Квит берет шефство над контролером вузов
На прошлой неделе в ВР внесены очередные правки в закон о высшем образовании (законопроект №2280а). Их авторы, группа депутатов из БПП, "Народного фронта" и "Самопомочі" во главе с экс-первым проректором Херсонского госуниверситета Александром Спиваковским, предлагают уточнить критерии отбора членов Национального агентства по обеспечению качества образования. По ныне действующим правилам там не могут работать учредители частных институтов, ректоры государственных вузов и их заместители, руководители НАН и отраслевых академий. Законопроект дополняет этот перечень лицами, которые ранее были уличены в коррупции либо люстрированы. Кроме того, законопроект наделяет правительство правом досрочно прекратить полномочия членов Нацсовета, умудрившихся на этапе утверждения обойти эти ограничения. В пояснительной записке к законопроекту говорится: по-другому обеспечить отсутствие коррупции в Нацагентстве и гарантировать, что оно не станет центром лоббирования своих интересов отдельными вузами, невозможно.
Нацагентство изначально соз-давалось как всесильный регулятор на рынке образования. В его полномочия входят лицензионная экспертиза (с правом лишать вузы лицензий), контроль деятельности учебных заведений и распределения госзаказа на подготовку специалистов, разработка образовательных стандартов и "кураторство" присвоения ученых степеней и званий. И это на фоне практически полной независимости от Минобразования и науки (Нацагентство должно напрямую подчиняться Кабмину).
Еще на этапе обсуждения проекта закона о высшем образовании поползли слухи, что внесение в документ пунктов, прописывающих работу Нацагентства, пролоббировали ректоры вузов, в частности, так называемая группа ректора КПИ Михаила Згуровского. Таким образом руководители высших учебных заведений намеревались избавиться от жесткого министерского контроля и ближе подобраться к бюджетным деньгам. Ведь практически все государственные вузы крайне зависимы от размера госзаказа на подготовку специалистов, которым теперь должно ведать Нацагентство, а не чиновники Минобразования.
Согласно закону о высшем образовании в составе Нацагентства должно быть 25 специалистов, из которых 13 - выдвиженцы вузов. Весной этого года правительство приняло постановление о создании Нацагентства по обеспечению качества образования, практически полностью дублирующее основные нормы профильного закона. После этого для официального запуска новой структуры оставались лишь "формальности" - нужно было провести общий съезд вузовской и научной общественности, на котором проголосовать за кандидатов в Нацагентство. Он состоялся в начале июня, и все, казалось, шло гладко. Пока не вмешался министр образования Сергей Квит.
Уже через несколько дней после обнародования результатов выборов на сайте Минобразования появилось открытое письмо, в котором глава ведомства жестко раскритиковал решение преподавателей и потребовал от правительства признать результаты отбора членов Нацагентства незаконными. По мнению Квита, низкорейтинговые государственные и частные вузы вступили в сговор и попытались обеспечить себе большинство в Нацагентстве. Досталось от Квита и Дмитрию Фирташу. Он как глава Федерации работодателей Украины якобы не обеспечил коллегиального выбора своих представителей в Нацагентство, а попросту "назначил" их безо всяких обсуждений. Последней каплей стало появление в списке кандидатуры Виктора Бондаренко, который проходил как выдвиженец от нескольких вузов, в том числе КПИ. Бондаренко ранее возглавлял департамент аттестации кадров в Минобразования и был уволен в ходе люстрации. "Люстрация уберегла Бондаренко от многочисленных претензий в коррупции. Тяжело объяснить его успех в нынешних выборах. Из-за таких старых новых лиц общее недоверие к системе подготовки и защиты диссертаций неминуемо перейдет и на Национальное агентство", - указали в Минобразования.
Тогда же Квит предложил внести изменения в закон о высшем образовании, предусматривающие усиление контроля над выборами в Нацагентство и ужесточение критериев отбора кандидатов. А учитывая, что в пояснительной записке к новому законопроекту его авторы также ссылаются на "неудачный опыт" первых выборов, в том, что именно Квит пролоббировал появление этого документа, нет никаких сомнений. И, скорее всего, он не успокоится, пока в Нацагентство не наберут устраивающих его людей. С одной стороны, это понятно, ведь Сергей Квит вряд ли сможет проводить образовательные реформы, если не найдет общий язык с новым регулятором. Но с другой - это ставит под сомнение независимость Нацагентства, которое, собственно, и создавалось для того, чтобы нивелировать зависимость рынка образовательных услуг от министерства.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 13 июля 2015 г. (№ 28/738)