Кристаллы раздора. Как соль связана с золотом и разгромом Москвы
"К ссоре", - огорчаются, рассыпав соль, люди разного возраста и достатка, совершенно не задаваясь вопросом о том, откуда взялась эта недобрая примета. Между тем дело не в каких-то паранормальных свойствах белых крупинок. Корни распространенного суеверия кроются в не столь далеких временах, когда стоимость содержимого солонки могла превышать цену всего прочего движимого имущества семьи. И, соответственно, человек, погубивший такое сокровище, мог ожидать от домочадцев сколь угодно бурного выражения негодования, гнева и отчаяния.
В целом же на счету соленых кристаллов столько войн и примирений, крушений и вознесений, надежд и разочарований и вообще перемен в человеческих судьбах, что такой "урожай" не снился даже золоту и бриллиантам. Более того: часть исследователей полагает, что с этим необычайным веществом связано даже появление цивилизации. Во всяком случае, если верить данным археологов, старейшие из крупных человеческих поселений в Китае, Индии, Латинской Америке, Европе возникали именно там, где была самородная соль.
Вначале была соль...
О том, что первое живое существо на планете Земля появилось в соленых водах океана, мы узнаем еще в школе. Как, собственно, и о том, что наша кровь, слезы, слюна и вообще все биологические жидкости тоже содержат вещество с химической формулой NaCl. И пусть его процент относительно невелик (например, концентрация соли в крови может колебаться в пределах 0,5-0,9%), но именно оно обеспечивает постоянство давления жидкости во всех клетках и тканях. При существенном дефиците этого важного соединения в организме наблюдаются спазмы гладкой и скелетной мускулатуры, нарушения кровообращения, расстройство нервной системы и др.
Именно поэтому в пополнении запасов хлорида натрия (именно таково научное название поваренной соли) нуждаются все животные без исключения. Но если хищники автоматически получают его с мясом и кровью своих жертв, то травоядным приходится потрудиться, разыскивая либо способные концентрировать соль редкие растения, либо ее естественные выходы - солонцы.
По мнению большинства ученых, именно факт постоянного паломничества крупных травоядных к природным источникам соли некогда заинтересовал первобытных охотников. Довольно быстро оценив как вкус странной субстанции, так и связанное с ее употреблением улучшение самочувствия, они стали уносить соленые камни с собой. Произошло это ориентировочно за 15 тыс. лет до нашей эры.
А уже во времена неолита (около 9 500 - 1 000 лет до н. э) соледобыча стала полноценным промыслом. Так, в 2005 г. при раскопках близ города Провадия (Болгария) было обнаружено доисторическое поселение с несколькими солеварнями, созданными около 5 500 г. до нашей эры, в честь чего городище получило название Солницата. Сырьем для получения драгоценных кристаллов была вода из местного соляного источника, которую выпаривали в куполообразных глинобитных печах. Одна загрузка позволяла получить примерно 25 кг "солевого камня". А мощные стены, возведенные вокруг городища, помогали сберечь добытое сокровище при набегах врагов.
Свою редкую специализацию Провадия-Солницата сохраняла и совершенствовала в течение многих веков. Так, к периоду расцвета Варненской культуры (4500-4200 гг. до н. э.) город вышел на поистине промышленные масштабы соледобычи - 4-5 т.
Примерно в те же сроки (V-IV тысячелетие до н.э.) первый солеваренный промысел появился и в Древнем Китае. Согласно легенде его основателем был бог по имени Фей-Ну. Поэтому ежегодная церемония начала сезона солеварения, в которой традиционно принимали участие все принцы крови, была посвящена именно ему.
А за 3 500 лет до нашей эры соль впервые была выварена на территории Велички близ Кракова - там, где впоследствии возникли знаменитые королевские копи, легшие в основу могущества польской короны. В средние века продажа добываемой в ней соли обеспечивала не менее трети всех доходов государства.
Соль&власть
Открыв полезные свойства соли и осознав, насколько она необходима людям и животным, человечество почти немедленно поняло: владеющий этим сокровищем владеет миром. Но если в доисторическом периоде это знание приводило исключительно к межплеменным распрям за право владения "соленой землей", то расцвет первых цивилизаций ознаменовался появлением первых монополий на право производства и сбыта бесценного вещества.
Так, в VII в. до нашей эры государственная монополия на соль была установлена в Китае эпохи Чжоу. Таким образом, правитель получил эксклюзивное право решать, кому разрешить солеварение, а чью деятельность строго пресечь. Еще тщательнее контролировалась продажа. При этом счастливцы, получившие право торговать соленым товаром, обязаны были обеспечить поступление в казну заранее оговоренной прибыли. Соответственно, конечный потребитель соли вынужден был платить любую требуемую цену.
Примечательно, что эта практика с теми или иными вариациями продержалась в Поднебесной едва ли не 3000 лет. После единственной "соляной оттепели", предшествующей приходу к власти императора У-ди из династии Хань, госмонополия на производство и продажу хлорида натрия была восстановлена в 119 г. до н.э. и повторно упразднена лишь 1 января 2017 г.
Аналогичным образом единоличную власть короны над солью установил и царствующий дом Древнего Рима. В свое время именно это обстоятельство помогло будущему императору Октавиану Августу (63-14 гг. до н. э.) одержать победу в борьбе за наследие Цезаря. Раздав крупную партию соли и оливкового масла, он добился лояльности многих воинов погибшего Гая Юлия.
