Квест "Чернобыль". Почему ложь фонит сильнее радиации
Мини-сериал "Чернобыль" стал сенсацией. Он вызвал восторг, слезы и замечания скептиков, которые больше всего на свете боятся оказаться в дураках. На самом деле, не важно, какие эмоции вызвал "Чернобыль". Важно, что у огромного количества людей появился интерес, желание узнать правду, разобраться.
Теперь под каждым роликом про ЧАЭС можно обнаружить комментарии: "Я здесь после просмотра сериала НВО". Достоинство "Чернобыля" не в исторической точности деталей, а в том, что авторы достучались до зрителя. Имена некоторых героев специально изменены, придуманы вымышленные персонажи и, главное, убийство ученого Легасова изображено как самоубийство.
Валерий Алексеевич Легасов — трагическая фигура. Человек, которого до сих пор многие коллеги считают предателем: ведь он поставил науку на первое место и разгласил секретные сведения.
Легасов жил в советском мире, где цифры и даты были важнее человеческой жизни. С самого начала строительство ЧАЭС происходило не по плану, с опозданием, о чем, собственно, свидетельствует Постановление ЦК КП Украины и Совета Министров УССР №179 "О ходе строительства Чернобыльской атомной электростанции".
Аварии в Чернобыле происходили и до 1986 г., правда, без столь трагических последствий. На этот раз сотрудников торопили с проектным испытанием турбогенератора №8 на энергоблоке №4 — эксперимент должен был завершиться к майским праздникам. И решение здесь принимал не заместитель главного инженера Анатолий Дятлов и не директор АЭС Виктор Брюханов, а вышестоящие инстанции. Существует также информация, что наиболее опытный и авторитетный персонал не использовался при проведении испытания именно для того, чтоб никто не возражал против ускоренного проведения мероприятия.
Некоторые сотрудники станции и жители Припяти знали, что "реактор уже идет в разнос". В ночь роковой пятницы начался массовый исход из Чернобыля. А 27 апреля 1986 г. в столице Украины ученые-физики знали если не о масштабах, то о факте аварии. В сериале это не показано, но даже когда официально информация была и оставалась закрытой, у населения существовала отлаженная система передачи информации "между строк".
Газеты об инциденте до майских праздников не упоминали. Да и первые упоминания никоим образом не передавали масштабов трагедии. Пресса сдержанно называла произошедшее "инцидент на ЧАЭС". 1 мая люди шли на демонстрацию, отдыхали на природе, купались и загорали. Сериал, который показывал пугающие кадры, обошел стороной многие не менее страшные темы: например, Киев как город, в котором несколько месяцев вообще не было детей — их вывезли в безопасную зону.
Легасов. Правда и смерть
Тип ученого, который готов рисковать своей жизнью ради истины и науки, на самом деле существовал и в советском кинематографе. В 1962-м появилась картина Михаила Ромма "Девять дней одного года". В нем физик-атомщик Гусев, проводя эксперимент, получает дозу радиационного излучения. Не в силах бросить начатое через какое-то время получает еще одну дозу — смертельную.
Фильм Ромма основан на реальных событиях, консультантом выступил ученый Игорь Тамм, который считается одним из отцов водородной бомбы. Впрочем, свою Нобелевскую премию Тамм получил по теме, непосредственно связанной с ЧАЭС, — теми самыми урановыми стержнями, которые во время рокового эксперимента в 1986-м стали нагреваться, а затем опустились в активную зону реактора. Тамм научно объяснил эффект Вавилова–Черенкова, отчего урановые стержни испускают красивое зеленоватое свечение.
Вымышленный эксперимент в картине "Девять дней одного года" отобразил аналогичные эксперименты, активно проводившиеся в 50–60 годах в СССР. Ленту показали на Западе, где критики отметили ее пессимистическое настроение и то, как этот пессимизм граничит с поэзией. Сериал "Чернобыль" вводит зрителя в похожее состояние. Звон радиации превращается в мелодию, а сам фильм — в квест. Мы знаем хронику событий, но смотрим все с тем же интересом.
