• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Говорите, вас прослушивают. Кто заказал скандал с Pegasus

Если роль фактов слабеет, добыча компромата через прослушку теряет смысл

AFP/Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Массовое наблюдение за политическими лидерами, журналистами и активистами с использованием шпионского программного обеспечения Pegasus израильской компании NSO Group мало-помалу вышло в топ горячих тем в СМИ. Над совместным расследованием, названным Pegasus Project, несколько месяцев трудились более 80 журналистов из 17 мировых СМИ.

О чем вообще речь

Израильская компания NSO Group в 2016 году разработала и вывела на рынок систему ПО Pegasus для суперэффективного взлома мобильных телефонов. Pegasus способна копировать отправленные и полученные на телефон сообщения, в том числе в популярных мессенджерах, собирать фотографии, записывать звонки, получать доступ к микрофону и видеокамере и отслеживать местонахождение телефона.

Как утверждает руководство компании, Pegasus хотя и продавали по всему миру, но лишь строго правильным пацанам: госкомпаниям, разведслужбам, правоохранительным органам и военным. В конечном итоге, доступ к Pegasus получили все желающие, и ее использование приняло тотальный характер. Шпионский айсберг такого размера неизбежно должен был совершить оверкиль, показавшись на всеобщее обозрение. И это случилось: общая база Pegasus из 50 тыс. телефонных номеров, которые могли быть взломаны, внезапно оказалась в распоряжении французской организации Forbidden Stories, а также Amnesty International, которые передали ее доверенным журналистам. Те, в свою очередь, уже идентифицировали более тысячи человек, телефоны которых взломали. В списке — политики, главы государств, руководители предприятий, гражданские активисты и, естественно, журналисты, числом аж 180, из именитых изданий, вроде CNN, New York Times и Al Jazeera.

В ходе последовавшего разбора полетов NSO Group заявила, что ничего незаконного не делала и продавала программу только достойным. Amazon сообщила, что разорвала некоторые из своих связей с NSO Group. Стоимость акций Apple на фоне опасений по поводу безопасности ее телефонов упала на 2,4%. А Эдвард Сноуден, живущий в России, которого процитировала The Guardian, деликатно назвав информатором, сказал, что Pegasus и подобное ему шпионское ПО следует запретить для международной продажи, и, вообще, относиться к нему, как к ядерным технологиям, торговля которыми жестко ограничена. Ну, и, само собой, журналисты и активисты, опасливо держась за места, уже взломанные, или пока только угрожаемые, брызжут кипятком, крича, что демократия в опасности.

На первый взгляд, это просто броуновское движение, в отрыве от осознания реальности. На второй – налицо все признаки спланированной операции. Верны, надо думать, оба взгляда, каждый на своем уровне.

Что происходит

Реклама на dsnews.ua

Мы живем в эпоху информационной избыточности, когда факты, как актеры, могут натягивать на себя любые личины. Фактов слишком много, они люто конкурируют, охватить их во всей полноте, пропустив хотя бы через минимальный фактчекинг, не способны уже не только интересующиеся любители, потомки пикейных жилетов из известного романа, но и аналитики – люди, которые получают за это деньги, убедив нанимателя в своей полезности. В итоге даже щедрый доступ к информации нередко дает минимальный КПД. Рабочая подборка фактов оказывается ограниченной самим фактующим, который, как Кай во дворце Снежной королевы, в меру своего понимания обстановки, выкладывает из них то, что пожелал заказчик. Попросту говоря, из фактов, как из конструктора лего, можно собрать все, что угодно — по желанию сборщика. Реалистичные оценки ситуации все чаще бывают возможны лишь с опорой на факт-блокчейн, где факты проверяются общей логикой и проверки осуществляются большими коллективами с мощной вычислительной базой. Все большую роль в таком анализе играют BigData и ИИ. Понятно, что делиться такими разработками с потребителями контента никто не станет, так что разрыв между версиями для широкой публики и реалистичными прогнозами растет.

К тому же подавляющее большинство рядовых потребителей контента примут ту версию событий, которая наилучшим образом сыграет на их эмоциях и низменных инстинктах, которые формируют их поведение по факту. Что же до собственно "фактов", включая и компромат, то они фальсифицируются все с большими легкостью и совершенством, включая аудио- и видеоматериалы "с места событий". Зачастую их уже сегодня дешевле и эффективнее сфабриковать по мере надобности, чем добыть неведомо где. Это резко снижает ценность реальной прослушки и подглядывания, как компромата.

Остается, таким образом, только оперативная деятельность по выяснению действительных намерений, мнений и дури разрабатываемого объекта, но тут уже на войне как на войне. Вменяемые люди не обсуждают по телефону серьезные дела, а встречаются лично (да-да!) или пользуются закрытыми каналами связи.

Здесь тоже есть своя борьба и свои подставы, но человеку в здравом уме, допускающему вероятность того, что он находится в разработке, и в голову придет обсуждать что-либо, действительно не предназначенное для посторонних ушей, по телефону, или направлять его камеру на что-то, действительно не предназначенное для посторонних глаз. Это относится ко всем политикам, госслужащим на значимых позициях, гражданским активистам, занятым реальной деятельностью, и информированным журналистам, всерьез пишущим о политике и экономике, если они адекватны. Конечно, среди перечисленных категорий лиц тоже встречаются идиоты, причем, их процент в последние годы удручающе растет. Но идиотов, ввиду стохастичной непредсказуемости их действий, обсуждать сейчас нет смысла.

