фанатизм известен под терминологическим наименованием "barra brava". По стилю поведения они похожи на европейских ультрас - красочная поддержка на трибунах, песни, заряды. Но в Южной Америке не существует деления на "ультрас" и "хулз", как в Старом Свете. "Баррас бравас" занимаются и тем, и другим сразу. Причем, очень часто, красочная поддержка своих во время матча заканчивается бойней даже со смертельным исходом. Не так давно во время матча чемпионата Аргентины между "Бельграно" и "Тальересом" фаната "Бельграно" Еммануеля Бальбо сбросили с трибуны и он умер от полученных травм. Позже оказалось, что убийца Бальбо ранее убил и его брата.
В Чили столкновения между футбольными болельщиками были известны с начала XX века, но "Баррас бравас" на постоянной основе появились в восьмидесятых и девяностых годах. В этом плане чилийцы отстали как от Аргентины, так и от Уругвая с Бразилией. Появление группировок было связано, в первую очередь, с местными воинственными дерби, такими как "Суперкласико" между "Коло-Коло" - "Универсидад де Чили". Чилийский футбольный хулиганизм явил миру две крупные группировки баррас бравас: "Los de Abajo", саппортящих "Универсидад де Чили", и "Garra Blanca", поклонников "Коло-Коло".
Между ребятами из этих группировок зачастую и происходят главные противостояния, как на футболе, так и за пределами стадиона. Так было и в Москве. В околофутбольных пабликах уже начали говорить, что именно "Коло-Коло" с "Универсидад де Чили" решили выяснить отношения подальше от родины.
Возникновение "Баррас бравас" имело и политическую составляющую. Крупные группировки возникали во времена "правого" режима Пиночета как оппозиция ему.
Garra Blanca - многотысячная группировка, которая поддерживает столичный, самый титулованный клуб страны "Коло-Коло". Она возникла как молодежное движение сторонников "Коло-Коло" в 1986 году. Причем объединились в нее беднейшие слои населения во времена репрессий со стороны режима Пиночета, чтобы заявить свою позицию на трибунах. Изначально группировка противопоставляла себя правому режиму Пиночета, несмотря на то, что он был почетным президентом "Коло-Коло". В ней было много индейцев, как и сегодня, и в целом "Баррас бравас" клуба "Коло-Коло" являются левыми. Сегодня, спустя столько лет, Garra Blanca ассоциируются с футбольным насилием, постоянными конфликтами с полицией, а также по неофициальной информации эта группировка имеет прямое влияние на корпорацию "Blanco y Negro", владеющей "Коло-Коло".
Los de Abajo начали формироваться в 1988 году и также придерживаются левых взглядов. На отношения с "Коло-Коло" и Garra Blanca сказалось как раз то, что Пиночет был почетным президентом этого клуба и помогал "Коло-Коло" построить стадион за деньги государства. С тех пор Los de Abajo, когда играют в Сантьяго против "Коло-Коло", пытаются разрушить стадион Пиночета.
Чилийский фанатизм в целом уже давно вышел за рамки одного только футбола, а стал поистине социальным явлением. Например, в 2003 году Los de Abajo стали одними из инициаторов создания "Juntos Más PODEMOS" - коалиции левых сил, которая включила в себя Коммунистическую партию Чили, а также ряд других организаций. И в 2005 году выставили своего кандидата на парламентских выборах.
Сегодня ряд политических сил в Чили опираются и поддерживают "Баррас бравас". И группировки Garra Blanca и Los de Abajo играют важную роль, поскольку объединяют под своими знаменами десятки, даже сотни тысяч людей. Они регулярно участвуют в социалистических митингах. В Чили при власти левоцентристы и левые (включая Социалистическую и Коммунистическую партии), которые не брезгуют использовать в политических целях и футбольных хулиганов.
В этом плане чилийская власть очень напоминает российскую. В России, разумеется, фанатские группировки не играют такую серьезную роль в политической жизни как в Чили. Но многие группировки транслируют политику власти, играясь в национализм. Яркий пример - поддержка "ДНР" с флагами на трибунах российских стадионов.
Собственно, власти необязательно брать на крючок особо непослушных представителей хулз. Намного проще их объединить и возглавить под общей идеей. Кого эти ребята будут бить, резать сегодня, пусть даже друг друга - не имеет значения. Главное, чтобы завтра они поддержали линию партии, вышли на митинг, поехали воевать или пришли на выборы с нужными голосами. Как в Чили, так и в России.