Когда Валерий Легасов появился на месте аварии, то завоевал авторитет у местных сотрудников тем, что лично поехал измерять уровень радиации. Большинство же чиновников отсиживались в бункере.
Существовали отряды специального назначения, которые прочесали всю область и производили замеры. Теперь мы знаем, что распространялась радиация неравномерно: под реактором могло фонить меньше, чем в нескольких километрах от ЧАЭС, — все зависело от ветра. Мы знаем и о выбросах рутения, который вызывал странный кашель и першение в городах Украины и Беларуси.
Легасов прекрасно осознавал опасность нахождения в Чернобыльской зоне и все же провел там намного больше положенного времени. Вначале он сопровождал Бориса Щербину — одного из главных героев сериала. Образ Щербины также в некоторой мере собирательный. Он воплощает "положительного" чиновника. Но чиновников было несколько — они приезжали на несколько недель, получив допустимую дозу облучения, сменялись другими. В силу своей исключительной компетентности Легасов совершил семь длительных посещений зоны риска. Щербина же впоследствии занимался еще одной трагедией — землетрясением в Армении 1988 г.
По самоубийству Легасова много вопросов — где правда, где ложь. Да, члены семьи утверждали, что его планомерно доводили до суицида. Но радиация уже вынесла ему смертельный приговор. Валерий Легасов во что бы то ни стало хотел донести до мира правду, но у него оставалось не так много времени и возможностей. Ему противостояли партия, КГБ и коллеги. Еще в 1984-м Легасов стал первым заместителем директора Института атомной энергии им. Курчатова. Директором был Анатолий Александров. Кстати, Александров придерживался первой официальной версии, что виновниками аварии на ЧАЭС является обслуживающий персонал. Несмотря на это, уходя с поста, назвал своим приемником Легасова.
Изначально сотрудники института относились к Валерию Алексеевичу негативно — классические физики и академики-ретрограды не воспринимали химика-неорганика, готового озвучивать смелые заявления. В 1987-м состоялись выборы в научный совет института. По данным тайного голосования, за насчитали сотню и 129 против Легасова. До того на награждение подавались списки тех, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии. Михаил Горбачев лично вычеркнул имя Валерия Легасова. Но ученый никогда не был настолько тщеславным, чтобы покончить жизнь из-за наград или должности.
Сама смерть выглядела странной. У Легасова хранилось огнестрельное оружие, тем не менее он предпочел повеситься. Причем петля была завязана хитрым узлом и не из обычной веревки, а альпинистского троса. Кассета же с докладом об аварии оказалась частично затертой.
Именно факт убийства вызывает слезы на заключительных титрах. Запад никогда не поймет, как мало значила и значит на территории бывшего СССР человеческая жизнь, человеческое достоинство, а значит, и правда. Ложь фонит гораздо сильнее, чем радиация.
В поисках правды
Не только радиация имеет странный металлический привкус, но и картины, основанные на реальных событиях. Рядовой зритель часто дезориентирован — к чему придираться, чем восхищаться, не будет ли он, в конце концов, высмеян более циничными знакомыми, которых "не тронула данная клюква".
Ответ на этот вопрос дал гениальный Квентин Тарантино в своем фильме "Отвратительная восьмерка". Один из героев, чернокожий охотник за головами, таскает за собой "письмо Линкольна". Каждый воспринимает этот документ, исходя из своего характера. Но перед лицом смерти персонаж, который разоблачил ложь — письмо оказалось подделкой, хочет прочесть его и с восхищением повторяет выдуманные строчки.
"Чернобыль" — это не реконструкция событий, это памятник тем, кто погиб или погибнет от выброса радиации вследствие той аварии. Это один из немногих исторических фильмов, в котором используется саспенс. И зритель, зная, что же произошло в реальности, задается вопросом: что же произойдет в следующем эпизоде?
Чаще всего картины о подобных трагедиях снимались в пропагандистских целях. И были связаны с переписыванием истории или восстановлением исторической справедливости. Мы привыкли, что на такие фильмы выделяет деньги само государство, соответственно, и выгодно оно исключительно государству. В СССР больше всего картин снималось на тему Второй мировой войны, хотя скорее Великой Отечественной. За последние годы в Украине появилось несколько лент на исторические темы — разного качества, в основном не самого лучшего.