По одной из версий, этот акт невиданной щедрости положил начало традиции выдавать служивым регулярный солевой паек, которого было бы достаточно не только самому воину, но и его лошади. Сокровище представляло собой изрядный брусок выпаренной соли - solidus (что по-латински означает твердый, прочный, массивный). А уж этот специфический гонорар, в свою очередь, вдохновил императора Константина дать название "солид" новой золотой монете, выпущенной в 309 году. В дальнейшем "соленые" корни достались монетке несравненно меньшего достоинства - сольдо, впервые отчеканенной в Милане Генрихом VI (1190-1197 гг.).
В средние века ценность соли уже была настолько общеизвестна, что признание ее собственностью монархии стало нормой. Однако не все правители в равной степени мудро распоряжались этим достоянием. Так, в 1286 г. король Франции Филипп VI впервые вынужден был ввести временный военный налог на соль - габель. Благодаря этой мере государство смогло значительно укрепить армию и усилить влияние Франции в Европе. Однако уже при коронованном в 1364 г. Карле V габель стала не временным, а постоянным побором, который взимался более 400 лет - до 1790 года. При этом беднягам, вынужденным платить по самой высокой ставке, мино (старофранцузская мера объема, равная 34 дм²) соли обходился в 54-61 ливр, тогда как при отсутствии драконовского "интереса короны" они заплатили бы за него не более 8 ливров.
Образцом наиболее возмутительных манипуляций с этим репрессивным налогом считают период, когда, согласно повелению свыше, каждый француз старше 8 лет обязан был приобрести в год 7 кг соли, еженедельно покупая соответствующий ее объем по фиксированной цене. Уклонение же от данного предписания могло обойтись еще дороже - невзирая на пол и возраст, ослушнику грозила тюрьма, а то и смертная казнь. Немудрено, что такие "гуманные" правила периодически приводили к бунтам, вынуждавших действующих монархов умерять свои аппетиты. В результате с 1532 г. в составе страны появились провинции с различной ставкой габели, начиная с нулевого.
Как это делалось по-русски
Не миновали соляные страсти и жителей Киевской Руси (IХ-ХIII вв.). В Киево-Печерском патерике сохранилась запись об одном из самых крупных перебоев с поставкой драгоценного продукта соляных варниц, связанных с междоусобными войнами 1098 г. Именно они помешали прибытию в Киев "купцов из Галича и от Перемышля", в результате чего "не бысть соли во всей Руской земли". Чтобы немного облегчить тяжелое положение сограждан, своими стратегическими запасами "белого золота" решили поделиться крупные монастыри.
Именно в этот момент киевский князь Святополк Изяславич (1050-1113) решил, что сложившаяся ситуация является как нельзя более подходящим случаем для введения монополии на дефицитный товар. И даже предпринял попытку изъять запасы монахов для дальнейшего распределения по собственному усмотрению. Однако этому гениальному бизнес-плану не суждено было осуществиться. Узрев в поведении князя не заботу о народе, а жажду наживы, монастырские насельники так громко возроптали, что Святополк, опасаясь массового недовольства русичей, отказался от задуманного. В дальнейшем ни один правитель Киевской Руси не возвращался к этой идее. Добывать, продавать и покупать соль мог любой желающий. Кроме того, отдельное право на все мыслимые операции с ней получили монастыри.
Последние сохраняли его вплоть до 1646 г., когда указом царя Алексея Михайловича (1629-676) был введен централизованный налог на соль в размере 2 гривны 20 копеек с пуда. Однако этот "скромный сбор", вызвавший пятикратное подорожание необходимого продукта, оказался таким тяжелым бременем для народа, что тот взбунтовался. В 1648 г. царское решение пришлось отменить. И отстроить Москву, значительная часть которой была сожжена в ходе народной расправы над истинными и воображаемыми обидчиками.
Следующим монархом, рискнувшим ввести на русских землях налог на соль (правда, уже не прямой, а косвенный), стал Петр I. Этот побор с 1705 до 1881 гг. успешно кормил не только дом Романовых и государственную казну, но и многих представителей знати.
Соль родной земли
Фактически от порочной практики взимания высокого акциза с такого жизненно необходимого продукта, как соль, мир (за исключением Китая) окончательно отказался только в ХХ в. Но это не сделало хлорид натрия менее ценным веществом. И не только потому, что в его регулярном поступлении нуждается любое существо из плоти и крови, а и потому, что соль широко используется в промышленности. На сегодняшний день мировое производство этого важного соединения (во всех формах и из различных источников) составляет 210-295 млн т в год.
Украина входит в число счастливых стран, способных полностью покрыть текущие потребности в соли за счет собственных ресурсов. Наши "соленые сокровища" расположены в Днепровско-Донецкой впадине, Донецком и Закарпатском бассейнах, Предкарпатском и Преддобруджинском прогибах и представлены запасами каменной соли, рассолами, а также самородной солью Причерноморского региона.
Причем часть месторождений NaCl представляет ценность не только в качестве серьезной ресурсной базы, но и с точки зрения туризма. Так, например, гостям закарпатского поселка Солотвино представляется возможность спуститься в соляную шахту, посетить Музей истории соляных копей и искупаться в местном Мертвом море - озере крутого посола. А на Кинбурнской косе (она же страна Гилея, описанная Геродотом в V в. до н. э.) можно пройти одним из старинных чумацких шляхов и полюбоваться соляными озерами, среди которых есть совершенно уникальные - розовые. И, конечно, подобрать самородный соленый кристалл на память.