Итак, если вы настолько эксклюзивны, что можете представить интерес для персональной слежки, то за вами, вне всякого сомнения, уже следят. Если же вы никому не интересны, за вами тоже следят, но в общем массиве BigData. Примите это, как данность и научитесь с этим жить, правильно оценивая собственную значимость.

Что такое Pegasus

Начнем с очевидных вещей: Pegasus – продукт, априори, для не очень богатых. Те, кто способен собрать собственную команду программистов, не станут покупать такие продукты на стороне. Факт огласки и выставления в продажу снижает ценность шпионского ПО в разы, разглашая его возможности и побуждая серьезных людей загодя предпринять защитные меры.

Иными словами, руководители NSO Group увидели нишу спроса – и вошли в нее с товаром, покупка которого дала возможность любому суслику почувствовать себя крутым хорьком. Действительно же крутые службы используют собственные разработки, которых наверняка много — просто о них не говорят. И даже изъятие Pegasus с рынка ничего не изменит. Освободившуюся нишу неизбежно заполнят другие предложения, легальные и нелегальные.

Кому и зачем нужен скандал

Средний потребитель контента настолько лишен способности мыслить логически, что вопрос о том, кто же все-таки слил Forbidden Stories и Amnesty International базу телефонных номеров Pegasus, а заодно и технологию поиска следов взлома, так и не поднялся над уровнем информационного шума. Между тем, это самый важный вопрос, ответ на который указал бы заказчика скандала. Очевидно, что Forbidden Stories и Amnesty International выступили просто субподрядчиками, распределив большой заказ между непосредственными исполнителями, теми самыми 80 журналистами из 17 мировых СМИ.

Но хотя заказчик спрятался в тень, его можно попробовать вычислить по тому, кому больше всех в этой истории прилетело.

На первый взгляд, больше пострадала NSO Group, у которой взломали общую базу телефонов, намеченных к разработке. Взлом базы, конечно — удар по репутации фирмы, но тут дело такое, с кем не бывает. К тому же, не факт, что он вообще был: сама NSO Group взлома своей базы не признала, и далеко не все телефоны из базы, подвергнутые проверке, несли на себе следы взлома со стороны Pegasus. Так что база, возможно, фиктивная, созданная на стороне, из кусочков информации, и не имеющая к NSO Group никакого отношения. В остальном же у фирмы все нормально: программу они продавали открыто, претензий к ее работе нет – напротив, в СМИ Pegasus называют лучшей из лучших – совсем неплохая реклама в том сегменте спроса, в котором она предлагается. Хотя, возможно, что конкуренты все-таки уведут у NSO Group часть клиентуры, разведя самых состоятельных покупателей Pegasus на что-то "еще более эксклюзивное". Кроме того, возможен запрет на легальную торговлю такого рода ПО на уровне… А, вот, действительно, на каком уровне? Через ООН такой запрет явно не протащат. На уровне ЕС и США с преследованием фирм, пренебрегающих запретом? Ну, разве что так — но рынок это не закроет, он просто уйдет в тень.

В общем, версия конкурентов NSO Group выглядит маловероятной, но все-таки не исключена. Тут можно вспомнить и о том, что WhatsApp еще в 2019 году обвинял NSO Group в причастности к взломам своего мессенджера. Здесь надо понимать, что в гигантах, производящих ПО мирового класса, не только шпионское, а вообще любое, крутятся огромные деньги и куча разных интересов, за которыми тоже стоят огромные деньги. На фоне таких денег Pegasus Project – так себе операция, что-то на уровне "подойти к клиенту на улице и попросить у него миллион, сопровождая просьбу идиотским смехом".

Далее, согласно заявлениям NSO Group, их клиенты — 60 разведывательных, военных и правоохранительных структур в 40 странах, причем список стран компания не разглашает. Но журналисты смогли установить основные страны, вносившие номера в базу Pegasus – при том, что происхождение самой базы остается темным. И публично назвали некоторые из них — это Азербайджан, Бахрейн, Венгрия, Индия, Казахстан, Мексика, Марокко, Руанда, Саудовская Аравия и ОАЭ. 

Вот это уже немного теплее. Список, конечно, неоднозначный, но некая общая логика в нем худо-бедно прослеживается.

Азербайджан вернул себе Карабах, вызвав недовольство Франции. Орбан в Венгрии не желает соблюдать равнение в общем строю ЕС. Саудиты разделывают на мясо журналистов. Руанда вместе с Россией активна в ЦАР, стала "африканским Сингапуром" и как-то слишком уже рвется вперед. И так далее – суммируя то, что известно о странах, вошедших в список, можно предположить, что в ЕС решили попытаться немного надавить на Израиль через США, побудив его ограничить экспорт технологий в Третий мир, и что инициатором этого выступили французы.

Насколько это может получиться, с какими целями предпринято и почему именно сейчас – на эту тему можно рассуждать долго, но в целом картина вырисовывается такая. Скорее всего, скандальчик – а это именно мелкий скандальчик, а не серьезный скандал, станет элементом более сложного торга. Заодно им можно попугать и обывателя, уведя его внимание от других проблем, как уже актуальных, так и тех, что скоро проявят себя.

К судьбам же мировой демократии, о чем кричат сейчас ньюсмейкеры, история с Pegasus Project отношения не имеет. Мировая демократия тяжело больна – но ее болезнь имеет совсем иную природу.

    Реклама на dsnews.ua