Но здесь мы, конечно, отстаем от России. Уже много говорилось о том, что "Движение вверх" (2017) — это полная калька "Чуда" (2004). "Движение" основано на победном матче сборной СССР над сборной США по баскетболу в 1972-м. В "Чуде" рассказывается о победе команды США над командой России в хоккейном матче 1980 г. Зачем авторам "Движения вверх" понадобилось плагиатить американский фильм, заменив хоккеистов баскетболистами, до сих пор остается загадкой. Зато в своей версии об аварии на Чернобыльской АЭС российские кинематографисты полностью откажутся от концепции НВО: зрителям предстоит увидеть ядерный матч между сборными командами ЦРУ и КГБ.
Интересно, что, выполняя пропагандистские задачи, некоторые режиссеры умудрялись создавать фильмы, которые двигали историю кинематографа. "Рождение нации" Дэвида Гриффита способствовало возрождению Ку-клукс-клана, но заслужило уважение не наличием белых колпаков на экране, а использованием параллельного монтажа. "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна создавался под специальную дату — 20-летие первой русской революции, и должен был стать масштабным полотном. Но ограниченный временными рамками режиссер сконцентрировал свое внимание лишь на одном эпизоде: бунте моряков на "Потемкине". Картина запомнилась жесткими штрихами: висящие очки, мчащаяся детская коляска, красный флаг в черно-белом фильме. Все это взяли на вооружение другие кинематографисты при съемке фильмов по реальным событиям: мы видим коляску на ступеньках в "Неприкасаемых" Брайана Де Пальмы, а в чебэшном "Списке Шиндлера" детское пальто в толпе вдруг загорается красным цветом.
Эйзенштейн снял еще несколько картин на историческую тему. Тот же "Александр Невский" долгие годы считался образцом антифашистской пропаганды, где крестоносцы символизировали гитлеровские войска. А фильм должен был начинаться с цитаты "Майн кампф". Между тем сам Эйзенштейн больше вдохновлялся оперой "Жизнь за царя" М. Глинки и "Садко" Н. Римского-Корсакова. "Иван Грозный" продолжает эту тему — мощное полотно поначалу пришлось по вкусу Сталину, ведь в исторической фигуре царя он видел самого себя. Но, когда кинозеркало стало говорить ему нелицеприятные вещи, расплачиваться за сказанное пришлось режиссеру.
Необходимо вспомнить и "Красную палатку" Михаила Калатозова. Это был один из немногих фильмов совместного производства — Италии и СССР. В основе фильма лежало крушение дирижабля Italia, которое случилось в арктических льдах в 1928-м. На поиски экспедиции отправился Руаль Амундсен (Шон Коннери) — в фильме показано, как он с веселой улыбкой ожидает ту самую смерть, о которой говорил в интервью: "О, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, в высоких широтах! Там я хотел бы умереть, только пусть смерть придет ко мне по-рыцарски, настигнет меня при выполнении великой миссии, быстро и без мучений". Последних членов экипажа Нобиле спас советский ледокол "Красин". Весь фильм показан как судебное заседание — живых и мертвых. Но на самом деле это беседа Нобиле с собственной совестью. И по итогу он обвиняет себя в одном проступке — желании принять горячую ванну.
Существует огромное количество фильмов на историческую тематику — от "Страстей Христовых" до "Титаника". Американский кинематограф почти любое событие мирового масштаба или масштаба страны показывает через судьбы рядовых людей, о чем бы ни шла речь — "Спасти рядового Райна" или "Убить полковника Курца в "Апокалипсисе сегодня". И только в фантастических фильмах может позволить себе жонглировать целыми планетами и цивилизациями.
НВО в своем сериале решили не трогать официальную советскую версию самоубийства, хотя показали, что за Легасовым следили. Показали, что последствия ЧАЭС — на долгие годы. Люди предпочитают забыть о таком — легче отдать жизнь и не думать. Но главный герой сериала Валерий Легасов не захотел отдавать жизнь молча. Он говорил правду до самой смерти, искал ее, был неудобным. Такие люди не вешаются.