Кто зарабатывает на реабилитации бойцов АТО
На сегодняшний день статус участника боевых действий получили 237 тыс. бойцов АТО. Украинские военнослужащие возвращаются "на гражданку" и вынуждены адаптироваться к жизни в уже забытых мирных условиях. Теоретически военнослужащим, военнообязанным и резервистам полагается не только бесплатная психологическая реабилитация, но и возмещение стоимости проезда до учреждения, где эта услуга будет оказана. Из государственного бюджета на эти цели выделяются деньги — в прошлом году почти 50 млн грн. и такая же сумма в этом. Эти средства получает Государственная служба Украины по делам ветеранов войны и участников АТО, которая затем заключает договоры с санаториями и лечебными учреждениями, где демобилизованные бойцы должны получить профессиональную психологическую помощь.
Но с организацией этого процесса как-то не сложилось — скандалы стали разгораться еще в прошлом году. Бойцам обещали проживание в приличных санаториях, ресторанное питание, консультации врачей, курс психологической реабилитации, посещение спортивных комплексов, экскурсии и т. д. Но по факту их селили в старых корпусах, а психологов они видели в лучшем случае пару раз на групповых сеансах. И это при том, что за 14-дневный курс такой "реабилитации" государство перечисляло в среднем по 5 тыс. грн. за каждого бойца.
Кульминацией истории стало недавнее сообщение СБУ, что в течение 2015 и 2016 гг. бизнесмены присвоили 12 млн грн., выделенных на психологическую реабилитацию бойцов АТО. Схема банальная: руководители санаториев в Ровенской, Львовской и Кировоградской областях подавали фальшивые документы на тендеры, которые проводила Госслужба по вопросам ветеранов войны и участников АТО, и получали возможность "освоить" бюджетные деньги. "Предприниматели, которые выигрывали в конкурсах, заведомо скрывали информацию о том, что у них нет специалистов-психологов и условий реабилитации бойцов в санаторно-курортных учреждениях", — сообщили "ДС" в пресс-службе СБУ.
Естественно, чиновники Госслужбы по делам ветеранов войны и участников АТО уверяют, что стали жертвой обмана. Якобы они не могли знать, что у некоторых победителей тендеров, мягко говоря, сомнительная репутация — имеется кредитная задолженность, ведутся судебные разбирательства и пр. Но в этом плане показательна история с санаторно-оздоровительным комплексом "Родничок" в Ровенской области, который в прошлом году выиграл тендер на 3,23 млн грн. Там должны были пройти психологическую реабилитацию 600 бойцов. По информации "E-data", ему перечислили 1,08 млн грн. По словам директора санатория, услуги были предоставлены 198 участникам АТО (из расчета около 5 тыс. грн. на человека). Но сами бойцы утверждают, что им предлагали за "откупные" в 1,5 тыс. грн. расписаться в том, что они якобы прошли курс реабилитации в "Родничке". Этой информацией заинтересовалась СБУ и открыла уголовное производство по статье "присвоение или растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением". Тем не менее в мае этого года Госслужба по вопросам ветеранов войны и участников АТО снова заключила договор с этим санаторием на сумму более 1 млн грн. на предоставление услуг психологической реабилитации 190 бойцам.
"Санаторно-курортное лечение ничего общего с реабилитацией не имеет. У человека посттравматическое стрессовое расстройство, а ему говорят: погуляй в парке, подыши свежим воздухом или сходи на электрофорез. Врачи в таких учреждениях всю жизнь лечили людей, которые проработали на заводе и приехали туда отдохнуть. Но люди, которые прошли войну, нуждаются в другом. У реабилитационного мероприятия две задачи: первая — снять травму и вторая — снова впустить человека в общество", — говорит военный психолог Андрей Козинчук.
Но государство все еще не определилось, как именно это надо делать. Парадоксально, но в Украине до сих пор не утвержден порядок предоставления услуг психологической реабилитации участникам АТО, нет протоколов оказания помощи бойцам при посттравматическом стрессовом расстройстве . "В мире давно разработала система психологической реабилитации участников боевых действий. Но в Украине до сих пор ориентируются на санаторно-курортную систему. Государственные чиновники ставят себе галочку, что они нашли место для реабилитации, руководители санаторных учреждений знают, что к ним пойдут бюджетные деньги, а что будет с бойцами, никого не интересует", — уверен Козинчук.